Современная Россия - революция или реакция?

На модерации Отложенный

Размышления по прочтении «Социологии революции» Питирима Сорокина …

В начале книги выдающегося социолога XX века Питирима Александровича Сорокина «Социология революции», изданной первый раз в Праге в 1923 году, мы читаем следующее: «Реакция» не есть явление, выходящее за пределы революции, а неизбежная часть самого революционного периода - вот его вторая половина». Питирим Александрович иллюстрирует вышеприведенные слова простой табличкой:

Сейчас внимание наших «либералов» и «консерваторов» сосредоточено на реакционной стадии революции 1917 года, связанной, в первую очередь, с И.В. Сталиным. Первые объявляют ее крайне вредоносной, вторые - спасительной. Но не будь первой стадии, не было бы и второй. По П.А. Сорокину двух мнений быть не может - реакция всегда несет спасение, потому что восстанавливает нормальный период жизни общества. Прав священник Александр Шумский, написавший о настоящих причинах ненависти современных «либералов» к Сталину: «Я не могу поверить, что [они] действительно скорбят о "невинных жертвах" сталинизма. Нет, их заботит совсем другое - они боятся потерять свое греховное своеволие, которое лукаво именуют свободой» («Страшный сон сотрудников НТВ». Русская линия).

Питирим Сорокин во время написания «Социологии революции» был свидетелем лишь начала реакции и Сталин в его книге упоминается лишь при перечислении самых рьяных революционеров. Он не знал тогда, что вторая стадия русской революции затянется на долгие годы. Тем ценнее для нас, его наблюдения, обобщения и предвидения.

Главным в труде Питирима Сорокина, на мой взгляд, является конструктивная классификация«деформаций поведения людей в эпохи революций». Он исследует эти деформации, опираясь на свидетельства очевидцев и статистику времен: «русских революций 1917-1923, 1905 гг., XVII в., французских революций 1870-1871, 1848, 1789 гг., германской 1848 г., английской революции XVII в., ряда среднеевропейских революций, ряда античных революций, египетской (1600-2000 гг. до Р.Х.), персидской (при Кобаде) и других крупных революций».

Приведем краткие выдержки из его труда по каждому виду определенных им деформаций.

I. Деформации, возникающие на первой стадии революционного периода, по П.А. Сорокину

1. Деформация «речевых» рефлексов

- «язык людей развязывается, начинаются речи, речи и без конца речи, митинги и собрания, заседания и демонстрации, широкая река газет, брошюр, листовок, плакатов, афиш заполняет страну»;

- «свобода слова и печати - обычное и неизменное требование революций; язык, молчавший раньше или не затрагивающий многих святынь, теперь начинает поносить, бичевать, обличать все условия, ущемлявшие ныне освобождающиеся рефлексы»;

- « появляется множество новых терминов для выражения новых переживаний».

2. Деформация реакций повиновения и властвования

- «в нормальное время реакции повиновения выполняются большинством граждан... с другой стороны, четко и без колебаний выполняются реакции властвования»;

- в период античных революций «подчиненные перестали слушаться властвующих, дети - родителей, рабы - господ, союзники - римлян, жена - мужа, бедные - богатых, незнатные - знатных, убивали, грабили, восставали, насильничали, кто как хотел»;

- в период русских революций 1905г., 1917г. - «расторможение рефлексов повиновения у многих членов Церкви по адресу церковных властей, членов семьи - детей по адресу родителей, рабочих по адресу предпринимателей и руководителей предприятия, прислуги - по адресу их господ, учащихся - по адресу учителей, массы - по адресу «интеллигенции» и «буржуев» вообще».

- в ходе французской революции 1848 года « армия находилась в состоянии анархии, солдаты бросали оружие и расходились по домам, в городе царило смятение и беспокойство, рабочие перестали работать, никто никого не слушал».

