Приходит время России

На модерации Отложенный

Вот уже более двух лет слово "кризис", пожалуй, самое распространенное в лексике мировых политиков. И это вполне понятно, учитывая, что мировой финансово-экономический кризис затронул практически все страны мира. Беда коснулась практически каждого из нас. Уменьшение прибыли, лишение места работы, рост цен, задержка заработной платы, стипендии, пенсии, безработица. В одних странах с кризисом справляются более успешно, в других - менее, а третьи, как, например, Греция, оказались на грани дефолта. При этом все без исключения серьезно задумываются о его причинах. Разумеется, ответы разные, в зависимости от точки зрения. И тем не менее большинство склоняются к тому, что причиной бедствия стал глобальный кризис мировой финансово-экономической системы.

Как известно, потрясения мировой экономики начались с локального ипотечного кризиса в США. Однако это был лишь формальный повод, ибо к тому все шло. Ведь нынешний глобальный кризис - это кризис цивилизационный. И в первую очередь западной цивилизации потребления. Она исчерпала себя. Как в политическом, так и в экономическом, а также духовном плане. Ведь что мы сегодня наблюдаем в сфере философии политики? Примитивный линейный ряд: политик "Х" - программа политика "Х" - голосуйте за политика "Х" объективно не соответствует многоуровневой сфере интеллектуальной деятельности, именуемой политикой. Политические лидеры меняются - стратегия остается неизменной.

Псевдодемократия современного Запада свелась к формальной процедуре, к процедуре голосования. В ней, кстати, уже давно реально участвует меньшинство населения. К политике, как таковой, народ давно не имеет никакого отношения! Уличные демонстрации и всякого рода акции - это лишь некий клапан для выхода эмоций. Не более того. Это - пропагандистская игра в демократию, что низводит саму политику до примитивного уровня политтехнологий.

Особенно наглядно это проявляется в современной Америке, уникальность которой заключается в сочетании несочетаемого: у нее есть сильная администрация, по преимуществу англо-саксонского протестантского корня, и нет нации. Тот тип человека, который сформировала и генерирует западная цивилизация, - биологически нежизнеспособен и бесперспективен. Современные американцы по своему психофизическому типу разительно отличаются от некогда "заквашенного" аскетами-пуританами разноплеменного эмигрантского "теста".

Европейские протестанты-пуритане переселялись в Америку семьями. И главное: семья была самодостаточной ценностью и структурой одновременно, а человеческая личность рассматривалась и была самоценной. Вот вам и гражданское общество. Благодаря этой семье и этому типу человеческой особи Северная Америка была колонизирована, освоена и обустроена. Наконец, та американская армия, которая оказалась сильнее непобедимой британской, - это была армия вооруженных граждан. Подлинно народная армия. А что сегодня?

Бороться за свободу, защищать свободу, понимать свободу нынешний американец просто не в состоянии. "Свободы от-" он не знает. Для него есть только "свобода для-": для - феминизма, шопинга, сатанизма, пивных фестивалей, эвтаназии и т. д. И выступления против войны в Ираке - это выступления против неуспешной, проигрышной и проигранной войны США. Против войны преступной и успешной Америка бы массово не протестовала... Увы!

Или давайте вспомним кошмар Нового Орлеана. Оказывается, может быть что-то пострашнее наводнения, даже катастрофического. Когда есть взаимовыручка, чувство локтя, единение людей перед общей бедой, никакие ураганы не страшны. А что было на деле? Массовое разграбление домов и магазинов. Нелюди огнем из ворованных базук пытались сбивать вертолеты полиции, спасателей и врачей!

Америка, Запад в целом быстро закрыли эту тему. Но ведь верно: правда как солнце - рукой не закроешь. Новый Орлеан показал, что американской нации нет. Извне - Америка ядерная сверхдержава, империя, геополитический гегемон. Внутри - все сгнило. Оказывается, целостность ядра Pax Americana, само существование США как государства держится буквально на волоске. На вольфрамовом волоске лампы накаливания. А она уже клокочет и пузырится из-за бездуховности, расовой ненависти, половых извращений, аморальности и невежества.

То же само можно сказать и в отношении философии западной экономики. Развитие общества потребления предполагает наличие прежде всего надежной собственной сырьевой базы и собственных запасов энергоресурсов. А потому концептуальная суть политики Запада сама по себе крайне примитивна. Все сводится к одному: как выживать и богатеть, будучи ресурсно ущербными и потому физически непреодолимо зависимыми от внешних источников сырья. Как не показать, скрыть эту объективную зависимость, чтобы не быть удушенными, не стать подконтрольными территориями богатых сырьем стран-конкурентов? И, не обладая природной физической силой, Запад вынужден компенсировать эту свою ресурсную немощь через им же создаваемые рычаги влияния: технологические, политические, военные.

