Недопущение Химической войны 1942-1945
На страницах Макспарка и в нете вообще наблюдаю неверные суждения, недопонимания вокруг сути и возможности применения химоружия во ВМВ. Хочу внести посильную ясность в этом вопросе и приглашаю к разумному диалогу всех заинтересованных.
Использование химического оружия и бактериологических средств в ходе ведения военных действий было запрещено в 1925 г. Женевским протоколом. Подписание этого международного договора было вызвано опасными последствиями применения химических газов в годы Первой мировой войны, когда от отравляющих газов пострадало около 1,3 млн человек, из которых около 100 тыс. погибло. Однако ОВ продолжали локально применяться в Испании, Эфиопии и тд.
Химические войска были созданы в Германии с 1934, а технология доставки была досконально отработана. Но в то время, как все страны "оперировали" прежними, еще с ПМВ известными ОВ: хлором, фосгеном и ипритом, нацистская Германия стала причиной КОРЕННЫХ преобразований в сфере химического оружия, случайно открыв новые Мощные ОВ - нервнопаралитические агенты: табун( 1937г), зарин( 1939г) и зоман( 1944г). В добавок к известным ОВ, в своем большинстве захваченным во Франции, нацисты произвели и разработали огромное количество некоторых новых химических агентов, но химоружие не было ими применено, так как немецкая разведка ОШИБОЧНО считая, что антигитлеровским Союзникам также известно об этих веществах, побоялась широкомасштабного ответного удара с применением этих химических веществ. Пожалуй, в не меньшей степени Полномасштабную химическую войну немцам не позволили развязать также Климатический( Западный перенос воздушных масс) и связанный с ним Метеотехнический( хорошо известно насколько Целенаправленно союзники выбивали немецкие метеостанции, занимаясь метеоослеплением врага) факторы + разумеется, фактор самой Возможности доставки ОВ - ее у немцев в отношении англо-амеров ко второй половине войны уже, почти, не было; У нас почитай все силы, за скромным исключением, тоже уходили на создание только фронтовых самолетов и наземного вооружения. Только наши союзники могли себе позволить оперировать колоссальными армадами стратегических бомберов.
После поражения немцев под Москвой одна из экстренных мер новой летней компании предусматривала применение против войск Красной Армии химических ОВ, имевшихся в избытке в Германии, но использование которых запрещалось международными соглашениями. В начале 1942г начальник разведывательного отдела штаба Запфронта полковник ЯТ.Ильницкий докладывал начальнику Разведуправления Генштаба Красной Армии о том, что что в лагере для военнопленных, который располагался в Варварово (26 км юго-восточнее н.п. Холм Журковский), немцы произвели варварские испытания какого-то ОВ нового типа на советских военнопленных, снабженных нашими противогазами. Эксперимент закончился трагически — все военнопленные, которых заставили принять участие в этом эксперименте, погибли. Тем более, что наши на фронте, как правило, быстренько выбрасывали сам противогаз и использовали противогазную сумку по "более необходимой" надобности.
Заражение местности из автоцистерны ипритом
Специалисты Главхимуправления так оценили добытую новинку: «…Исследования нового немецкого противогаза «FE-41» показали, что этот противогаз представляет для нас большой интерес, так как он в конструктивном отношении, в особенности по защитной мощности, значительно отличается от старых образцов «FE-37». К настоящему времени противогаз «FE-41» является первым иностранным образцом, обладающим УНИВЕРСАЛЬНОЙ защитной мощностью... Таким образом противохимическая защита наших войск, как и войск всей Антигитлеровской коалиции была ТОЖЕ НЕСОПОСТАВИМА с немецкой. Донесения военных разведчиков о резкой активизации ускоренной подготовки Германии к химвойне на Восточном фронте вызвали тревогу Москвы. Причем интенсивные мероприятия германского командования были направлены на подготовку к химической войне не только на фронте, но и в глубоком нашем тылу. Над нами нависла серьезнейшая угроза масштабной химвойны.
Отрывки из переписки Сталина с Черчилем: Получено 21 марта 1942 года.
У. ЧЕРЧИЛЛЬ И. В. СТАЛИНУ*
ЛИЧНО И СЕКРЕТНО
1. ...
2. Посол Майский был у меня на завтраке на прошлой неделе и упоминал о некоторых признаках того, что немцы при попытке своего весеннего наступления могут использовать газы против Вашей страны.
Посоветовавшись с моими коллегами и начальниками штабов, я хочу заверить Вас в том, что Правительство Его Величества будет рассматривать всякое использование ядовитых газов как оружия против России точно так же, как если бы это оружие было направлено против нас самих.
Я создал колоссальные запасы газовых бомб для сбрасывания с самолетов, и мы не преминем использовать эти бомбы для сбрасывания на все подходящие объекты в Западной Германии, начиная с того момента, когда Ваши армии и народ подвергнутся нападению подобными средствами.
3. Представляется необходимым рассмотреть вопрос о том, следовало ли бы нам в соответствующий момент выступить с публичным предупреждением о том, что таково наше решение.
