Мафия величия

На модерации Отложенный

Крупный криминальный авторитет — “МК”: “Не случайно перед гробом Япончика несли российский триколор. Власти к нам доброжелательны, потому что коррупция всесильна”

“Мафия бессмертна” — сегодня в России это крылатое выражение крылато как никогда. Русская мафия не почила в бозе с уходом кровавых 90-х. Скорее наоборот — переживает сегодня необыкновенную эволюцию. Мафиози настолько тесно срослись с госаппаратом, что с первого взгляда порой и не отличишь, кто перед тобой: король преступного мира или высокопоставленный сановник.  

С оргпреступностью пытаются бороться на всех уровнях. Как стало известно “МК”, в ближайшее время даже будет выпущено постановление пленума Верховного суда, посвященного российской мафии. В новом документе судьи разъяснят, как нужно рассматривать подобные дела с учетом изменений в законодательстве и ужесточения ответственности к лидерам криминальных сообществ. Весьма символично, что как раз накануне исторического пленума начался процесс над одним из авторитетнейших мафиози Тариэлом Ониани по кличке Таро.  

“МК” последил за ходом процесса. А также с помощью одного из знатоков российского преступного мира попытался ответить на вопрос: что такое русская мафия сегодня?

Российские криминальные авторитеты избавляются от сталинского наследия и соревнуются между собой в силе интеллекта. Многоходовые комбинации этих “гроссмейстеров” ставят в тупик власти. Но сами мафиози с интересом смотрят на чиновничьи войны, которые идут по всей стране, и вносят в эти “бои без правил” свою посильную лепту.  

Что такое русская мафия сегодня? Об этом “МК” рассказал  криминальный авторитет высшего ранга, знаток новейшей истории российского подпольного мира. По понятным причинам он пожелал остаться неизвестным.

— В России сегодня все-таки есть оргпреступность такого уровня, который можно назвать мафией?

— Она существует, и никаких объективных причин для ее исчезновения нет. Где есть серьезный бизнес, есть и серьезный криминал. Это разные этажи одного и того же здания. Просто сейчас никому не выгодно говорить о русской мафии: она слишком прочно вросла в экономику и политику. Миф о закате русской мафии заинтересованы распространять ее второстепенные фигуры, не уверенные в своей безопасности. Это старый трюк всех нелегальных синдикатов мира. Да еще наши правоохранители вместо настоящих мафиози подсовывают публике каких-то воров в законе мелкого пошиба и южного разлива. На них можно свалить все грехи. Например, сказать, будто именно они держат под контролем нашу стройку века — олимпийский Сочи. Там этого и близко нет, зато под байки на криминальную тему на Олимпиаде смело могут греть руки чиновники.

ЦИТАТА В ТЕМУ

“В России сегодня действуют 249 организованных преступных формирований (ОПФ). В их состав входит 11 622 человека. В Москве на оперативном учете стоит 12 преступных группировок, в Московской области — 10”. Глава Департамента уголовного розыска МВД Искандар ГАЛИМОВ.

— В МВД говорят, что численность ОПФ за последний год выросла. Это так?

— Если экономика страны падает, то возрастает только число шпаны, сбитой в шайки. Играя словами, можно, конечно, и их назвать ОПФ. На самом же деле ОПФ контролируют бизнес. И если у бизнеса плохи дела, то как их число может вырасти? Но когда милиция хочет показать эффективность своей работы, под понятие ОПФ начинают попадать мелкоуголовные структуры. Правоохранительные органы заинтересованы молчать о действительно влиятельных фигурах русской мафии. От них она может иметь либо крупные деньги, либо крупные неприятности — на выбор. И выбор этот в последнее время явно склоняется в пользу денег. Вообще, чем коррумпированнее милиция, тем увереннее себя чувствует мафия.  

— Вы говорите “русская мафия”. Она действительно имеет национальную окраску?

