Диверсант от Бога

На модерации Отложенный
В ночь с 13 на 14 ноября 1941 года Харьков содрогнулся от мощнейшего взрыва. На воздух взлетел особняк на улице Дзержинского - резиденция командующего немецким гарнизоном генерала Георга фон Брауна. Погибли он и офицеры штаба 68-й пехотной дивизии. Узнав о его смерти, Гитлер потребовал всю информацию об организаторе минирования...

Человек-легенда 20 века. Диверсант № 1 в Красной Армии. Его жизнь была настолько засекреченной, что узнать какие-либо биографические сведения о нем раньше было невозможно. Он стоял у истоков создания советской военной разведки, разработки стратегии партизанского движения и военной доктрины Красной Армии, принятой к действию в 30-х годах прошлого века. Его справедливо считают отцом-основателем советской диверсионной школы.

Он принимал участие и мог погибнуть в четырех войнах - двух гражданских - в России и Испании, в Советско-финской, и Великой Отечественной. Его несколько раз могли расстрелять – чужие, как разведчика-диверсанта, и свои,  как врага народа. Но от чужих ему удалось бежать, а для своих он оказался незаменимым, потому что был главным специалистом по подрывному делу в Советской Армии во все времена.

Его четырежды представляли к званию Героя Советского Союза и дважды уже в наше время ходатайствовали о награждении Звездой Героя России, но в ответ – молчание. Где-то там, наверху, посчитали, что не заслужил.

Правда, свою именную звезду он все-таки получил, но ее не наденешь на военный мундир – она сияет в созвездии Льва.

Его пять раз представляли к генеральскому званию, но и его он не получил – уж слишком был независим и привык отстаивать свое мнение, несмотря на чины и звания вышестоящего начальства.

Он 61 год носил полковничьи погоны и был самым старым полковником спецслужб России. Он был ровесником века  и умер в ноябре 2000-го года в возрасте 100 лет, нося почетное прозвище «Дед русского спецназа».

Его имя - Илья Григорьевич Старинов.

Разведчики говорят, что в России есть два признанных классика партизанского движения - герой войны 1812 г. Денис Давыдов и он - Илья Старинов.

Он родился 2 августа 1900 года в Орловской губернии в семье железнодорожника. Однажды ночью мальчик проснулся от грохота взрывов – его отец обнаружил лопнувший рельс и, чтобы подать сигнал тревоги машинисту, взорвал петарды. Состав остановился, и катастрофы удалось избежать. Этот случай надолго запомнился мальчишке, и, может быть, именно он  определил его дальнейшую судьбу.

В июне 1919 года Илья Старинов добровольно вступил в Красную Армию. Участвовал в боях против войск Корнилова, Деникина и Врангеля. В одном из первых боев попал в плен к белым. Бежал…

«Если  бы   я   к  тому   времени   не   начитался,  как  наши   бежали  в империалистическую  из Германии я  бы,  конечно,  не  преодолел  бы  это препятствие. Я думал,  если  из немецкого плена наши убегали из вражеского окружения на чужой земле, то  мне на своей земле обязательно нужно уйти.

И я убежал из плена  и вышел  из окружения», - вспоминал Старинов.

Потом он снова воевал. Был ранен осколком снаряда и едва не лишился ноги. В палате вместе с ним лежали красноармейцы-саперы, которые много рассказывали о своей профессии. Выйдя из госпиталя, Илья Старинов решил стать подрывником.

В октябре 1920 года он вступил в партию большевиков. В том же году его назначили начальником подрывной команды железнодорожного полигона РККА. После гражданской войны Старинов с отличием окончил Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и был направлен в Киев начальником подрывной команды железнодорожного полка.  Именно там он впервые задумался над созданием портативной мины для подрыва вражеских эшелонов. Как подрывник-практик, он понимал, что мины должны быть простыми, удобными, надежными, а взрыватели к ним - безотказными.

В 1923-1924 годах Старинов неоднократно привлекался в качестве эксперта при расследовании диверсий на железных дорогах. В эти же годы им была изобретена мина-сюрприз. Своего рода мина-ловушка, которая предназначалась для защиты малых мостов от диверсантов. Она оглушала человека, но не убивала его. В результате диверсант попадал в плен и давал ценные сведения.

В  январе 1930 года Старинова направляют в распоряжение 4-го управления Генерального штаба РККА - готовить диверсантов-подпольщиков. Под видом «мирного населения», они должны были в случае войны нанести удары по дорогам и коммуникациям противника, действуя на оккупированной территории.

Работы велись как по линии ОГПУ, так и по линии военной разведки. Основная идея заключалась в том, что потенциальный противник, перейдя границу и углубившись на советскую территорию, упирается в укрепрайоны и увязает в позиционной войне. А в это время в его тылу разворачивается война партизанская. Неприятель лишается подвоза боеприпасов, продовольствия, свежего пополнения и вынужден отступать. Партизаны отходят вместе с ним и, оставаясь в тылу противника, продолжают диверсионные действия.

Это была хорошо продуманная система. Причем, с учетом складывающейся международной обстановки, годилась она не только на случай временной оккупации части советской территории. Партизанские базы закладывались и вне границ СССР. Специальную подготовку проходили маневренные диверсионные отряды, способные действовать как на своей, так и на чужой территории.

Однако в 1935 году подготовка к партизанской войне была неожиданно приостановлена, и Старинова назначили заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская. Там он встречал и сопровождал высокопоставленных лиц: Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова, начальника Генерального штаба РККА Б.М.Шапошникова, маршалов М.Н. Тухачевского и В.К.Блюхера, командира красного казачества комкора В.М.Примакова и др. Жил в то время Старинов в Ленинграде и по совместительству преподавал технику заграждений на дорогах в Военно-транспортном институте.

Из этого «железнодорожного тупика» Старинова «выдернула» гражданская война в Испании… .