Сама западная ментальность такова, что постулат о равноправном сотрудничестве и партнерстве служит троянским конем влияния. Внутренне отчетливо понимая свою ментальность, Запад оказывается не способен принять идею честного равноправного партнерства. Будучи именно той нахрапистой бодливой коровой, которой Бог рогов не дает, Запад про себя отчетливо и ясно понимает, в каком железном кулаке он держал бы весь остальной мир, будь не столь зависим от сырьевых ресурсов.

Вот откуда все эти геополитические акции в виде агрессии против Ирака, шантажа и давления на Иран, расширения НАТО на восток. Америка буквально вынуждена проводить экспансионистскую агрессивную внешнюю политику. Выдвинутые на периферию американские радары и ракеты передового базирования действительно нужны США. Иначе Америка не сможет дальше существовать.

Как известно, сегодня каждый новорожденный американец получает в приданое персональный долг в размере 165 тысяч долларов. Глобальным, токсичным активом стала сама Америка. Весь мир оказался втянутым в глобальную криминальную аферу. Налицо ситуация коллективной вовлеченности в фальшивомонетничество. Идиотизм, по-другому не скажешь, данного исторического момента заключается в том, что сегодня все знают, что у всех на руках фальшивые доллары!

Ситуация, когда совокупный долг Штатов по всем долговым обязательствам достиг пятидесяти триллионов долларов, - эта ситуация не может определяться как проблема доллара. Страна-банкрот, чья неденежная единица утвердилась как мировая валюта, - это страна-угроза. Страна- банкрот и она же сверхдержава - это немыслимое сочетание есть воплощенной Большой Casus Belli.

Затянувшаяся фаза необъявленного дефолта США близится, видимо, к своему завершению. Наступает новая политическая эпоха, новая финансово-экономическая формация. Время настоятельно диктует необходимость отказа, отхода от всего западного как исчерпавшего себя и бесперспективного. Сегодня нужны и новые "мехи", и новое "вино", и новый "виноградник". Нужна именно новая цивилизация, альтернативная уходящей западной.

Вопрос в том, что она должна собой представлять, какую модель можно взять за основу.

Казалось бы, ответ очевиден: восточноазиатскую, или, если быть точнее, китайскую. Безусловно, демонстрируя на протяжении более 30 лет почти 10-процентный ежегодный рост и вызволяя сотни миллионов китайцев из пропасти бедности, она не может не привлекать к себе внимания. Тем более что если в ближайшие 20-25 лет Китаю удастся сохранить высокие темпы роста, он без сомнения станет сверхдержавой мирового масштаба. Как известно, в основе этой модели лежат правильно выбранная и последовательно реализуемая программа развития страны, умелое сочетание государственного регулирования и рыночных методов хозяйствования, а также китайский менталитет, включающий духовность, коллективизм и жертвенность, готовность работать с высокой интенсивностью и низкой зарплатой.

В этом плане китайская модель развития вряд ли устроит всех. Да и, с одной стороны, сами китайцы сетуют на крайнее несовершенство такой "модели" и даже отрицают ее наличие. Так, на семинаре по развитию стратегического партнерства Китай - ЕС бывший вице-директор Центральной партшколы ЦК Ли Цзюньжу заявил, что не следует увлекаться термином "китайская модель". По его словам, само понятие "модели" означает наличие окончательно сформированного образца, который может быть применим и в других государствах. В то же время Китай все еще находится на пути складывания механизма своего экономического развития, поэтому, по мнению Ли Цзюньжу, сейчас более уместен термин "китайская специфика". А профессор Пекинского педуниверситета Ши Сюэхуа считает, что то, что на Западе именуют "китайской моделью", - это лишь определенный этап, который должен пройти Китай в своем развитии. Развитие это отнюдь не окончено, и поэтому правильнее будет называть его "китайским путем".

С другой стороны, головокружительные экономические успехи Китая сделали его, на мой взгляд, заложником западной модели глобализации. Китаю было позволено копировать, производить контрафакт, заимствовать чужие технологии, чтобы он их только внедрял и использовал. Китай словно забыл, что технологии приходят и уходят, постоянно и стремительно устаревают. И очень скоро появятся новые технологии, которые Китаю вновь придется перенимать, заимствовать, присваивать, заново внедрять и использовать. И это будет новый виток, новый этап технологической и политической зависимости Китая, поскольку своих собственных передовых технологий он не имеет. Не имеет, поскольку не имеет традиции и навыка их создания. Не создать, а найти и открыть. Этот древний принцип восточной философии в Китае сегодня интерпретирован по-американски примитивно, узко прагматически.

