Госкорпорация «Росмедаль»
На модерации
Отложенный
Чтобы обезопасить себя от провала в Сочи, решили: увеличить количество чиновников, создать новые руководящие органы, привлечь прокуратуру и западные консалтинговые компании. О спорте на президентском совещании не говорили…
На решение спортивных проблем после Ванкувера набросились всем миром и с невиданной ранее яростью. Новости с экстренных заседаний различных структур — от Олимпийского комитета России до самой провальной спортивной федерации — напоминают сводки с поля боя. В числе «добровольно павших» после прозрачного намека президента о необходимости уйти в отставку — восемь руководителей отечественного спорта во главе с президентом ОКР Леонидом Тягачевым. Без критических залпов не обходятся даже торжественные мероприятия вроде награждения в Кремле героев-паралимпийцев, Счетная палата разбирается с неэффективным расходованием средств на подготовку олимпийцев, спортсмены пишут письма и раздают интервью, способствующие очередной смене начальства в том или ином ведомстве.
Пика критическо-разоблачительная эпопея достигла к пятничному заседанию президентского Совета по развитию физкультуры и спорта, спорта высших достижений и проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, Всемирной универсиады-2013 в Казани. Для полноты картины к названию одного из ответственных за развитие спорта органов следовало бы добавить «участие в Олимпиаде-2012 в Лондоне» и «подача заявки на поведение чемпионата мира по футболу», но и без того функции совета размыты до невозможности — как, впрочем, и других официальных и неофициальных спортивных и околоспортивных структур.
Накануне заседания в Сочи в адрес президента и премьера было отправлено очередное открытое письмо от группы известных ветеранов-спортсменов, лейтмотивом которого и стали претензии к структурной неразберихе в управлении. «Результаты Ванкувера-2010 явились закономерным итогом длительного периода деградации советской спортивной системы и многочисленных экспериментов с системой управления отечественным спортом. В итоге мы получили ситуацию, когда за спорт высших достижений отвечало сразу несколько ведомств с размытыми функциями, полномочиями и ответственностью, а за массовый спорт по большому счету — ни одно… Нет ни управления, ни ответственности, ни технологических возможностей для качественного рывка в развитии российского спорта».
Золотые слова, умные люди писали. Очевидно, из тех, о ком и говорится в письме: «Должны прийти новые люди, качественно понимающие проблемы, имеющие возможности и опыт их решения».
Но таковых на заседании совета в Сочи не обнаружилось. Уцелевшие (в том числе министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко) отчитывались, проверявшие (в том числе губернатор Московской области Борис Громов) предлагали решения, наиболее шумно настроенные (в том числе спикер Госдумы Борис Грызлов) разоблачали развал, некомпетентность и коррумпированность спортивных структур. Президент РФ Дмитрий Медведев критический пафос поддержал, однако сурово осадил очередные попытки «мочить» друг друга в борьбе за освободившиеся кресла. И на всякий случай пригрозил всем спортивным чиновникам прокуратурой.
Но никто не задался простейшим вопросом: а где были все нынешние критики, включая первых лиц государства, когда в очередной раз ими воссоздавалось министерство спорта без четкого определения его функций? Почему подготовку будущих олимпийцев к Сочи-2014 надо именно форсировать (определение Д.А. Медведева) и кто ответствен за бездействие после «великой субтропической победы» в Гватемале? Кто именно способствовал превращению Олимпийского комитета в «туристическое агентство» и благодаря чему во главе его восемь с лишним лет стоял некомпетентный чиновник, которого сменил до майских перевыборов никому не известный заместитель по фамилии Казиков?
После Ванкувера все прозрели и как-то резко поумнели. Но это ненадолго. При всей обширности обсуждавшихся проблем вывод можно было сделать простой: на основы (вернее, на их отсутствие) никто не покусится, потому что тогда надо начинать с себя и ничего хорошего народу не обещать. Как минимум можно сменить несколько чиновников, как максимум — реформировать спортивные структуры и оптимизировать процесс подготовки к домашней Олимпиаде.
Для того чтобы воплощать в жизнь новую концепцию развития физкультуры и спорта, надо иметь хотя бы представление о том, какой она должна быть. Кстати, концепцией развития олимпийского движения будет заниматься новая структура, которую возглавит один из предполагавшихся кандидатов на пост главы ОКР, вице-спикер Законодательного собрания Краснодарского края Ахмед Билалов.
