Почему у нас такая короткая память?

На модерации Отложенный

«О чем бы тебя следователь ни спрашивал, отвечай: «Не помню!» Он обозлится: «Как ты мог забыть такие важные вещи?!» А ты: «А вы сами, гражданин начальник, помните, что вчера на ужин ели?»

(Из поучений матерого жулика)

В 1925 г. некая газета писала, что создатель Красной Армии – Троцкий. Десять лет спустя та же газета писала, что создатель Красной Армии – Сталин, а Троцкий только предавал и гадил.

В 1948 году газета писала, что четыре реакционных арабских режима напали на несчастный, но гордый Израиль. В 1956 году та же газета писала, что в 1948 году реакционный режим Израиля напал на несчастные, но гордые арабские страны.

В 1946 году газета называла Броз Тито героическим сыном югославского народа, в 1951-м - подлой козявкой и англо-американским наймитом, а в 1955-м – верным ленинцем.

В 1980 году газета писала, что подло и глупо бойкотировать Московскую Олимпиаду по политическим соображениям и лишать спортсменов заслуженной радости, а в 1984 году – что глупо социалистическим спортсменам в период усиления международной напряженности участвовать в капиталистической Олимпиаде.

Эта газета нагло и бесстыдно именовала себя «Правда». Среди миллионов ее читателей многие наверняка обладали неплохой памятью и могли бы обратить внимание редакции на некоторую... непоследовательность. Но не делали этого по вполне понятным соображением. Однако многие другие действительно забыли, а точнее, изо всех сил старались забыть, что писала газета год или десять лет тому назад.

Диктаторский строй способствует развитию общественной забываемости. Общество и само по себе обладает большой способностью забывать, но это свойство способность многократно усиливается, когда вспоминать и напоминать – не принято или прямо запрещено. Умение быстро забывать «ненужное», «неправильное», «неприятное» у людей моего и старших поколений формировалась вполне сознательно и целеустремленно.

(Прошу не путать это явление с «манкуртизмом» - этим модным в 80-е годы словом обозначали «иванов, не помнящих родства», наплевавших на историю, традиции, культуру своих народов. У нас же речь идет о памяти, так сказать оперативной: последние 5-10-20 лет).

В сознание одного моего знакомого намертво впечатан образ танка, стреляющего по Белому Дому: «Ельцин отдал приказ залить кровью московские улицы, чтобы подавить волю народа к сопротивлению!»

При этом он начисто забыл, что защитники разогнанного парламента штурмовали мэрию и Останкинский телецентр, а вице-президент Руцкой просил-приказывал друзьям-летчикам бомбить Кремль.

Вспоминаю страстное предвыборное выступление коммунистического кандидата в середине девяностых:

- Это позор для властей нашего города, что в пяти минутах ходьбы от главной улицы находятся настоящие трущобы с удобствами во дворе и печным отоплением!

И аудитория поддерживает: «Позор!»

Никто из участников митинга не вспомнил, что 70 лет, в эпоху небывалых успехов социализма, это не было для власти позором, а стало позором вдруг для так наз. демократической власти, установившейся несколько лет, в период кризиса…

По моим наблюдениям, громадное большинство помнит, что референдуме 1991 года народ проголосовал за сохранение СССР. И лишь ничтожное меньшинство помнит, что на референдуме 25 апреля 1993 года народ высказался за продолжение экономических реформ и подтвердил доверие президенту Ельцину.

Помнить это – не хочется. Ведь если мы сами дали мандат банде Чубайса, всем дерьмократам-либерастам-прихватизаторам на разграбление России, то кто мы? Лохи, которых развели ловкие проходимцы? Но ведь, если честно, не настолько хитры и ловки были те проходимцы, насколько тупыми лохами проявили мы себя.

Подчеркиваю: речь идет не об излишней доверчивости, качестве симпатичном, а именно о тупой вере в чудо.

Верили в то, что хотелось верить.

Если верить Фрейду, всего быстрее и основательнее забываем мы, то, что хотим забыть.

Иметь хорошую память если и не опасно, то, по меньшей мере, психологически дискомфортно. Хорошая память – это проклятье: она грызет за грехи, ошибки, промахи, не дает покоя, вечно возвращая к мысли: «Я должен был поступить совсем иначе!»

Хорошая память очень усложняет жизнь. Если ты в очередной раз наступил на те же самые грабли, то психологически гораздо комфортнее не помнить все предыдущие случаи. Тогда новую беду ты воспримешь как нечто непредсказуемое: роковое совпадение, происки врагов, наказание Господне. Хорошая память обращает гнев на самого себя, т.е. в стыд: «Неужели ошибки меня ничему не научили?»

Короткая память очень облегчает жизнь. Но лучше всего иметь память с хорошим фильтром: чтобы оставлял все нужное и приятное и отбрасывала всё лишнее, т.е. вызывающее терзания совести, сомнения, стыд, внутренние конфликты.

Товарищ Сталин обещал к середине тридцатых годов сделать СССР самой хлебной страной мира.

Партия – не Хрущев! – торжественно провозгласила, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме.

Брежнев, правда, ничего особенного не обещал, почему и не имел харизмы.

Горбачев обещал каждой семье дом или отдельную квартиру к 2000 году.

Ельцин наобещал столько – хватило бы пятерых. Правда, он единственный, кто извинился за обманутые надежды сограждан.

Путин обещал удвоить ВВП и догнать такую передовую страну, как Португалия.

Напрашивающаяся аналогия «Ходжа Насреддин – Хан – Ишак» здесь неуместна, поскольку во всех этих случаях Ходжа и Хан непосредственно совпадали, и эта объединенная фигура совсем не рассчитывала умереть раньше установленной даты, а рассчитывала на нашу короткую память. На то, что мы не спросим: «Что ж вы нас обманули?» А если и спросим, не проклянем лгуна, не приговорим его к политической смерти. Полностью удовлетворимся разъяснениями типа: «Мы делали все, что было в человеческих силах и даже больше, мы трудились, как рабы на галерах, но нам помешали исключительно неблагоприятные погодные условия, мировой кризис, обострение международной обстановки, происки врагов перестройки и модернизации, коррупционеров, русофобов и других сатанинских сил».

Помните ли вы, знаете ли, вы, что:

- В 2004 г. началась технологическая революция в российском сельском хозяйстве, каждый житель России стал платить за тепло и электроэнергию в два раза меньше, чем раньше.

- В 2005 г. каждый гражданин России начал получать свою долю от использования природных богатств России.

- В 2006 г. у каждого была работа по профессии.

- К 2008 г. каждая семья стала иметь собственное благоустроенное жилье, достойное третьего тысячелетия, а Чечня и весь Северный Кавказ стали туристической и курортной "Меккой" России.

- К 2010 г. построена транспортная магистраль Санкт-Петербург-Анадырь, Токио-Владивосток-Брест.

Ну, а к 2017 г. Россия будет лидером мировой политики и экономики

Не верите? Предвыборный документ 2003 года предусматривал возможность такой реакции: «Скажете, что этого не может быть? Это будет! Мы - партия "Единая Россия" - сделаем это!»

Эти лихие посулы выполняются, скажем так, не в полном объеме. Что не мешает «Единой России» неуклонно укреплять свой и без того огромный авторитет и прочно опираться на доверие масс.

Наученные историческим опытом, духовные и прочие лидеры нации не просто рассчитывают на короткость народной памяти – они твердо уверены в том, что она коротка до чрезвычайности.

Неужели они не ошибаются?