Канцерократия

На модерации Отложенный

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй (из «Телемахиды» В.К.Тредиаковского)

...И мы вновь научимся любить и дружить со своей головой.

И прекратится эта халява и наши вечные ссоры с тобой.

(Ю. Шевчук «Когда закончится нефть»)

Паспортная часть, имя больного:

Россия. Дебютировала в виде, похожем на сегодняшний, с завоеваниями хана Батыя в 1238 г. и преобразованием Улуса Джучи Монгольской империи в Золотую Орду; далее с 1376 г. – Московское княжество; с 1547 г. – Русское царство; с 1721 г. – Российская Империя; с 1917г. – РСФСР; с 1922 г. – СССР; с 1991 г. – Российская Федерация.

Жалобы больного:

Хождение по одному и тому же кругу бед и несчастий: от голода до голода, от войны до войны. Смены вывесок, форм правлений (например: «татаро-монгольского ига» – на московскую монархию, власти царя – на «диктатуру пролетариата», социализма – на демократию) ничего, в сущности, не меняют.

Историческая повторяемость одного и того же, неминуемое возвращение к тому от чего ушли, рождает депрессивную идеологию безысходности, обреченности на несправедливость и неизбежность страданий, ущербное мессианство, нормализацию уныния, покорности судьбе, власти и обстоятельствам, творческую, интеллектуальную и политическую пассивность, различные виды ухода в зависимости, в болезни, мифологию, мистику, и т. п.

Краткий диагноз:

Российское государство до сего момента являет собой деструктивную имперскую систему (антисистему), злокачественное образование по типу раковой опухоли, но на общественном уровне, проявляет все свойства рака, имеет соответствующие раку прогноз и схожее по принципам лечение. Причиной устойчивых, повторяющихся деструктивных явлений в российском обществе является системный сбой, такой же, как и у раковых больных – раковая опухоль, будучи антисистемой, встраивается в систему организма и паразитирует там, где связи, отношения между элементами системы (клетками и органами) ослабляются, рвутся, т. е. имеется их отчуждение. Преодоление отчуждения тождественно излечению.

Этиология (причины и предпосылки заболевания).

Отсутствие единой системы отношений (культуры, системы ценностей) между различными этносами, народностями, удельными княжествами, государственными образованиями, завоеванными Монгольской империей на территории будущей России.

Что касается раковой опухоли, то она аналогично возникает там, где есть рассогласование, разобщение, выход из единой системы отношений клеток, структур и процессов организма. Метастазирующие клетки ведут себя почти разумно, как бы «просовываясь» именно туда, где образовываются щели и прорехи в функциональных взаимосвязях.

Еще в древнеримском сенате родилась и эксплуатировалась формула «разделяй и властвуй» (лат. divide et impera), показывающая, что имперская власть паразитирует именно на раздробленности, распаде, атомизации систем отношений (культур).

Анамнез (симптоматические моменты).

Активной фазой проникновения «языка» имперской метастазы на территорию будущей России можно, наверное, считать завоевания татаро-монголами с 1229 г. до формирования Золотой Орды в 1240 году – когда завоеванные татаро-монголами княжества были обложены данью. Это явление знаковое, и имеет свою онкологическую параллель.

Отличие раковых клеток от здоровых в том, что они не несут никакой функциональной пользы, но жестко ориентированы на питание. Не пораженные раком клетки и органы различны по своему назначению, дифференцированы, за питание «платят» теми ролями, которые они играют в организме (участвуют в общих процессах, жизнеобеспечении, поставках и обмене веществ, коммуникациях, обработке информации и проч.), т. е. находятся в различных взаимоотношениях, тем самым образуя систему. Раковые же клетки не дифференцированы, стереотипны, никакого внешнего назначения не имеют, в отношения не входят, от всех и вся отталкиваются (анти-отношения), могут только питаться и размножаться. Они не образуют системы, а их популяции существуют в виде гомогенного сборища, антисистемы, паразитирующей на системе, и с нею же борющейся, ее проедающей и, в конце концов, уничтожающей.

В отдельных случаях раковые клетки в тыловых и центральных участках опухоли могут организовываться структуру, напоминающую систему организма (железы, протоки), образовывать подобие здоровой ткани – т. н. «строму». Но при ближайшем изучении оказывается, что это не система, а только ее имитация. Антисистема выстраивается не для автономного полноценного функционирования, а всего лишь для лучшего перераспределения изымаемых из системы ресурсов питания, т. е. в паразитических целях.

Точно такой же псевдоструктурой является имперская «вертикаль» (еще ее называют «пирамидой») власти. Она в принципе не ориентирована на воспроизводство, а лишь на отобрание и перераспределение ресурсов, добываемых, возделываемых и воспроизводимых культурой (от лат. cultura – образование, возделывание, развитие, воспитание, почитание). Культура и имперская антикультура соотносятся между собой точно так же как организм и раковая опухоль – как система и антисистема соответственно, т. е. культура и империя – антагонисты. Если культура всегда являет собой уникальную систему (иерархию, шкалу) ценностей, то имперская антикультура держится на стерилизации систем ценностей, синтезе, унификации, что их просто уничтожает (ценности – это не цифры, они не складываются и не усредняются). Империя есть рак государства. Подобно тому, как раковые клетки способны только безудержно делиться и поглощать пищу, так и в империи актуальны только примитивные материальные ценности, причем не обязательно заработанные.

