Как я перестал ненавидеть
На модерации
Отложенный
Мы говорили с сетевым знакомым о неожиданно бурной реакции на мой текст, который я считаю проходным. Говорили в том числе и о ненависти. И я осознал, что для меня такой накал страстей давно уже недоступен.
Я привык к агрессии в Cети, как привыкают к климату Заполярья. Но не готов сам присоединиться к тысячам людей, которые выкрикивают «ненавижу!» как минимум раз в неделю. Я перестал — ненавидеть. А потом заметил закономерность — большинство выкрикивающих «ненавижу!» не знали настоящего зла.
Потому что ненависть — сильнейшая эмоция, она сильнее любви и тем более сильнее многих повседневных чувств. Как любое сильное чувство, она затратна, она горит за счет ресурсов души. И понимая это, было бы абсурдом ненавидеть человека, который заслуживает лишь неприязни. Или вообще не имеет к тебе никакого отношения. Ненавидеть можно того, кто причинил тебе или близким серьезный вред. Хамство и прочие ежедневные неприятности серьезным вредом не являются.
Ну какое мне дело до неприятной рожи в телевизоре? Переключил канал и забыл. Мне безразлична дурочка, помешанная на тряпках, — если это главная радость в жизни, то ее нужно жалеть, а не ненавидеть. Начальник доводит до трясучки? Смени работу. Крепостное право отменили в 1861 году. Или просто перестань считать его человеком. От твоей ненависти начальник лучше не станет. Написали гадость в Интернете? Так ее написали и радостно пошли чай пить.
А ты кипятишься уже неделю. Да и ни один дурак еще не поумнел от чувства ненависти.
Ненависть заслоняет собой все. И весну за окном, и любовь близких. Обращенная на неадекватный объект, она порабощает и калечит.
За фразой «ненавижу быдло» всегда стоит изломанный человек. За фразой «ненавижу детей» — не буквально «чайлд-фри», то есть свободный от детей, а человек, которому важно отстроится от детных — как нынче говорят. Какая же это свобода? Свобода от детей — это когда к ним безразличен. Как к социально-биологическому явлению.
Ненависть к богачам — явление в принципе иррациональное. Зачем считать деревья на чужом пути? Лучше смотреть под ноги на своем. Правда, обратной стороной равнодушия к чужому достатку является отсутствие восприятия богатства как личностного достоинства. Становится все равно. Появляется осознание того, что есть разные системы ценностей, а потребительский подход к миру — не универсален, а иногда и откровенно вреден.
Ненависть к несправедливости выливается в тяжелые невротические расстройства, ибо природа справедливости не знает. «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».
Я перестал ненавидеть, когда осознал, что в моей жизни не было настоящих поводов для ненависти. Закон бумеранга никто не отменял, и если повод того не стоит, ненависть обращается на самого себя. А я у себя — один.
Комментарии