Подобное предупреждение могло бы удержать немцев от добавления нового ужаса к тем многим, в которые они уже ввергли мир. Прошу Вас сообщить мне, что Вы думаете по этому поводу, а также оправдывают ли признаки подготовки немцами газовой войны это предупреждение...
stalin cherchil
И. В. СТАЛИН У. ЧЕРЧИЛЛЮ *
ЛИЧНО И СЕКРЕТНО
Благодарю Вас за послание, переданное мне на днях г. Керром. Я имел беседу с г. Керром, и у меня создалось убеждение, что наша совместная работа будет протекать в атмосфере полного взаимного доверия.
Выражаю Вам признательность Советского Правительства за заверение, что Правительство Великобритании будет рассматривать всякое использование немцами ядовитых газов против СССР так же, как если бы это оружие было направлено против Великобритании, и что британские военно-воздушные силы не преминут немедленно использовать имеющиеся в Англии большие запасы газовых бомб для сбрасывания на подходящие объекты Германии.
Правительство СССР считает, что выступление Британского Правительства с указанным выше предупреждением Германии следовало бы произвести не позже конца апреля или начала мая.
Советское Правительство было бы весьма благодарно, если бы Британское Правительство могло помочь СССР получить в Англии некоторые недостающие химические средства обороны, а также средства ответного химического удара, имея в виду возможность химического нападения Германии на СССР. Если с Вашей стороны не будет возражений, я мог бы в ближайшее же время направить в Англию специальное лицо по этому делу.
29 марта 1942 года. Британский премьер-министр согласился принять в Лондоне советского специалиста по вопросам противохимической обороны и контрнападения в целях реализации просьбы Сталина о передаче Советскому Союзу некоторых химических средств обороны, а также средств ответного химического удара. 14 мая 1942 г. один из резидентов советской разведки, имевший источников в Германии, сообщал в Центр: «…Огромное впечатление на гражданское население Германии произвела речь Черчилля по поводу применения газов против Германии в том случае, если немцы будут применять отравляющие вещества на Восточном фронте. В городах Германии очень мало надежных газоубежищ, которые могут охватить не больше чем 40% населения…».
По оценке этого резидента военной разведки, «…в случае применения Гитлером химического оружия на Восточном фронте в ходе вполне реального ответного удара погибло бы около 60% ( ?!?) населения Германии от британских газовых бомб».
Опасаясь неминуемого ответного удара, Гитлер в 1942 г. отказался применять химические отравляющие вещества на восточном и западном фронтах. Сорвать эти планы позволили успешные действия военных разведчиков, настойчивые доклады начальника ГРУ ГШ Красной Армии Верховному Главнокомандующему и согласованные действия руководителей СССР и Великобритании. Таким образом, Черчиль со своей предельно ясной позицией СПАС НАС от тяжелейших бедствий химической войны. Прекрасно известно, что Черчиль готов был применить ОВ сначала вынужденно - при серьезном вторжении противника на острова, а после 1942г произвольно - для накрытия Германии и принуждения немцев к миру. При этом наши союзники имели ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ для проведения ЭФФЕКТИВНОЙ химвойны в отношении нацистов, ведь даже сама природа была за них в этом вопросе, но не пошли на это, довольствуясь малым.
Что касается массированного Фронтового применения ОВ, то послевоенный допрос Геринга показал, что газ нервно-паралитического действия не использовался при защите Атлантического Вала и далее во многом потому, что немцы так и не сумели создать приемлимые( достаточно "мощные") протигазы для лошадей. Ведь в виду нехватки техники и особенно горючего вермахт ОЧЕНЬ зависел от гужевого транспорта. С одной стороны Гитлер, как лично пострадавший от ОВ побаивался и недолюбливал "химию", с другой ярые нацисты Гебельс и Лей во главе с фюрером осенью 1944г, когда превосходство союзных армий в живой силе и технике стало подавляющим, предлагали применить боевые ОВ, но генералитет их не поддержал. Итак, обладая ОВ нового поколения( нервно-паралитического действия, отличающихся от всех других газов огромной токсичностью и способностью поражать при любых способах попадания в организм: через дыхательные пути, кожный покров, желудочно-кишечный тракт), немцы были впереди всех и в противохимической защите - кроме лучшего в мире противогаза в Германии разработали и средства индивидуальной защиты! Прорезиненный общевойсковой защитный комплект, созданный в конце войны, стал самым передовым по своей конструкции среди аналогичных образцов. Впоследствии на его основе создали аналогичный советский комплект, применяемый до сих пор. Однако приемлимо оснастить противогазами и прочей защитой городское гражданское население немцы уже не успевали. Будучи впереди планеты всей в области ОВ, немцы этого даже не знали!! Но в любом случае вести на равных хим войну с нашими союзниками они НЕ МОГЛИ в силу погодных и технических условий. Большая химвойна была недопущена из-за ее малой предсказуемости, недоизученности, заблуждений немцев по поводу паритета в новых ОВ и их недостаточной подготовленности, включая затронутые мной выше факторы.
Комментарии
...ФУГАСНОГО действия