— Любая мафия изначально имеет земляческую масть. Например, у многих она ассоциируется с итальянскими тайными организациями, хотя реально первыми были кланы ирландцев в Америке. Организованный криминал имеет в основе низкое положение этнических меньшинств, особенно иммигрантов. Бывает, наличие собственного нелегального синдиката надолго остается вопросом этнической гордости, как, например, воры в законе среди выходцев из Грузии. В принципе сегодня во всем мире преступность высокого уровня постепенно подстраивается под экономику, а та не знает государственных границ. Однако русская мафия особая, и к ней это не относится. Она и сегодня четко понимает свою национальную принадлежность. Не случайно перед гробом ее крестного отца Япончика несли российский триколор, и под ним он сошел в могилу. Это символично, и по-другому быть не могло. Кстати, русскую мафию лучше называть российской, поскольку она терпима к людям разных вероисповеданий (сегодня у ее первых лиц под рубашкой можно увидеть и крест, и полумесяц, и щит Давида).  

— И в чем специфика современной российской мафии?

— Прежде всего она никогда не была замешена на идее национального реванша (русские слишком огромный народ, чтобы чувствовать себя меньшинством или чужаками). У нее в основе вселенская идея власти, превосходства в личном и материальном отношении. Русские везде очень быстро начинают диктовать свое. Когда тот же Японец ринулся в Америку, то вошел туда как нож в масло.  

И вообще у российских мафиози упрямство, как у ирландских бандитов, и взрывная жестокость сицилийцев, и нацеленность на финансовые стратегии, как у группировок еврейского происхождения. А знаете, кому сказать “спасибо” за то, что наша мафия самая мафиозная? Товарищу Сталину. Благодаря его режиму в недрах правоохранительных органов была изобретена каста воров в законе. Целью этого советского “креатива” было усиление контроля над криминальным элементом, прежде всего в местах лишения свободы. При режиме того времени тюремный опыт имели миллионы граждан, соответственно, фактически на всю страну волей-неволей распространялось мощное психологическое влияние этой касты. И она была структурирована властями по рангам и территориям.

ЦИТАТА В ТЕМУ

“Хорошо бы в России человека только за то, что он признал себя вором в законе, сажали. Так делают в Грузии, и потому-то большинство грузинских авторитетов и обосновались в России. Добровольно от своего звания они отказаться не могут. Если ты говоришь, что ты не вор в законе, — это “западло”. Искандар ГАЛИМОВ.

— А что если будут внесены изменения в законодательство, и только за то, что он признал себя вором в законе, человек получит срок?

— Такое невозможно в государстве, которое называет себя правовым. Да и ни один персонаж мафиозного уровня не спешит называть себя вором в законе. Когда-то вор не мог позволить себе иметь семью, собственность, работу, но теперь об этом остались одни воспоминания. А в правоохранительных органах продолжают переводить стрелки на заурядных брутальных ребят, которые если и причастны к мафии, то играют в ней роль статистов.  

— А как выглядят и ведут себя современные криминальные авторитеты?

— Если говорить именно о людях мафии, то они сосредоточены в основном в московском регионе и имеют свой собственный стиль. В столичных авторитетах парадоксально сочетаются два качества — подчеркнутая интеллигентность и крайняя агрессивность. Среди них стало модным вести собственные творческие проекты — от религиозных до кинематографических. Наркотики категорически не приемлются, спиртное употребляется очень умеренно (алкоголя никогда нет на деловых встречах). До сих пор у столичных авторитетов, связанных с силовым блоком (те, кто занимается “физическими воздействиями”) мафии, выбиты “генеральские” звезды под ключицами. Эта традиция наверняка скоро уйдет, но пока ее придерживаются. Входит в моду еще один атрибут — начинают делать татуировки российского триколора.

