Якутский вопрос и кремлевский ответ

На модерации Отложенный Если зайти на официальный сайт компании "Алмазы России - Саха" (АЛРОСА) в раздел "Управление" на страничку "Президент и вице-президенты", то можно увидеть четырнадцать симпатичных лиц - высший менеджмент второй в мире алмазодобывающей компании. Из этих четырнадцати только двое (Колодезников В.К. и Окоемов Ю.К.) являются этническими якутами.

С тех пор, как отменили пресловутую 5-ю графу, национальную принадлежность не принято упоминать в официальных анкетах, но в данном случае вполне достаточно взглянуть на фото. В Наблюдательном совете АЛРОСА положение не намного лучше: из 15 членов только 3 - (Борисов Е.А., Ефимов В.П., Николаев А.С.) принадлежат к народу саха. Для сравнения: в Совете директоров компании "Татнефть", которая для бюджета Татарстана значит примерно тоже, что для Якутии АЛРОСА, из 15 членов - 10 этнических татар (если судить по фамилии, имени и отчеству), а в составе правления "Татнефти" обладателей татарских ФИО - 8 из 17.

Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день принадлежит 40% акций АЛРОСА, Российской Федерации - чуть более 50%, остальное - у частных акционеров. АЛРОСА - основной источник доходов республики и один из главных ее работодателей. Компания зарегистрирована в Якутии, ее основные производственные площадки и перспективные месторождения алмазов находятся здесь. Но доля коренных граждан Якутии в составе персонала алмазной компании не превышает 7%, а среди управленцев среднего и высшего звена - их считанные единицы.

Кроме АЛРОСА, на территории Якутии работают "Сургутнефтегаз", "Мечел", "Транснефть" - в этих компаниях республика доли не имеет, а представителей народа саха среди менеджмента этих экономических гигантов можно пересчитать по пальцам одной руки. Между тем, по данным последней Всероссийской переписи населения в Якутии проживают 45,5% якутов, 41,2% русских, 3,7% украинцев, 1,9% эвенков, 1,2% эвенов, 1,1% татар, остальные национальности - меньше процента.

Совершенно очевидно, что доля рабочих мест в крупных добывающих компаниях в целом, а в структурах их управления в особенности, не соответствует сложившимся пропорциям национального состава населения республики. И несоответствие это столь велико, что можно уверенно говорить о дискриминации в праве на труд по национальному признаку, особенно учитывая, что рабочие места в сырьевых компаниях наиболее престижны и хорошо оплачиваемы.

В чем причина этого прискорбного явления? Разумеется, найдется немало экстремистов разных мастей, которые будут утверждать, что "якуты не способны работать в шахте", "среди якутов процветает клановость и они стремятся не на производство, а к чиновничьим портфелям" и даже "якуты - природные тормоза и на современном предприятии им нечего делать". Оставим эту чушь маргиналам и шовинистам. Сегодня в Якутии существует развитая система образования, которая включает практически весь спектр специальностей, востребованных добывающими компаниями, и к тем саха, которым посчастливилось получить в них работу, как к специалистам претензий нет.

Но вахтовый метод получает все большее распространение в нефтяной, газовой, угольной, алмазной промышленности, компании предпочитают завозить рабочую силу откуда угодно, от Таджикистана до Китая, просто игнорируя потребность коренного населения в рабочих местах.

Но так было не всегда. Во времена президентства Михаила Николаева продвижению национальных кадров, в том числе в добывающей промышленности, придавалось неизмеримо большее влияние. В дополнение к АЛРОСА были созданы республиканские алмазодобывающие компании "Нижне-Ленское" (100% собственность республики) и "Алмазы Анабара" (50% в собственности республики), которые возглавили коренные якуты - видные горные инженеры. И даже президентом АЛРОСА, увы - ненадолго, стал выдающийся ученый - саха, доктор технических наук, академик А.Д. Кириллин.

Доля саха в составе менеджмента всех уровней в добывающих компаниях, работающих на территории республики, была гораздо выше, чем сегодня, а вот экономических, технологических и особенно - экологических проблем, не говоря уже о коррупции, было несравненно меньше. Все изменилось в "нулевые годы", когда президентом Якутии был избран В.А. Штыров. Выборы были тяжелыми и предпочтения электората четко разделились по национальному признаку: во втором туре, в тех улусах, где превалировало коренное население, победил якут Ф.С. Тумусов (в настоящее время депутат ГД РФ от "Справедливой России").