- о древней египетской революции читаем - «ни одно должностное лицо не на своем месте, население точно вспугнутое стадо без пастыря, чиновники убиты, судьи бегут и разогнаны по стране, тайны фараонов Верхнего и Нижнего Египта разглашены, Законы судной палаты выброшены и люди топчут их ногами, неимущие нарушают их на улицах»;

- «с другой стороны, угасает много реакций властвования и у «властителей»... в обстановке стимулов, прежде вызывавших у них безапелляционные и решительные акты «властвования», теперь они их не совершают, или реагируют вяло, с колебаниями, с нерешительностью»;

- в начале русской революции 1917 года «смертная казнь была отменена, серьезные репрессии считались недопустимыми как проявления реакции, простой арест почитался «контрреволюционным актом».

3. Деформация трудовых рефлексов

- о русской революции 1917 года - «не стало ни рабочей дисциплины, ни прилежания, ни внимания, никто никого не слушал, работа, раньше выполнявшаяся одним работником за день, теперь требовала 2-3 дней»;

- о Великой французской революции - « с началом революции страна трудится все меньше, с развитием ее - перестает работать совсем»;

- о французской революции 1848 года - «рабочие вели праздную жизнь и, тем не менее, получали плату... многие «трудились» только для виду... многие смеялись над правительством, платившего им, чтобы заставить их гулять целый день»;

- революция «вместо одного лентяя плодит сотни, вместо одного паразита, спекулянта, махинатора - создает десятки».

4. Деформация рефлексов собственности

- античные революции - «в столице и в менее заселенных местах Италии грабежи совершались ежедневно, грабили все, развилась небывалая жадность и погоня за богатством, подкуп, мошенничество и т.д., бедность считалась единственным наихудшим позором и преступлением... за деньги государственный человек продавал государство... гражданин - свободу, за деньги отдавалась знатная дама, подделка документов и клятвопреступление были так распространены, что клятва называлась «почвой для долгов»;

- гуситская революция в Чехии - «те, кто кричали, что все блага должны быть общими, исключили своих товарищей из всякого дележа... богатства, которые были порицаемы, когда принадлежали католикам, они теперь присвоили себе... они обещали абсолютно свободное пользование лесами, водами и лугами и они же лишили народ всякой свободы пользования и довели его до рабства»;

- «в итоге революции имущественное неравенство скорее возросло, чем уменьшилось»;

- Великая французская революция - «на этом-то и строят свои громадные состояния ловкие террористы... этим объясняется происхождение их колоссальных богатств, которыми пользуются мирно после Термидора эти заведомые негодяи, бывшие каждый в своем кантоне маленькими Робеспьерами, эти патриоты, которые теперь строят вокруг Орлеана дворцы, которые в Валансьене, разграбив общественную и частную собственность, владеют домами и имуществом эмигрантов»;

- русская коммунистическая революция 1917 года (1-я стадия) - «ни коммунизма, ни имущественного равенства, ни общего благосостояния, ни уничтожения частной собственности и капитализма она не дала, а только разорила страну, поменяла людей местами в имущественной пирамиде и усилила рефлексы собственности».

5. Деформация половых рефлексов

- «кровавая борьба как основная деятельность в периоды революций ведет не только к количественному росту половой вольности, но весьма часто придает ей характер садизма, удовлетворения полового аппетита с мучением и пыткой жертв»;

- «Декрет от 20 декабря 1917 года ввел такую свободу развода, что брак может быть расторгнут просто по заявлению одного из супругов; аборт из наказуемого деяния был сделан ненаказуемым»;

- «эротизм, проповедь свободной любви, дискуссии по половому вопросу заливали журфиксы гостиных, собрания религиозно-философских обществ, страницы газет, журналов и брошюр»;

- Смутное время - «Современник Авраамий Палицин пишет: «Сердце трепещет от воспоминания злодейств: там, где стыла теплая кровь, где лежали трупы убиенных, там гнусное любострастие искало одра для своих мерзостных наслаждений... были жены, прельщаемые иноплеменниками и развратом»»;

- русская революция 1917г. - «почти с самого же начала революции народ заплясал в буквальном смысле слова... начались бесконечные «танцульки»: танцульки с концертом, танцульки с митингами, после докладов, танцульки во время голода, тифа, расстрелов... танцуют и по сие время, вместе с танцульками - примитивно грубый флирт и... любовные объятья»;

- по выборочному освидетельствованию в 1919 году в Петрограде «из всех девочек до 16 лет 96,7% оказались дефлорированными и даже среди девочек до 10 лет процент дефлорированных был выше 10»;

- Великая французская революция - «танцуют всюду - в Кармах, где на стенах можно еще видеть кровь 116 расстрелянных священников, на кладбищах Сульпиция, в домах и на площадях»;

- «рост половой разнузданности, оргий, маскулинизация и эмансипация женщин и феминизация мужчин, изменение брачного законодательства в сторону «освобождения» от брачного рабства женщин, половые извращения, падение святости брака и прочности семьи и т.д.

