Гражданская активистка арестована за...репост ВКонтакте

На модерации Отложенный

Ирина Андрианова, координатор движения «Против захвата озер»

Тюрьма за перепост

 6 ноября судья Кировского районного суда Валерий Вецкий удовлетворил ходатайство ФСБ и оставил на 2 месяца под арестом Дину Гарину, обвиняемую по «экстремистской» 280-й статье. Она будет ждать суда в следственном изоляторе. Активист движения «Русские», Дина в июне этого года перепостила у себя на странице Вконтакте» негодующее сообщение об убийстве 34-летнего Ильи Кудряшова, совершенное выходцем из Дагестана.

Арестованная 2 ноября, Гарина пробудет за решеткой как минимум до 29 декабря. Если, конечно, не случится чуда и ее адвокату Сергею Костюку не удастся обжаловать решение судьи (на это дается трехдневный срок). А после 29.12, как предполагают ее товарищи, срок задержания под стражей снова продлят. У властей явно нет намерения выпускать Дину Гарину на свободу.

Дине 31 год, очень симпатичная. Она окончила РГПУ им. Герцена, работает водителем троллейбуса. Ее даже арестовали в троллейбусной форме, по пути на работу.

Ее мать больна раком, и на это обстоятельство указывала защита, убеждая суд избрать в качестве меры пресечения домашний арест и лишение доступа в интернет. Но суд не внял, решив, что Гарина «сможет продолжить свою преступную деятельность», выходя в интернет «любым доступным способом».

Состав преступления. Но чьего?

Что же содержалось в том злополучном посте, из-за которого девушка минимум 2 месяца проведет за решеткой до суда, а потом рискует получить до 5 лет лишения свободы? Собственно говоря, ничего особенного. Это был совершенно стандартный текст, который отчаяние диктует в подобной безвыходной ситуации. Вкратце: ночью в сквере около метро «Елизаровская» произошел конфликт между петербуржцем Ильей Кудряшовым и подвыпившим уроженцем Дагестана. Свидетелями были еще трое парней и девушка. Начавшуюся было драку быстро разняли, и трое свидетелей отправились сообщать о случившемся в 10 отделение полиции. Илья и его товарищ отправились восвояси, но далеко уйти не успели: дагестанец вызвал по телефону «подкрепление». Оно состояло из двух машин, плюс еще нескольких парней, прибежавших из ближайшего двора. Всего – около 10 человек. Товарищ Кудряшова от первого же удара потерял сознание и его больше не трогали. Илье так дешево отделаться не удалось – его убили. Причем, судя по травмам – ударами ног по голове. Стало быть, били лежачего. Когда поняли, что дело кончено, моментально разбежались. Причем инициатор драки еще и угнал велосипед Кудряшова.

Текст завершается словами «Если ты встретился с ними - убей или будь готов умереть! Другого выхода нет!» Позволим себе сказать, что на фоне цинизма совершенного преступления эта ремарка не выглядит чересчур эмоциональной. Кроме того, Дина это сообщение только перепостила. Ее собственный сопроводительный комментарий уж точно не содержит никаких экстремистских призывов: «Ездила на место убийства... Кругом азиаты и кавказцы. Что примечательно - черные спокойно чувствуют себя напротив отделения полиции (где тоже их соплеменников хватает). Спокойно сидит черный на корточках и стеклянными глазками смотрит на отдел... Удручающая картина». В крайнем случае здесь можно «пришить» нетолейрантный эпитет («черный»). Но «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием сети «Интернет» (ст.280 ч.2 УК РФ) – это уже слишком. Получается, «закрыли» Дину лишь за перепост фразы «Убей или будь убитым». В контексте самурайской или рыцарской этики – фразы совершенно нормальной, даже заурядной. Впрочем, следствие, прокуратура и суд определило контекст, который превратил фразу в состав преступления. Призыв относился к лицам дагестанской национальности (так выразился судья, хотя на самом деле никакой «дагестанской национальности» в природе не существует. Есть национальность даргинская, лезгинская, аварская, ногайская и т.п.), а значит, сеял межнациональную ненависть. Если бы убийца и убитый принадлежали к одному и тому же этносу, то, скорей всего, никакой статьи не было бы.

Ни причины, не следствия

Следователь УФСБ, вероятно, увидел Динин репост не сразу, ибо арестовали ее только 2 ноября. Или хотели «закрыть» накануне запрещенного «Русского марша», потому и выжидали?