Я говорю, конечно, не о грузинских законниках, которые обосновались в Европе, ведут себя слишком шумно, и до бесконечности этого терпеть никто не станет. Хотя европейские журналисты именуют их русской мафией, они не имеют с ней ничего общего. Кстати, все российские мафиози подчеркнуто проявляют патриотизм (хотя и не любят уточнять, в чем именно). И у этого глубокие корни. Когда немцы наступали на наши северо-западные территории, где было много лагерей, воры в законе пытались образовывать нечто вроде партизанских отрядов.  

— А есть какие-то возрастные ограничения? Есть ли дресс-код для мафиози?

— Как таковых ограничений по возрасту нет, но реально самым молодым среди высшего мафиозного сословия — не меньше 50 лет. Там предполагается жизненный опыт и глубокое понимание человеческой натуры. Культуре одежды уделяется большое внимание, но это общий признак цивилизованности. Внешне они ничем не отличаются от тех, с кем имеют дела. Однако считается недостойным употреблять жаргон, у них более сдержанная и правильная речь, чем у их окружения. Нормально, если человек скажет о себе: “В сутках 24 часа, из них 8 у меня уходит на отдых, 14 — на самообразование, час — на личные дела и последний из оставшихся часов — на работу на мафию”. И, поверьте, это будет очень эффективный час.  

— Какие табу для них сегодня существуют?

— Есть табу разве что для профессиональных криминальных судей. Тех, кто занимается исключительно судейством, и ничем другим. Их единицы, и это очень консервативная каста. Они не должны быть коммерсантами и вообще богатыми людьми, чтобы исключалась всякая предвзятость. Двери своих квартир самые принципиальные из них не просто никогда не запирают, но еще и держат приоткрытыми. Тем самым они подчеркивают, что брать у них нечего. И даже их дети не должны быть состоятельными людьми — это незыблемое правило. А еще они практически не держат при себе деньги, не носят с собой кошелек, кредитную карту.  

— Прям коммунизм какой-то… Как же криминальные судьи живут совсем без денег?

— Вокруг всегда существуют люди, которые решают все денежные вопросы. Чаще судью “опекают” один-два проверенных человека. Судья не должен отвлекаться на решение бытовых проблем, когда в его руках судьбы. Кстати, смертный приговор выносится только тремя судьями. И если один из них против, то вердикт отменяется.

СПРАВКА "МК"

По данным МВД, на оперативном учете в органах внутренних дел РФ сегодня числятся 149 воров в законе. В прошлом году было арестовано за различные преступления 48 авторитетов, что на треть больше, чем в 2008-м. Кроме того, на сегодняшний день в колониях, СИЗО и тюрьмах отбывают наказание 92 вора в законе.

— А можете назвать несколько имен?

— Имена под запретом. Это же не гангстеры и киллеры прошлых лет, которые тешили самолюбие, читая в газетной хронике про собственные подвиги. Русские лидеры криминала называют себя просто авторитетами, да и то неохотно.  

Кстати, финансовый гений мафии Майер Лански (уроженец Белоруссии), который почти полвека был главной фигурой межгосударственного подпольного мира, уверял, будто всю свою жизнь являлся респектабельным бизнесменом. Он готов был судиться со всеми газетами, которые утверждали обратное. И таким же был Японец. Но это индивидуальный стиль людей. Парадокс состоит в том, что с таким же успехом можно в открытую говорить о своей близости к оргпреступности, результат тот же: ты продолжаешь заниматься своим делом. Поэтому я и даю вам сегодня это интервью. Власти к нам доброжелательны, потому что коррупция всесильна.  

— В последние дни арестовывали то одного вора в законе, то другого, то третьего. Источники в правоохранительных органах говорят, что те сами подставляются, чтобы специально попасть за решетку, где у них, вероятно, будет большая сходка...

— За которую — по новому закону — они могут получить пожизненный срок? Слишком высокая цена получается за разговор “на производственную тему”. Да и не могут высшие лица мафии находиться в тюрьме. Это последнее место, где иерархи себя готовы видеть. Для решения любых вопросов у них имеется и техника, и связные.