В современном русском языке нашлось точное емкое слово для обозначения ценностей не просто материальных, а именно дармовых, не соотнесенных с приносимой пользой, экспроприированных, отобранных обманным или силовым путем, присвоенных воровством, неадекватными привилегиями, незаслуженными преференциями. Все эти смыслы собраны в слове «халява», которое вполне заслуживает причислению к литературному, поскольку, скорее всего, этимологически произошло от индуистского «халава» – ритуального кушанья, раздаваемого бесплатно; русского наречного «халява» – рот, пасть, зев; устаревшего названия голенища сапога и дешевых «захалявных книжек», которые носили за голенищем. Вытеснение этого слова на жаргонные задворки, несмотря на его уникальный смысл, наверное, вызвано избеганием неприятного осознания того, что «халява» давным-давно является основой идеологии России, ее «национальной идеей», главным стимулом-соблазном представителей имперской антисистемы, которые сами не свои до «халявы», как и их биологическое зеркало – раковые клетки.

Итак, годом основания Золотой Орды, а заодно и России, наверное, корректно считать 1240 год, год установления дани, т. е. легализации «халявы», манифестации состоявшейся имперской антисистемы как опухоли, а не просто метастазы. Это качественно (точнее – злокачественно) совершенно новое образование. Далее все события в империи (как говорят онкологи – «в зоне инвазии») уже идут в контексте удобства сбора дани: татаро-монголы установили самодержавие (тогда называлось – «ханат»); занялись организацией почтовых трактов; обязали население ямской повинностью; произвели общую перепись населения (начало крепостничества – российского варианта рабства, сохраняющегося в отдельных проявлениях и поныне, например – в институте прописки/регистрации); ввели однообразное военно-административное устройство и податное, а также установили общую для всех русскоязычных областей монету – серебряный рубль.

Мало кто задумывается, что расцветшая в России 90-х годов XX века формула успешного псевдо-бизнеса, основанного не на производстве, а на обмане, состоящая в триединстве «лохи-кидалы-крыша» – это привет из далекой Золотой Орды, где центральная ханская власть «крышевала» князей, выполнявших роль «кидал», а черни, естественно, отводилась роль эксплуатируемых и ограбляемых «лохов». Как и в случае со словом «халява», в отношении понятия «лох» следует заметить, что это слово вполне достойно быть легальным, тем более что оно в литературе уже употреблялось, например поэт Федор Глинка в стихотворении «Дева карельских лесов» (1828 год) написал: «…лох, добыча жадных» – так называли в Архангельской области неповоротливых глупых переростков рыбы...

Историки часто делают ошибку, считая причиной завоевания территорий будущей России физическую слабость раздробленных княжеств. Это, безусловно, было определяющим фактором на этапе венного грабежа ханом Батыем в ходе походов 1236-41 гг., но там речь может идти лишь об одном из злокачественных проявлений – типа метастазы. И совсем другое проявление рака – сама опухоль, стационарная злокачественная антисистема, т. е. империя. Здесь физическая сила играет вторичную роль. Подобно тому, как здоровая клетка организма перерождается в злокачественную, вдруг обнаружив, что можно вольготно жить, не неся никакой функции, только присоединившись к толпе «халявщиков», так и знать соблазнялась выгодой, которую давал переход в подчинение хану. Князья, если выражаться на языке 90-х, «ставились под крышу», в т. ч. и легендарный Александр Невский, которому Батый писал: «Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу царства моего». В итоге князь-патриот большую часть времени своего «великого княжения» (7 из 11 лет) провел в Сарае, проявил усердие и рвение, совершая карательные экспедиции и подавляя восстания против монгольских переписчиков в Новгороде и других городах, ставших колонией ордынской империи.

Есть устойчивый историко-идеологический миф «освобождения от татаро-монгольского ига». Просто каждая последующая реинкарнация имперского рабства (реставрации раковой опухоли) подает себя как что-то новое, дистанцируется от предыдущей, доказывая, что вот, мол, уж теперь-то вовсе не то, что было раньше, с гнетом покончено, впереди светлое будущее.

С какой стати Куликовская битва 1380 г. подается как разгром татаро-монголов, если Дмитрий Донской присягал на верность законному хану Тохтамышу, выступая против претендующего на звание великого хана самозванца Мамая? Всё говорит о том, что эта битва есть примерно то же самое, что и, например, «наведение конституционного порядка» федеральными войсками в Чечне в 1994 г. Т. е. значение победы Дмитрия Донского прямо обратное тому, которое декларируют некоторые историки – укрепление, а не ослабление центральной ханской власти.

