Надежды слабенький оркестрик

На модерации Отложенный

Для модернизации нужны не навязанные сверху идеи, которые потом будут реализовывать назначенные предприниматели, а новые правила игры

Россия уступила первое место в мире по объемам добычи газа. Похоже на апокалиптический прогноз, но это уже случившийся факт. По данным Международного энергетического агентства, в 2009 году США добыли газа больше, чем мы. Процесс добычи сланцевого газа в США - вещь весьма затратная. Но рано или поздно, несмотря на заверения российских нефтяных и газовой монополий, спрос на нефть и природный газ российского производства упадет. Это скажется и на уровне цен на нефтепродукты.

Осталось совсем немного времени, чтобы Россия успела перестроиться и не декларативно, а реально уйти от сырьевой зависимости. Модернизация - это не просто модное слово, полюбившееся сначала президенту, а вслед за ним и чиновникам всех уровней. Это неизбежность. Вполне возможно, что наши нефть и газ скоро не смогут обеспечивать не только рост ВВП, но даже сохранение равновесия в экономике. Приятно, что это понимают не только специалисты в области экономики - в стратегии национальной безопасности, подписанной президентом в прошлом году, одной из главных угроз называется сырьевая ориентированность российской экономики.

Для нас не существует альтернативы диверсификации экономики и созданию современных технологичных производств. Развитие несырьевого сектора экономики должно стать основным делом в рамках модернизации страны. Но вместо этого у нас пока существуют фактически две экономики. В одной - прямая государственная поддержка, доступные финансирование и ресурсы; в другой - избыточное внимание фискальных и контролирующих органов, серьезные ресурсные ограничения развития и практически недоступное финансирование. В первой - высокая рентабельность, возможности развития и, как правило, сырьевая индустрия; во второй - низкая рентабельность, борьба за выживание и несырьевая промышленность.

Естественным следствием модернизации является повышение производительности труда. А значит, переоснащение российской промышленности в соответствии с современными мировыми стандартами производства приведет к кратному сокращению количества рабочих мест по всей стране. Поэтому для сохранения социальной стабильности нужна «новая индустриализация» - в ближайшие годы необходимо создать тысячи новых предприятий, опять же в области несырьевого сектора.

Только частная инициатива может создать эти производства.

Такая практика согласуется с современными теоретическими представлениями о промышленной политике, сформулированными профессором Гарвардского университета Дэни Родриком: «Промышленная политика ХХI века - это не выбор государством приоритетов и их господдержка, а общественно-государственный договор между бизнесом и властью, в котором бизнес солирует, а государство аккомпанирует».

Чтобы взрастить в России «новую экономику», необходима последовательная работа по созданию комфортных условий для ведения бизнеса. Не навязанные сверху идеи, которые потом будут реализовывать назначенные предприниматели, а новые правила игры, где вся государственная машина работает на то, чтобы поддержать конкурентоспособные инициативы бизнеса. Мировой опыт показывает, что основными генераторами инноваций являются не государства и даже не транснациональные корпорации или монополии, а предприятия малого и среднего бизнеса. Для тех, кто будет создавать новую экономику, как воздух необходимы доступные финансирование и инфраструктура, квалифицированные и мобильные кадры, комфортные условия налогообложения, отсутствие административных барьеров, создание индустриальных и технопарков, адекватное уголовное законодательство и его гуманное применение, а также безусловная защита прав собственника от любых незаконных посягательств.

Что мы видим вместо этого? Для ведения успешного бизнеса нужно быть вовлеченным в коррупционный процесс. Успех в бизнесе необходимо скрывать из-за угрозы рейдерского захвата со стороны конкурентов, прикрытых силовыми структурами. Общество ставит под сомнение легальность происхождения любого крупного капитала. Риски так велики, что успех выталкивает человека из страны - заставляет его уводить деньги в офшор, увозить семью в другие страны и просто сворачивать бизнес в России или жить на два дома. А ведь никто, кроме этих успешных предпринимателей, осуществить модернизацию не сможет. Очевидным условием для прорыва является превращение России в одно из лучших в мире мест для инвестиций и ведения бизнеса. Это должно стать одним из ключевых аспектов всей государственной политики. Мы должны договориться о новой модели отношений между властью и бизнесом, где «бизнес солирует, а государство аккомпанирует». И тогда все получится.

Автор – президент «Деловой России»