Количество ответственных органов увеличивается, круг претендентов на место президента ОКР уменьшается (уже объявили о своем неучастии спортивный бизнесмен Михаил Прохоров и его нынешняя правая рука по Союзу биатлонистов Сергей Кущенко), к лету послеванкуверские страсти утихнут, и все в основном останется по-прежнему.
О детях и доступном массовом спорте в Сочи тоже говорили, но как-то вскользь, не очень определенно. Не доросли мы до смены курса. Забота об олимпийских медалях совершенно не противоречит заботе о здоровье нации только в том случае, если этому соответствует достойный уровень жизни и наличие системы и в области физической культуры, и в спорте высших достижений. Про систему, со слов министра Мутко, нам пора забыть, а лозунг «Нам медали не нужны, важней здоровье всей страны» еще пригодится — но только не сейчас, а после одного-двух грандиозных провалов, равных ванкуверскому. В этой связи возникает вопрос: а зачем тогда нам министр спорта? Ведь именно он должен отвечать, так сказать, за массовую физкультуру, потому что за спорт высоких достижений и без него много кто отвечает…
Комментарии
Ростислав Мурзагулов, советник, и.о. президента ОКР:
— Игорь Борисович Казиков сейчас является и.о. президента по нескольким причинам: во-первых, исполняющий обязанности президента может выбираться только из числа вице-президентов по уставу, во-вторых, он уважаемый и достойный человек, который справится со всеми обязанностями. Так решил исполком. А станет ли Игорь Борисович президентом ОКР, узнаем к 19 апреля. Однако он никогда не высказывал своих президентских амбиций. Не стоит уповать на то, что Казиков будет вести политику Тягачева. Новые усовершенствованные концепции обязательно появятся. Сейчас все в Олимпийском комитете понимают необходимость этих преобразований. Создана комиссия по реорганизации ОКР во главе с Ахмедом Билаловым, естественно, модернизация будет. В общем-то, что касается фигуры Казикова, он не так давно на позиции первого вице-президента и вряд ли имеет смысл говорить о том, что он причастен к неудачам на Играх в Ванкувере, вина на других функционерах ОКР. Решение Писеева, Логинова, Славского и других руководителей федераций об отставке было добровольным — по сути, их никто не мог заставить уйти. Но они ведь прекрасно понимают, что в ответе за свои слова. Освобождая кресла президентов федераций, они совершили мужественный поступок и заодно поддержали Тягачева.
Чиновник ОКР, не пожелавший называть фамилию:
— Казиков выбран и.о. президента ОКР только до 20 мая. На руководящий пост будет поставлен совершенно другой человек, ведь старая система должна быть изменена, уничтожена на корню. Во главе ОКР не должен стоять великий спортсмен или политик. Миллион газет уже написали о кандидатуре Ахмеда Билалова (член фракции «Единая Россия», первый заместитель председателя Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. — Е. Л.), он председатель комиссии по реорганизации ОКР, но у него лишь поручения от Медведева сделать новую концепцию ОКР. Это единственный человек, который успешно ведет олимпийские проекты.
Мелькают фамилии Прохорова, Потанина… Это еще может быть. Но не спортсмены: Попов, Сихарулидзе, Роднина, Фетисов… Потому что нужен менеджер, талантливый управленец, который знает, как наладить бизнес-процесс в спорте. То есть будет создаваться своеобразная «госкорпорация» «РОСМЕДАЛЬ»: медали, безусловно, нужны, кровь из носа, — для престижа. Также будут созданы наблюдательные советы из людей, понятных президенту и премьеру, будет проводится жесткий аудит отпущенных средств. Счетная палата сейчас «сидит» на спортивных федерациях: куда потратили деньги и сколько по-настоящему должен стоить инвентарь. Складывается понятная и прозрачная система. Вакансия на пост руководителя этой «госкорпорации» открыта.
А что касается менеджмента, то уже привлекли международную консалтинговую компанию TSE*. Именно она помогла «наштамповать» медали австралийцам, канадцам, американцам. Потому что во главе у нее все достижения научно-технического процесса, медицины, там знают, как добывать медали. С ТSE уже договор есть. Привлекают и другую компанию, чье название пока в секрете, потому что формально еще нет договора. Так что сейчас уже все структурируется, и начинается конкретный бизнес-процесс.
* TSE Consulting — консультирует спортивные организации, города и страны, в которых проводят крупные соревнования. Клиентская база: Австралийский олимпийский комитет, Американский олимпийский комитет, Канадский олимпийский комитет и другие.
Комментарии