Тихая амнистия. В польских тюрьмах не хватает мест
На модерации
Отложенный
Более 40 тыс. человек, приговоренных польскими судами к различным срокам заключения, как выясняется, могут спать спокойно. Министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский направил в апелляционные суды страны распоряжение, согласно которому служители Фемиды должны начать пересмотр наиболее «мягких» уголовных дел и выявить, кому можно сократить срок заключения. Зеки сразу заговорили о том, что грядет «большая амнистия».
Министр Квятковский сразу обратил внимание судей на то, что они должны разнообразить меру наказания в сторону смягчения и смелее вводить в практику разные меры уголовной ответственности за преступления, как то: электронный надзор, условные сроки и отсрочка приговора. Естественно, для тех, кто совершил нетяжкие преступления.
Это вынужденное послабление для преступивших закон, как рассказал «НИ» профессор-правовед Стефан Леленталь из Лодзьского университета, вызвано двумя обстоятельствами. В декабре минувшего года польский сейм принял закон о правах заключенных, соответствующий нормам ЕС. А одна из таких норм предусматривает, что каждый заключенный должен быть обеспечен в тюрьме как минимум тремя квадратными метрами жизненного пространства. Но такие стандарты в польских тюрьмах не соблюдаются. Второй причиной, вызвавшей повышенную активность польской правоохранительной системы, явилась волна жалоб польских сидельцев в Страсбургский суд по правам человека на тесноту в тюремных камерах. Заметим, что привычных для России так называемых «зон» в Польше просто нет.
Страсбург, который уже неоднократно указывал Польше на перенаселенность ее пенитенциарных заведений, последнее время действует категорично сурово: в каждом случае, а таковых было уже семь, обязывает польские власти выплачивать «потерпевшим» заключенным компенсацию в 7,5 тыс.
евро. Успех жалобщиков вызвал у зеков волну эпистолярного энтузиазма. Жалобы широкой рекою потекли не только в Страсбург, но и в польские суды, которые также стали признавать право заключенных на «более комфортное жизненное пространство» и выплату им компенсаций за «страдания».
Сегодня, как следует из статистики министерства юстиции, в польских тюрьмах содержится 85 тыс. 488 заключенных. Это один из самых высоких показателей в ЕС. Например, в Чехии, Германии или Швеции он в два раза ниже. По данным правозащитных организаций страны, польские тюрьмы сегодня перенаселены на 103%. Три года назад этот показатель превышал 121%. Начавшаяся тогда же реформа тюремной системы, как рассказала «НИ» пресс-секретарь польской службы исполнения наказания капитан Луиза Салапа, застопорилась по банальной причине – не хватило финансирования. А потом грянул кризис и о строительстве новых «мертвых домов» пришлось забыть. «Сейчас мы делаем все, что в наших силах, – продолжила пани Луиза. – О перенаселенности по каждой тюрьме сразу докладываем в министерство юстиции. Однако возможности наши ограниченные. В решение проблемы должно активно включиться государство: или увеличить финансирование, в том числе и для строительства новых тюрем, или чаще применять, например, такой способ наказания, как электронный дозор – «метить» преступивших закон электронными браслетами. Правда, и это удовольствие очень дорогое. А лучше, если бы к решению этой проблемы власти подошли комплексно».
Комментарии