Неизвестно. Перед тем, как ее увели после заседания, Дина успела выкрикнуть из «аквариума» об условиях содержания в изоляторе ФСБ: «В камере очень холодно. Помыться невозможно. За 4 дня я ни разу не мылась». Впрочем, это не выглядело жалобой. В течение всего заседания Дина вела себя с достоинством и чуть ли не с вызовом. Перед уходом крикнула «Россия будет свободной!». В общем, судя по ее поведению, отказываться от своих слов в Сети она не станет.
Однако вплоть до зачитывания решения мы были уверены, что ее отпустят (в смысле, отпустят до суда под домашний арест в ее комнату в коммуналке). Судья не был настроен негативно к подсудимой и внешне соглашался с доводами защиты. А они явно превосходили доводы обвинения и количественно, и качественно. Так, ФСБ требовало держать ее под стражей на том основании, что «она часто меняет места жительства». Следователь УФСБ Жилин пытался опровергать наличие онкологического заболевания у матери Гариной на основания мнения … соседок, которые заявили, что «она не похожа на раковую больную». Суд все же счел медицинские справки более весомым доказательством, чем слова соседок, не имеющих медицинского образования. Однако делу это все равно не помогло.

Арест как повод объединиться?

Защита зачитала множество положительных характеристик Дины от разных общественных организаций. И вот на этом хочется остановиться особо. Поддержать национал-патриота Дину Гарину (и не просто поддержать, а постоять ради нее в пикетах, сделать пожертвование) пришли люди самых разных политических взглядов – от либералов до коммунистов. Дело в том, что Дина – необычный национал-патриот. Да и человек необычный, что важнее. Почти каждый из толпившихся в тот день в коридоре суда считал, что Дина когда-то помогла его организации (экологической, градозащитной и много еще какой). С кем-то она освобождала захваченные леса и берега, с кем-то – защищала от застройки Фарфоровское кладбище, с кем-то – не давала сломать исторический памятник Аракчеевские казармы или пыталась сохранить Военно-медицинскую академию.

Журналист Игорь Зубов предположил у Дины «сенситивную акцентуацию характера» - это повышенная чувствительность к чужим бедам. Короче, когда ее зовут постоять в заградцепочке перед незаконной стройкой, или лечь под бульдозер, который собирается ломать историческое здание, или поучаствовать в сносе забора обнаглевшего захватчика берега – она обычно не отказывается. Тут уместно уточнить: те самые «ужасные» националисты, которых принято горячо осуждать в СМИ, часто единственные соглашаются «вписаться» в действительно рискованные протестные акции. Поэтому, когда надо остановить стройку физически – своими телами – инициативная группа часто зовет на помощь Дину и ее товарищей. Неудивительно, что на суд и предшествовавшие ему пикеты пришло столько благодарных людей. Экологи, градозащитники, левые, либералы. И ничтоже сумняшеся стояли с плакатами на Невском в день «Русского марша». И это было правильно. Некоторые в порыве сочувствия даже готовы были толерантно полюбить Динины правые взгляды. Нашлись, разумеется, и те, и кто в полном соответствии с законами жанра отказался «поддержать националистов». Эти люди, как правило, не знали Дину лично и рассуждали о ней как о части абстрактной схемы. Но человек всегда сложнее схемы.

Я от имени движения «Против захвата озер» благодарю Дину за участие в акции по освобождению огороженных берегов Суходольского озера и лесного массива близ Кузнечного. За избавление от забора пляжа Финского залива в поселке Солнечное и за совместную борьбу против захватчиков Верхнего Суздальского озера в Петербурге. А от лица жителей улицы Седова хочу сказать ей спасибо за поддержку в борьбе с нарушающим законы кавказским рестораном. И нас, желающих поблагодарить Дину Гарину за отзывчивость, очень много. В пятницу мы даже не поместились в зале суда.Пришлось заходить группами по очереди – до и после перерыва.

Когда судья Вецкий монотонно пробубнил решение, в зале закричали «Позор!».

p.s. – А убийц Илью Кудряшова, героя Дининого поста, так и не нашли. Его друзей вызывали в ФСБ, где уговорили «не разжигать национальную рознь». И они согласились. А теперь ФСБ нашло Дину.