Саха - кто интуитивно, а кто - располагая "информацией к размышлению", чувствовали, что приход к власти ставленника Путина и Кудрина обернется для республики бедой.

Последующие годы показали обоснованность народных предчувствий. С 2001 года по настоящее время В.А. Штыров последовательно и методично лишал республику нефтегазовых, золотодобывающих, угольных, алмазных активов в пользу людей и структур, полностью контролируемых ближайшим путинским окружением. (Исчерпывающий анализ этого процесса содержится в статье "Республика распродана").

Остается только добавить, что в этом году планируется "открытие" АЛРОСА, в результате которого доля республики будет уменьшена с 40% до 25%, а впоследствии, скорее всего, и вовсе размыта. Это должно стать последним шагом по превращению Якутии в колонию, не имеющую ни малейшего права на собственные недра.

Вот и ответ - почему так мало саха в добывающих компаниях, работающих на территории республики, и особенно - в их структурах управления. Дело не в профессионализме, дело в том, что люди, родившиеся здесь, впитавшие культуру своего народа с молоком матери, в массе своей относятся к своей земле по-другому, чем временщики, чья цель - нажива и прибыль любой ценой.

Да, добывающая промышленность всегда наносит тяжелейший ущерб экологии региона, но значительное присутствие в менеджменте представителей коренного населения все же ограничивает хищнические аппетиты корпораций. Это понимают даже в Ботсване и ЮАР, где сосредоточены добывающие мощности главного конкурента АЛРОСА -√ компании "Де Бирс". Там по закону не менее половины управляющего персонала в алмазной промышленности должны быть представлены коренным чернокожим населением - сравните с двумя якутами из 14 высших менеджеров АЛРОСА!

И теперь с Якутией вопрос решается просто - направил, было, депутат ГД РФ Ф.С. Тумусов запрос руководству "Транснефти" по поводу очередной аварии на ВСТО, загадившей изрядный кусок якутской земли, и получил вполне ожидаемый ответ в стиле "да пошел ты"...

Есть у Якутии доля в "Транснефти"? А место в совете директоров? Нет? Ну, тогда песочком розлив присыпьте и не возникайте. И вообще, экологию придумали американские шпионы. Это не гипербола, вот цитата из ответа президента "Транснефти" А.Н. Токарева якутскому депутату: "Обращаем Ваше внимание, что это далеко не первая попытка вовлечения представителей депутатского корпуса в информационную войну, ведущуюся различными экологическими и общественными структурами, финансируемыми зарубежными фондами, а нередко и спецслужбами, стремящимися не допустить выхода России на новые энергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона".

Что здесь еще комментировать? Народ, лишенный права собственности на свою землю и ее недра - это просто рабы. С которыми можно не церемониться. Трудно даже представить уровень скандала, который разгорелся бы, если подобный ответ с пассажем про "экологический шпионаж" прозвучал из уст, скажем, менеджера "Де Бирс" в адрес представителя индейской общины, на землях которой ведется добыча алмазов. Но что является фантастикой для Канады - для Якутии рядовая практика.

И все же надежда затеплилась вновь. С 22.03.10 господин Штыров ушел в отпуск "с открытой датой". Есть все основания полагать, что в кресло президента Якутии он уже не вернется. "Мавр" сделал свое дело, и теперь вправе рассчитывать на благодарность Путина в виде должности в федеральном правительстве. Бог ему судья. Отрадно то, что в Кремле, похоже, поняли, что новое явление "варяга", подобного Штырову, вызовет социальный взрыв среди коренного населения. Якутии нужен новый президент и этот президент обязательно должен быть саха. У нашего народа есть достойные молодые представители (и Кремлю они известны), отлично разбирающиеся в управлении, финансах, в добывающих отраслях, настоящие патриоты, готовые взять на себя решение тяжелейшей задачи - вернуть народу саха право распоряжаться недрами своей земли. Имперские комплексы должны, наконец, уступить место справедливому партнерству и корпорации, разрабатывающие недра Якутии, должны обрести якутское лицо. Предложение по кандидатуре якутского президента - это своеобразный и очень показательный тест для правления Д. Медведева в традиционно сложном для России национальном вопросе.