- все это достаточно бесспорно установлено»;

- о русской революции 1917г. - «большое количество 12-13-летних мальчиков и девочек в городах живут половой жизнью; светские браки между ними, особенно в городах, стали обычным бытовым явлением».

6. Деформация психики членов революционного общества

- «раньше пожар одного дома или признак какого-либо разрушения водопровода, моста, здания и т.п. вызывали колоссальную тревогу... теперь разрушаются целые города, села, горят фабрики и заводы - и это не вызывает никакой особенной тревоги... общество становится очень чутким к узкому и объективно неважному кругу явлений и... совершенно тупым ко всему остальному»;

- «понадобились бы сотни страниц, чтобы привести документы, статьи и речи в эпоху революции, в которых логик найдет бездну материала для примеров нелогичности... вся логика мышления революционного времени - есть логика нелогичности»;

- «деформируются процессы воспроизведения и памяти: революционное общество теряет память, оно вдруг забывает все свои традиции, верования, идеи и отрывается от прошлого»;

- «отчаяние и радость, взрывы ненависти и восторга, подавленности и безудержного веселья, обожания и презрения, мести и великодушия лихорадочно сменяют друг друга»;

- «уже давно рядом исследователей было отмечено громадное распространение рефлексов подражания в эпоху революций: общество превратилось в огромное загипнотизированное существо, которое можно было толкнуть на самые неожиданные действия, внушить ему самые нелепые бредни... стимул убийства или разгрома магазинов, данный одним, толкал к убийству и разгрому сотни и тысячи»;

- «общество, вступившее в революцию, верит в возможность осуществления самых несбыточных фантазий и самых утопических целей... вокруг творятся зверства и убийства - они твердят о начавшемся осуществлении братства, усиливаются голод и нищета - они этого не видят и верят, что завтра революция даст не только сытость, но и райское блаженство всем и вся»;

- «с подъемом революции происходит рост популярности экстремистских идеологий... общество с упорством маньяка и энергией сумасшедшего принимается за постройку моста на луну»;

«освобожденные от тормозов основные импульсы человека развивают в нем бешеную силу и дикую энергию,... сорвавшийся с цепи человек делается ураганом, сеющим вокруг себя бессмысленную гибель, смерть и разрушения... повсюду налицо настоящее «прямое действие»;

- «революционные массы и их вождей охватывает «мания величия»... газетный репортер превращается в «великого трибуна», самый посредственный конторщик - в «великого организатора», посредственный публицист - в «великого мыслителя»;

- «наконец, дезорганизация душевной жизни, вызываемая революцией, сказывается в значительном росте душевных заболеваний и психических расстройств».

7. Деформация структуры социальных агрегатов в периоды революций

- «начнем с изменения состава и циркуляций в области профессиональной, объемно-правовой (управляющих и управляемых) и имущественных группировок... во всех этих группировках процессы изменений делаются более быстрыми и массовыми, индивиды как бы моментально взлетают из низов имущественной или объемно-правовой пирамиды, перескакивая сразу ряд ступеней, и наоборот - падают сверху вниз с той же катастрофической быстротой и внезапностью... то же самое наблюдается и в перемене профессий: за год-два индивид меняет несколько профессий, самых разных и даже противоположных»;

- « более быстрый и массовый характер приобрела и междусемейная циркуляция индивидов»;

- «не иначе обстояло дело и с партийной группировкой: масса лиц за 5-6 лет... успела пройти через ряд партий - от монархизма до коммунизма и возвратилась к исходному внепартийному бытию»;

