Сколько лет учиться: 10, 11 или 12?

На модерации Отложенный

Теперь это уже никого не волнует. Далекие от образования политики в предвыборном отчаянии послушались своих горе-пиарщиков, надеясь получить дополнительные голоса, и взбудоражили население десятилеткой. Но выборы пролетели, каждый отпел свою арию, потом депутаты картинно голосовали, но закон завалили, зачеркнули и забыли. А несчастные ученики, родители и учителя остались хлебть эту кашу. Пишут письма, негодуют, переживают, ведь у всех дети и полная неясность.

Если говорить по-существу, то всё плохо. И 10-летка и 12-летка ввергнут страну в пучину проблем, похожих на цунами, которое накроет нас медным тазом уже в 2012 году.

Что значит переход с нынешних 11 лет к 12-летке? В каждой школе надо найти 3-5 дополнительных классов, которых физически нет, и им неоткуда взяться. Значит, придется учиться во вторую смену, давно забытую. Нет нужного количества учителей, которых и в хорошие времена-то не хватает. Нет программ и предметов – чему учить великовозрастных и немотивированных тинейджеров в этот злополучный последний год? Нет учебников, и никто не собирается их придумывать и печатать. И нет главного – денег, примерно 5-10 млрд. грн., чтобы всё это заиметь.

Более того, беда не приходит одна, она обрушивает ситуацию ещё и с другой стороны – недавний бум рождаемости приводит всё больше детей в детские садики, которых тоже катастрофически не хватает. Ведь часть их была в смутные девяностые роздана и продана, а оставшиеся благоразумно превратились в «детсады-школы», догрузив в свой состав начальную школу – 1-3 классы.

И этот бум вынуждает теперь принимать в садики детей маленьких и вытеснять 7-10 летних туда, где они были раньше, в школы. А там и так места нет. Вот и выходит, что на школьные помещения пресс удваивается и «снизу» и «сверху». Так что для всей этой чехарды нужна новая сеть школ, и только в Киеве надо построить 31 школу на 1000 человек каждую.
Мэр очень обрадуется.

Если всё же что-то из этого набора бед будет, как в сказке, по щучьему велению, преодолено, и двенадцатилетку внедрят, внезапно обнаружится, что вполне созревшие девочки начнут выходить замуж, рожать детей и ходить в школу не с портфелями и рюкзачками, а с колясками. На зависть подружкам. Мальчики, недоучившись, поплетутся в армию. В переходный год вузы останутся без студентов и разорятся.

Вы думаете – кто-то эти леденящие душу проблемы решает? Вы удивитесь, но правильный ответ – «да». Заинтересованные в 12-летке есть. Во-первых, это те, кто потирает руки от предвкушения, что 5-10 упомянутых миллиардов, а то и больше, из бюджета будут таки выбиты и выделены, и их с удовольствием распилят куда надо, одновременно проклиная по телевизору тех, кто всё это придумал. А во-вторых, это псевдоученые, которые жаждут всунуть в учебники еще несколько тысяч бесполезных формул и заумных определений.

Конечно, лишний год – это проблема, но ещё большая проблема – на что он тратится. Прослушать за двенадцать лет 15000 уроков и на выходе ничего не знать и не уметь, беспомощно озираясь по сторонам – кто бы помог поступить в университет – это действительно круто.

Разве это не издевательство, когда нужно нанимать репетиторов, потому что школьная программа не совпадает ни с экзаменами, ни с тестами.
Месяцами разбирают тангенсы, валентности и уравнения Максвелла. Я уже не говорю о литературе, которая призвана обогащать душу, но ничего, кроме депрессивных чувств и отвращения на всю жизнь к книгам не вызывает.

Поэтому, что 10, что 12 лет, неважно, школа готовит к пустоте и бюрократизму. Хотя постоянно декларирует тезисы о творчестве, самовыражении, распознавании способностей и счастье. Вы спросите, а что с 10-леткой, чем она нам не подходит, тем более что есть железобетонная аргументация: в совке она давала лучшее в мире образование, да и бюджет сможет на детках сэкономить и свободней вздохнуть.

Дело в том, что совка уже давно нет. И вообще разговор о том, сколько лет учиться, 10 или 12 лет, можно сравнить с вопросом: если укоротить черенок лопаты на 20 сантиметров, будет ли это считаться реформой сельского хозяйства? Надо ж понимать, что к чему. В Англии вообще учатся 15 лет, с 3 до 18. В развитых странах всё организовано по-человечески: маленькие детки, подростки и старшеклассники учатся вообще в отдельных зданиях, чтобы здоровые лоботрясы не пугали маленьких ни в коридорах, ни в туалетах. Жена футболиста Андрея Шевченко долго искала в Киеве именно школу для их 4-летнего сына, но так и не нашла. И ей никто не объяснил, что у нас это по-другому называется, а она из-за этого взяла и уехала в Англию, где всё понятней.

Дети в школе – это страдания бессловесных, которые, словно рабы под надзором надсмотрщиков с 10-12 часовым рабочим днем. А беспощадное государство наезжает на эти бессловесные создания, вручая им аттестат недоперезрелости и готовя их в будущие лузеры.

Мы в своем исследовательском центре 20 лет проводим кропотливые исследования по поводу качества знаний и возрастов, и вывод такой: до 7 лет детей в школу отдавать нельзя. В детстве разница между 6 и 7 годами такая же, как во взрослой жизни между 30 и 40 годами. В шесть – жизнь это ещё игра, а в семь хочется «трудиться». Но и после 17 лет детей в школе держать нечего. Так что для нас учиться 11 лет, как сейчас, – в самый раз.
Причем в этом формате одни выгоды, если руководствоваться здравым смыслом, финансовыми показателями и нервами школьников и их родителей. Как говорят американцы, не сломано – не ремонтируй. Другое дело, что даже эти 11 лет должны быть насыщены абсолютно иным содержанием – интеллектуальным и моральным.

– Извините, сказала маленькая птичка, подлетев к стае, – вы старше меня, не могли бы вы мне подсказать, где найти ту вещь, которую называют небом?
– Небо, – ответила старая птица, – это то место, где ты находишься сейчас.
– Разве? – Но это же воздух. А я ищу небо, – сказала разочарованная птичка, улетая в другое место искать небо.