В результате у него не осталось иного выхода, кроме глобальной скупки западного экономического наследства. Плюс к тому Китай практически полностью лишен сырья и энергоносителей. Китай так легко уверовал, так охотно поддался самообману по поводу нынешней модели мировой торговли нефтью, газом и вообще сырьевыми товарами, что буквально птицей влетел в клетку навсегда энерго- и ресурсозависимой страны да еще с экспортной моделью экономики.

Этим замыкается круг непреодолимых проблем Китая, в который он сам себя вогнал. Номинально Китай выходит в экономические лидеры. Но у Китая нет своих идей. Набора древних афоризмов совершенно недостаточно для создания новой геоэкономической модели. Китай в полном смысле слова неожиданно для себя оказался лидером... чужой, гибнущей финансово-экономической системы потребления.

И здесь пришло, на мой взгляд, время России. Сегодня без преувеличения наступил момент исторического перелома. Только Россия имеет почти все для полноценного автономного развития - через многократное увеличение внутреннего спроса и потребления. Через многократное увеличение собственной инфраструктуры. Однако для этого многое предстоит сделать.

Важнейшая задача для нашей страны состоит в ее "выходе" из западной цивилизации потребления чужих ресурсов. Политика Запада в отношении России стара как мир. Это хитрость слабого по отношению к сильному. Цель: внушить великану, что он слаб. И через это внушение обрести над ним власть, так как силовое подчинение России невозможно в принципе, Запад это твердо усвоил. Власть же над Россией для Запада означает практически неограниченный и финансово необоснованный доступ к нашим ресурсным богатствам. Однако все наши ресурсы должны начать работать внутри России и на саму Россию.

На мой взгляд, принципиально отличным, духовно противоположным тупиковому западному должен быть сам новый алгоритм цивилизационного развития Зауральской России. Ведь одна Сибирь территориально больше всех США. Между тем зададимся вопросом: сколько "уральских пионеров", готовых на жизнь в тайге, наберется ныне по всей Руси Великой? Сегодня много говорят об инновациях. Бесспорно, они необходимы. Но почему мы молчим об инновациях в геополитике, в антропосфере? Почему говорим только о технике и технологиях?

Должен, полагаю, быть принят и запущен в работу Общенациональный проект "Вторая целина". Причем на помощь новым русским целинникам могли бы быть призваны и переселенцы из других стран, например, из обоих корейских государств - Кореи Южной и Кореи Северной. Естественно, с разумными ограничениями. Именно через освоение колоссальной территории Зауралья можно запустить механизм гигантской экстенсивной экономики.

А через освоение территорий удастся снять угрозу физического вымирания российского населения. А ведь это проблема огромной важности. Нас пугают дефолтом и замедлением экономического роста - а нам реально грозит утрата мужественности и вырождение нации. О чем только не говорится сегодня под трафаретом "О главном"! Какие только проблемы и темы не обсуждаются! Но почему-то царит полное молчание по поводу демографического бедствия общенационального масштаба. Нам сегодня нужно буквально выкорчевывать алкоголизм, наркоманию, бездетность и бессемейность.

Мы сегодня стали слишком малочисленной нацией в сравнении с нашей колоссальной национальной территорией. Мы не имеем права быть аскаридоподобными потребителями товаров, услуг и удовольствий. Дилемма, стоящая перед нами, предельно конкретна: либо мы утратим обезлюдевшие сибирские просторы, либо станем работящей, здоровой многодетной нацией.

К сожалению, семья перестала быть обязательной цивилизационной нормой для нашего гражданина. А без нее, школы и армии невозможно воспитание морально здоровых детей, подрастающего поколения. Это и есть цивилизационный спасительный круг. Школа в плане воспитательном - это продолжение семьи. А в нынешней ужасной ситуации бессемейности, при наличии значительного числа т.н. неполных семей (термин также небесспорный) школа во многом призвана быть и семьей, т.е. вынуждена заменять ее. Поэтому необходима новая, оздоравливающая дух нации модель общеобразовательной школы. Наконец, армия только тогда становится подлинно всенародной школой мужества, когда в юношестве наличествует прежде воспитанная семьей и школой здоровая мужественность.

В этом контексте перед Россией стоит наиболее трудная задача в цивилизационном и геополитическом плане - познать самое себя. Причем познать заново - как единую и неделимую на ментальном уровне.