- «десятки лет граждане России оставались подданными этого государства; с начала революции сотни тысяч и даже миллионы лиц волей или неволей оказались подданными других государств: Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Польши, Украины, Румынии, многие - два миллиона эмигрантов - оказались вообще без подданства: они стали «абонентами» Лиги Наций, людьми «без отечества», причем значительная часть лиц меняла свое подданство несколько раз»;

- «такую же картину представляет собой и межрелигиозная циркуляция: масса верующих с начала революции стала атеистами, часть начала переходить из православия к евангельским христианам, часть - к католикам, часть - к другим сектам... с 1922 года из православной Церкви, возглавляемой патриархом Тихоном, выделились: «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Древле-Апостольская церковь»;

- «не представляет исключения и территориальная циркуляция: революция подняла с насиженных мест огромные пласты населения, раньше не думавшего о перемене своего оседлого образа жизни, бросала и продолжает бросать их с места на место по безбрежной Российской равнине»;

- «неизбежным результатом исключительно быстрой, массовой и нерегулируемой циркуляции в первый период революции является быстрое и резкое колебание числа членов групп, на которые распадаются социальные агрегаты... профессионально-производственные группы, например, характеризуются: исключительным уменьшением объема групп индустриальных рабочих (численность их сократилась до 46%), исключительной гипертрофией числа чиновников (почти 30% населения превратилось в чиновников и агентов власти)»;

- «в эпохи революции меняется характер профессионального отбора... в нормальное время для вхождения в любую профессию, а тем паче - в высококвалифицированные профессии - требуется выявление профессиональной пригодности и опытности... индивид подготовляется к своей роли и подвергается ряду испытаний: проходит курс обучения, приобретает практический стаж, сдает экзамены, выполняет ряд работ и т.д., в революции эти условия за редким исключением отпадают - максимум революционности считается патентом, гарантирующим универсальную пригодность к любой профессии... сотни и тысячи лиц самочинно и самозвано захватывают ряд функций без какого бы то ни было экзамена и испытания их способностей - один делается губернатором, другой - комиссаром, третий - министром, четвертый - мэром города, пятый - директором фабрики и т.д.»;

- «в первый период революции происходит изменение поведения и психологии лиц, перемещенных в системе социальных координат - кто в 1918-1923гг. преследовал свободу стачек, объявлял их недопустимыми - бывшие рабочие и революционеры, раньше (до занятия правительственных постов) горячо защищавшие свободу стачек; кто в 1918-1922гг. стоял во главе карательных отрядов, уничтожавших целые деревни за неуплату налогов, за непокорность власти - бывшие рабочие и крестьяне, прежде возмущавшиеся бесконечно более мягкими мерами успокоения крестьян, применявшимися царским правительством... ключ к объяснению таких явлений лежит не в подлости этих лиц, а в самом факте их перемещения в социальном агрегате и в очерченной выше общей деформации поведения во время первой стадии революции»;

- все перечисленные признаки деформации структуры социальных агрегатов в 1917-1923 гг. в России Питирим Александрович подробно иллюстрирует примерами революционных событий, произошедших в других странах и в другие времена.

***

После этого спрашивается - что представляет собой второй этап революционного периода? Ответ напрашивается сам собой - ликвидация последствий произведенных на первом этапе революции деформаций. «Белые» или «Красные» будут осуществлять реставрацию уже не так важно - они будут вынуждены делать приблизительно одно и то же. Питирим Сорокин блестяще доказывает это, исследуя общие черты разнообразных революций прошлого.

Читая описание деформаций первой стадии периода революций, я (надеюсь, как и Вы, дорогой читатель) увидел много общих черт исследованных революционных процессов и событий 90-х годов прошлого века, произошедших в СССР и Российской Федерации. Получается, что мы пережили настоящий страшный первый этап настоящей революции. Еще недавно я думал, что уже сейчас наступила детерминировано необходимая вторая стадия - реакция, и тихо радовался, что она проходит достаточно мирно. После прочтения «Социологии революции» я засомневался в этом. Тут нужно хорошенечко разобраться. И, надеюсь, что мне поможет все тот же Питирим Сорокин и современная статистика.

Во втором разделе настоящей статьи будут приведены современные статистические данные по всем видам перечисленных деформаций на фоне описанных П.А. Сорокиным признаков наступления реакции (торможение и ликвидация деформаций) прошлых времен.