Если вернуться к Чечне, то бесплодно и позорно окончились попытки военных двух рейдов федеральных войск на Чечню 1994-1996 и 1999-2000 годов. Однако что не получилось подчинить силой, то, как всегда легко удалось Москве «халявой» – значительными денежными подарками. Нашелся и свой чеченский «Александр Невский», готовый за «ярлык» на сбор дани и практически безграничную власть под «крышей» Москвы держать народ в узде, и подавлять любые попытки бунта против имперского (теперь это называется – «федерального») центра.

Россия – это «империя наоборот», так как она была образована на ордынских колониях, которые, с переходом столицы в Москву, став как бы метрополией, так и остались разграбляемой кормушкой. Изменилось лишь направление круговорота «халявы» в природе империи относительно ее центра – в этом и есть вся самобытность России.

Такое сложившееся само собой российское «ноу-хау» дало уникальные возможности в присоединении к империи новых территорий – вместо военной силы часто использовался подкуп, приглашение окраинных народов и государств к «халявному» пирогу грабежа центральной России. Патриоты зачастую гордятся тем, что Российская империя относительно мало приложила военной силы для своего расширения. Однако умалчивается кто и чем за такие «мирные завоевания» платил…

Периодически разваливаясь, и, как дракон, снова восстанавливаясь, российская империя вползала в XX в. как кролик в пасть к удаву, к своему очередному краху, приведшему к падению «священного» самодержавия и февральской революции 1917 г. – «Русь слиняла в два дня. Самое большее – в три» (В.В. Розанов)

Однако был найден изыск, завернувший российский империализм в новую упаковку в виде большевистской идеологии, обеспечившей быстрый имперский реванш, фарисейски названный потом «Великой октябрьской социалистической революцией». Марксизм-ленинизм был преемником имперской идеологии и православию по ряду основных позиций, например: преданностью материализму при декларации высшей нравственности; отталкивание значимой реальности от «здесь и сейчас» в коммунистическое «светлое будущее», «царство коммунизма»; коммунистический интернационализм взамен церковному «нет ни эллина, ни иудея». Происходило дальнейшее продолжение отчуждения – отчуждение средств и орудий производства, земли, частной собственности, результатов труда.

«Халявщики», как бы ни изощрялись, не могут эффективно хозяйствовать, их система-пирамида примитивна и разрушительна, и нет таких ресурсов, которые бы ее спасли от самоуничтожения. Поэтому к 90-м годам прошлого века очередной крах был сформирован, российская «птица-тройка» приближалась к тому ухабу, от которого и ушла.

И опять реставрация старой имперской антисистемы после очередного краха была преподнесена как радикальная реформа, почти революция. Бывшие партийные мурзы мгновенно стали демократами, клянущими на чем свет стоит себя вчерашних, и доказывающими, что вот теперь-то всё изменилось, свершилась вековая мечта о свободе, впереди либерально-демократическое «светлое будущее».

На самом деле в 1991 г. антисистема не только не утратила, а наоборот, приобрела новые возможности. В сравнении с большевистским реваншем 1917 г. она даже не потрудилась заменить заметно фигуры «халявщиков». «Халявотворчество» стало тотальным. Идея демократии в отечественных условиях оказалась весьма и весьма родственна и преемственна коммунистической идеологии.

Лечение.

Как лечить российский рак? Не поддаваясь на, казалось бы, логически напрашивающееся сепаратистское решение имперской проблемы, следует задать себе вопрос: а почкование России на множество государств – это единственный метод избавления от антисистемы? Разве раковая опухоль, если ее порезать на части, преображается в доброкачественную ткань? Сообразуется ли с целями та потеря крови, которая неизбежно будет при операции кромсания-дележки территорий и собственности?

Ошибочно полагать, что разрушительность можно победить разрушением. Российская антисистема, будучи королевой разрушительности, всегда найдет чем подавить любые поползновения на ее епархию. На своем деструктивном поле она непобедима (что не раз доказывала).

Что же делать? А следует вспомнить, что антисистеме противостоит система, антикультуре – культура. Здоровый организм – вот кто противостоит раку, культура – вот кто действительный могильщик империи!

Сейчас, наверное, следует сформировать новый взгляд на будущее общественное устройство, где взамен устаревших и давно проституированных «прав наций на самоопределение» и «прав человека», будут провозглашены первичными права культур и свобода личности. Право личности жить и развиваться по законам, соответствующим системе ценностей той культуры, к которой она принадлежит, позвлит избежать загона болезней в ноги в виде «горячих точек», нарастающего сегодня сепаратизма и экстремизма.

Есть положительный опыт Древней Руси, где каждая культура существовала по своей «правде» – доимперскому закону, совпадающему с системой ценностей конкретной культуры, её понятием справедливости. Империя превратила закон в устав – спускаемый сверху, универсальный и для всех чужой и несправедливый. Однако сейчас, может быть, единственный шанс избежать спорадического и обвального «развала России», ее агонии – вернуться к тому позитиву, что был утрачен с имперским заболеванием?..