СПРАВКА "МК"

В конце прошлого года вступили в силу поправки в УК, которые ужесточают ответственность для оргпреступности. Так, появилась часть 4 в статье 210 УК, согласно которой лица, занимающие высшее положение в преступной иерархии, наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.

— Сегодня криминальные третейские судьи и воры в законе — это разные кланы?

— Недавно они разделились и расходятся все дальше и дальше. Со времен Сталина властям выгодно было, чтобы все споры решались ворами в законе, которые им подконтрольны. Сейчас же у третейских судей (именно они представляют цвет российской мафии) даже нет тюремного опыта. И им доверяют решать тайные споры об очень больших деньгах и масштабных делах. Ворам старой формации это не нравится, и на этой почве не исчерпаны конфликты.  

— Коррупционеров можно назвать соперниками мафиози?

— Ни в коем случае. И когда говорят, что власть заодно с мафией, то применительно к России это тоже неверно. Они сегодня рядом, но четко размежеваны и на определенных уровнях не мафия платит за свою неприкосновенность, а, наоборот, власть ей. Чиновники-коррупционеры сегодня воюют между собой. Они не могут поделить откаты, сферы влияния. Кто их рассудит? Милиция? Мировой судья? Потому все чаще чиновники стали прибегать к помощи криминальных третейских судей. Был недавно случай, когда главы двух серьезных ведомств не смогли поделить прибыль от введенного ими новшества. Так вот они обратились к представителям мафии, и те за свою долю в 20% их рассудили. Все это беспрецедентное достижение российских авторитетов, прежде всего столичных. Такого нет больше нигде, а у нас становится нормой.  

— Неужели войны между чиновниками настолько серьезные, что они не опасаются вступать в криминальные связи?

— В отечественной коррупции конкуренция еще острее, чем между какими-нибудь соперничающими бандами 90-х. Начавшиеся войны чиновников стали приметой сегодняшнего времени. Они не видны рядовым гражданам, но в них, как в настоящих боях, есть убитые и раненые. Чиновники опасаются за свою жизнь — от них сейчас это слышишь сплошь и рядом. И боятся они не столько автоматной очереди, сколько чего-нибудь более тонкого, вроде искусно подстроенного ДТП или медленно действующего яда. Пока не слышно, чтобы кто-то рискнул появиться на коррупционном плацдарме без физической и моральной поддержки. Фигуры высшего пилотажа, правда, в состоянии обойтись легальным силовым блоком (то есть привлечением людей в погонах). Но абсолютное большинство прибегает к поддержке мафии.  

— На жизнь рядовых граждан мафия влияет?

— На них влияет экономическое положение страны, в которое мафия вносит свой вклад. К тому, у кого нет неправедных доходов, криминальные синдикаты вообще касательства не имеют. Мафия не уйдет со сцены, пока жива коррупция. А ее на наш век точно хватит.

МЕЖДУ ТЕМ

Еще одна новость пришла из французского Марселя. Там киллеры расстреляли криминального авторитета Владимира Джанашию по кличке Ладо, который был одним из членов мафиозного клана криминального авторитета Тариэла Ониани. Убийца выпустил в него семь пуль из пистолета. Раненого авторитета доставили в больницу, где он скончался. По одной из главных версий правоохранительных органов, убийство стало местью за смерть отца русской мафии Япончика. Якобы в свое время Иваньков занял сторону Ладо в конфликте двух мафиозных кланов, что и стоило ему жизни. Однако, по словам представителей мафии, это совсем не так, и Ладо к гибели Япончика не имеет никакого отношения.

АНЕКДОТ ДНЯ

— Многими ли российскими политиками руководят мафиозные структуры?
— Примерно 80 процентами. Остальные двадцать процентов сами руководят мафиозными структурами.