Об открытости информации и борьбе с терроризмом

На модерации Отложенный

… Вот когда в Беслане всех взорвали, среди множества обсуждений, которые тут же прокатились по всем СМИ, на тему «что теперь делать», было такое предложение в какой-то телепередаче: надо дать милиции денег, а она на эти деньги купит новые ксероксы, и вот эти вот фотографии на стенде «Их разыскивает милиция», будут хорошего качества. И люди будут их запоминать, и будет легче опознать террористов. После взрывов в московском метро реакция будет примерно такой же – больше денег дать милиции, чтобы она еще лучше боролась с террористами. Только одна закавыка - если нашей милиции дать больше денег, это просто выльется в то, что евсюковы будут разъезжать на все более дорогих машинах. Это и будет, так сказать, видимая часть «усиленного финансирования» и «структурной реформы».

Меня поразило тогда (после Беслана) это предложение не только своей убогостью и узостью взгляда. Меня поразило также то, что ведущий воспринял его абсолютно серьезно, что «да, может быть, надо с помощью новых ксероксов улучшить качество фотографий на стендах». Интересно, эти люди что-нибудь слышали об Интернете, о возможности передачи фотоизображения на расстоянии, о различных компьютерных программах, позволяющих видеокамерам слежения узнавать в толпе разыскиваемых террористов?

Я утверждаю, что открытие так называемых персональных данных и как можно более широкое открытие любой несекретной информации во всех сферах жизни в России принесет нашей стране только пользу.

Кликушеские крики о том, что «Как же так! У нас в подземном переходе можно купить ворованные базы данных ГАИ, БТИ, паспортного стола» и т.д. и т.п. рождает во мне встречный вопрос: «А почему эти базы данных, во-1, должны вороваться, а во-2, продаваться в подземном переходе?» Не проще ли выложить их в открытом доступе на сайте ГАИ? На сайте БТИ? И далее по списку? Кому от этого станет хуже? Тому, кто ворует машины и мошенничает с квартирами? Тому, кто живет не по средствам? Тому, кто пользуется поддельным паспортом для получения кредитов?

Тайна банковских вкладов существует, по-моему, только в Швейцарии и в России - причем, понятно, что Швейцария на этом делает деньги (привлекая ворованное), а Россия, а вернее - российские чиновники, пытаются это ворованное оградить от чужих взглядов. Законодатели пытаются закрыть все больше и больше массив информации, открытой для всеобщего пользования - раздаются разговоры о том, что тайной должны быть номера телефонов, ФИО людей, их паспортные данные, автомобили, на которых они ездят, и данные о квартирах, в которых они живут, и о месте регистрации.

Отмечу, что в тяжелое сталинское время домашний телефон Председателя Свердловского горисполкома был напечатан в простом телефонном справочнике. И никто не умер от нарушения тайны личной жизни.

Понятно, что это выгодно чиновникам - зачем кому-то знать, что при зарплате 10 тысяч рублей чиновник Х владеет двумя автомобилями BMW Х5 стоимостью каждый 150 тыс. долларов, его жена владеет коттеджем стоимостью 1,5 млн. долл., дочь владеет огромной квартирой в престижном районе... Жена и дочь по условиям задачи - безработные. Эта публика костьми ляжет, чтобы закрыть подобную информацию.

Оппоненты с пафосом восклицают "А представьте, что эти базы купят террористы..." Представил. Как-то нестрашно. Они ее и так могут купить. А вот представьте другое - стоит у меня у подъезда неизвестная машина - предположительно, набитая взрывчаткой, а я не могу узнать, кто ее владелец и не находится ли она в угоне (база ГАИ закрыта). Не могу узнать, где он прописан (данные паспортного стола закрыты). И тем более не могу знать, где он работает - эту базу неизвестно даже, где искать. И что я должен - звонить в милицию и просить их выехать потому, что эта машина вызывает у меня подозрения?! Да мне по телефону диагноз поставят: "Паранойя".

Только, видимо, люди, жившие в Волгодонске, в Москве - на Каширке и на ул. Гурьянова - они, к сожалению, такой паранойей не болели и милицию по пустякам не беспокоили. Они сейчас вообще никого не беспокоят, кроме оплакивающих их родственников.

