Немецкий опыт в создании реактивной авиации СССР

На модерации Отложенный

К концу второй мировой войны германским авиаконструкторам удалось создать высокоскоростные боевые машины, которые  в воздушном бою давали асам Геринга больше возможностей для маневра и атаки.  В 1945 году в небе над Рейхом появились  истребители Ме-262. Большая часть этих реактивных самолетов сражалась на Западном фронте, где  летчики люфтваффе пытались добиться хотя бы некоторого господства в воздухе. Но часть новых истребителей была послана и на восток, чтобы сдержать лавину советской авиации, прорывавшейся к Берлину.


Немцы на Ме-262 сбивали советские машины достаточно удачно. И противопоставить  новой технике Геринга советские авиаторы ничего равноценного не могли. Это положение встревожило командование Красной Армии. была поставлена задача захватить хотя бы один  реактивный истребитель немцев. Выполнить ее долго не удавалось, пока  не  подвернулся случай.
Самолет обер-фельдфебеля Хельмута Леннартца вынужден был из-за технической неисправности в полете приземлиться на захваченной РККА  территории. Самолет был благополучно захвачен советской пехотой и вскоре конструкторы НИИ ВВС во главе с генералом Г.Рабкиным смогли отремонтировать машину. Истребитель перекрасили, на фюзеляже появились красные звезды. В таком виде машину отослали на летные испытания.
Весной 1945 года в немецком Ораниенбурге, на аэродроме берлинского Темпельхофа советские войска уже  захватили до двух десятков Ме-262. Трофейную технику было проблематично осваивать без участия германских пилотов и инженеров. И  чекисты постарались отыскать  нужных специалистов. Немцы достаточно охотно шли на сотрудничество. Выбора им не предоставляли.
Истребитель на реактивной тяге решил испытать лично генерал Савицкий. Он произвел опытный полет  в двухместном самолете,  помогал ему немецкий пилот. Помощь немецких летчиков оказалась полезной в работе спецов из НИИ ВВС СССР. Знания и навыки немцев быстро перенимали и советские асы. Уже 15 сентября 1945 года летчик-испытатель Андрей Кочетков поднял в полет Ме-262 самостоятельно, без помощи немецкого инструктора. Советский летчик смог до ноября 1945 года совершить 17 вылетов на реактивном мессере.

 

Реактивный самолет Германии

Отбитый у люфтваффе Красной армией  ракетный истребитель Мессершмитт Me-163.


В оккупированной Германии советская администрация охотилась за немецкими спецами из авиаиндустрии рейха не менее активно, чем американцы.
Конечно, немецкий инженер не слишком охотно нанимался на работу к сталинским  генералам. Кто-то пытался уйти на Запад, к американцам.  Некоторые  соглашались  на работу в СССР добровольно. К примеру, начальник опытного производства фирмы «Юнкерс» доктор Б.Бааде и ведущий специалист по аэродинамике фирмы «Хейнкель» З.Гюнтер охотно стали помогать русским, не выставляя никаких материальных требований. Большую часть сотрудников немецких фирм привлекали хорошие пайки и деньги, что было немаловажно в тогдашней голодно Германии. Всего было собрано в бывшем Рейхе  более тысячи высококлассных специалистов образовавших рабочие группы в Дессау, Берлине, Галле, Лейпциге, Штрасфурте,  Ростоке. Всем были выданы технические задания, после выполнения которых сотрудники НКВД и советские инженеры принимали решение о направлении использования немецкого спеца. Все материалы отсылали в Наркомат авиационной промышленности.


Свыше 7 тысяч немецких инженеров было вывезено в августе 1946 года в Москву. Некоторых, кто имел дело с турбореактивными двигателями, переслали потом в Куйбышев.
Спецслужбы Сталина  сумели в апреле 1945 года  в захваченном Берлине отыскать главного технического советника по реактивным самолетам немецкого инженера  Э.Пурукера. Его немедленно отправили в Москву вместе с ценной документацией, касавшейся реактивной германской авиации. Все это теперь должно было послужить советской армии.
Именно Прукер рассказал немало интересного советским специалистам о направлениях разработок КБ Германии, о типах самолетов на реактивных двигателях, которые должны были усилить  люфтваффе в 1945 году. Прукер выдал места хранения чертежей и схем. Чекисты  нашли немало ценной инженерной документации в Чехии, в Авсрии, под Линцем. Были также получены сведения о секретном аэродроме  немцев под Прагой, где стояло  до 60-ти реактивных самолетов. Немецкий конструктор также  поделился рядом технических тонкостей, касавшихся технологий постройки реактивной авиации.

 

Мессерешмит

Германский реактивный истребитель Me-262 на службе в советских ВВС


Советские власти  постарались передать образцы Ме-262 на свои авиазаводы. в частности, несколько немецких машин получили авиастроители в Сызрани, где были сделаны  технические описания для будущей серийной сборки реактивных  боевых самолетов на основе трофейного мессера. Немецкие инженеры участвовали в разработке производств реактивной авиации СССР в Москве и в Саратове. Планировалось запустить серийный выпуск с весны 1946 года. Причем выпускаться должны были не только учебные модели, но и боевые (штурмовики с дальностью полета до 1200 км).


Конец в истории с внедрением немецких реактивных мессеров поставила катастрофа 17 сентября 1946 года на аэродроме Чкаловский (Подмосковье). Погиб  советский пилот  Ф.Ф.Демид. После катастрофы советский авиапром отказался от идеи копирования немецкого истребителя, отдав приоритет своим разработкам.
Применялся  немецкий опыт и для разработки советского бомбардировщика EF-140. Опытный образец самолета Ju 287V-1 с 4-мя реактивными двигателями ЮМО 004В  произвел испытательные полеты в конце лета 1944 года. Но весной 1945 года  Красная Армия захватила на аэродроме целый Ju 287V-2 с шестью  двигателями. Были также взяты в плен и разработчики этой машины. Они потом работали под началом Б.Бааде в   советских КБ.
На основе немецкого "юнкерса" построили в 1946 году советский бомбардировщик EF-131, который совершил пробный полет в мае 1947 года. Пилотировал новую машину немецкий пилот Пауль Юльге. В 1948 году работы по бомбардировщику были остановлены навсегда.  Однако немецкий опыт был впоследствии расширен и применен в работе над другими перспективными тяжелыми самолетами боевой авиации СССР.
К освоению немецкого авиастроительного опыта советские власти подходили с размахом. заинтересовывались не только немецкие инженеры и ученые. К работе были привлечены сотни и тысячи советских специалистов, сотни переводчиков, переработавших горы техдокументации.  Немцы помогали советской оккупационной администрации демонтировать и отправлять в СССР самолетостроительные и моторные предприятия. Всего было  отправлено в СССР оборудование с пяти предприятий немецкой авиастроительной отрасли.