Все это похоже на шпиономанию 30-х г.г. ХХ века - враги повсюду, и надо быть бдительными!

(рефрен многих заявлений силовиков). Только мы вам не скажем, где эти враги (там же). И фотографии их не покажем. И вообще ничего об этих врагах не расскажем - вы просто так бойтесь и бдите - на всякий случай. Создавайте домкомы и дежурьте ночами – в общем, займитесь чем – нибудь.

Варлам Шаламов писал о секте людей, которые на вопрос: «Как вас зовут?» отвечали: «Бог знает». И не выдавали свое имя – его должен знать только Бог. После сталинской переписи населения они все оказались в лагерях.

Видимо, для наших законодателей Бог – это государство. Остальным – знать не положено. Но тогда давайте будем до конца честными: если вы не хотите, чтобы кто-то знал, как вас зовут, поступите, как отец Агафьи Лыковой – увезите всю семью в тайгу, там вас точно подобными вопросами беспокоить не будут. А если живете в обществе – будьте любезны сообщить о себе сведения тем, кому они необходимы – то есть всем. И как бы это ни было страшно – осознайте, что эти сведения могут узнать, в том числе, и злоумышленники.

...В марте 2010 г. на сайте МВД РФ в окошке "розыск" разыскивалось аж 22 (!) человека по подозрению в совершении преступлений. И 2 человека разыскивались как без вести пропавшие. Есть еще сайт 112.ru – там разыскивают по подозрению в совершении преступлений 24 человека. По всей России. Как говорится, зачем мне пить весь океан слез – я все узнаю по одной слезинке (по сайту МВД). В то же время в любой, купленной незаконно базе, этих фамилий - десятки тысяч. Только фотографии к этим фамилиям не прилагаются, поэтому идентифицировать людей, которые находятся в базе розыска, очень трудно – если только он назовется своим настоящим именем.

Предполагаю, что общество в целом видит опасность того, что Россия теряет конкурентоспособность на мировых рынках – в том числе и по причине тяжкого звероподобного рвения, с которым мы таим информацию друг от друга. Президент страны постоянно говорит о модернизации экономики – видимо в обстановке всеобщей секретности. Придумываются национальные проекты. Правительство издает Постановления. Все это направлено на то, чтобы Россия смогла как можно быстрее перейти на рельсы постиндустриальной и прозрачной экономики, где информация ходит открыто.

Закрытость наших спецслужб мешает свободному обмену информацией с обществом – и нет сегодня охотников «сотрудничать» с этими службами путем написания заявлений, последующего написания объяснения к нему и подписания различных протоколов – и все это только путем личного визита в здание УВД.

Закрытость наших компаний мешает их капитализации – нет охотников вкладывать деньги в предприятие, менеджеры которого на вопросы о реестре акционеров и о структуре доходов и расходов отводят глаза и застенчиво переспрашивают: «А вам зачем?»

А постиндустриальное общество главной ценностью предполагает ИНФОРМАЦИЮ - ее свободное хождение и обмен. Но только путь, который бюрократия предлагает для достижения конкурентоспособности страны в постиндустриальную эпоху, с моей точки зрения, неприемлем.

Как бы то ни было, с большими или меньшими потерями, но Россия обязана быть в клубе государств, живущих открыто – под открытыми лучами общественного контроля тяжело произрастать терроризму, коррупции и оргпреступности.

P.S. Чтобы этот текст не был пустым звоном, сообщаю о себе собственные персональные данные:

Головин Дмитрий Александрович. Родился 18 марта 1964 г. в Свердловске. Индивидуальный предприниматель с 03.09.1997 г.

(свидетельство IV- ВИ №4476 выдано Верх-Исетской Администрацией г. Екатеринбурга 03.09.1997 г.)

Вид деятельности: Прокат строительных инструментов без залога.

Общественная работа: НП "Комитет 101".

Председатель Совета НП «Комитет 101»

Прописан: Екатеринбург, ул. Фролова, 29 кв. 130

Паспорт 65 02 № 545 933 выдан 09.01.2002 г. Верх-Исетским РУВД г. Екатеринбурга.

Тел. 8-912-20-22-300

С уважением, председатель Совета НП "Комитет 101" Головин Дмитрий Александрович