А после Волха - Святогор

На модерации Отложенный

Любители наукообразных и бранных слов называют Святогора хтоническим существом. А следовательно, он неподвижен, грузен и землеобразен. Термин взят из классификации древнегреческой мифологии. Хтонический период предшествует Олимпийскому циклу и заканчивается низвержением Хроноса, предыдущего властителя пантеона. К хтоническим существам относились все титаны, химеры, наяды, дриады, нимфы и пр. Далеко не все они неподвижны, многие изящны и все да ужаса разнообразны. В славянской мифологии не успела возникнуть единая иерархия, не было ни высшего правителя, не его низвергателя.

А при соединении с финно-угорскими племенами, у каждого из которых был свой пантеон, получалась такая сумятица, что нужно было бы еще с полтысячелетия, чтобы все упорядочилось. Попытался Владимир назначить верховным божеством Перуна - не получилось, пришлось для объединения всех брать чужую религию. Как незадолго до него был взят военным властителем Рюрик. Единственное его достоинство было в том, что он был чужой для всех. Но развитие русской мифологии оказалось прерванным. И так было практически во всей Европе. Кто знает, до каких высот могла бы дойти религия славян или саксов, или гуннов, - история сослагательного наклонения не признает. Поэтому бессмысленно искать утраченную систему славянских богов. Ее не было, потому что она не успела возникнуть. И милая, занимательная попытка упорядочить семейно-родственные и функциональные отношения этих божеств была бы всеми приветствуема, если б она, Велесова книга, не была подана, как истинная древность. Получилась фальшивка. А жаль.

Откуда взялся Святогор теперь уже установить невозможно. Существует он только в былинах. Идолов героям не делали, изображений не сохранилось. Пустота. Только осколки в не полностью сохранившихся текстах.

Известны 7 сюжетов, связанных с его именем. 5 из них относятся к другим жанрам и сомнительны по происхождению Т.е. скорее всего в уже возникших сюжетах баллад герой был заменен образом Святогора. Такое в фольклоре встречается часто, особенно в древнейших слоях. Былинных сюжета два, и оба рассказывают о гибели героя. Начнем с первого.

Существует несколько вариантов. В одних описывается встреча Святогора с Ильей Муромцем, в других он один. Откуда появляется сумочка переметная - тоже разные варианты: то она просто оказывается на пути, то ее кладут "два старца-калики" и исчезают, то прохожий молодец, то "старик седатый", то Микула Селянинович. Древних текстов в инете я не нашел, выложены современные пересказы с кучей древнеруссизмов, в которых масса ошибок. Может, мне не повезло.

Попытаемся вычленить главное. Святогор вынужден бродить по горам, по камню, потому что на земле он проваливается, не держит его земля.

Он чрезмерно силен. И горд своей силой, и печалится ее избытком:

"Я бы ездил тут на матушку сыру землю,-
Не носит меня мать сыра земля.
Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим,
Да по щелейкам да толстыим."

Можно, конечно, исходя из этого текста, предположить его биографию: родился где-то на равнине ("мать сыра земля"), но вынужден был уехать в горы, потому что запрещено, не позволено возвращаться. Но, скорее всего, характеристика "мать земля" - это отношение рассказчика. В любом случае, в данный момент сюжета Святогор инороден для земли. Он горец. Точнее - человек камня. И при этом хранитель границы между миром камня и миром земли. Вероятно, поэтому появился у героя былины дополнительный персонаж - Илья. Не Добрыня, не Дунай или Потык, а Илья-крестьянский сын, человек земли. И также не случайно введение в список действующих лиц Микулы.

Святогор огромен и силен безмерно. Встреченного богатыря он сначала и не замечает,  машинально кладет его вместе с его конем в карман, а потом начинает перед ним похваляться своей невообразимой мощью. Илья с достоинством отвечает:

"Ай во мне еще сила небольшая есть,
Еще только побиваю я ведь храбростью своей".

Спор-бахвальство типичный прием в былинах перед боем. Но на этот раз от ожидаемого сражения отвлекает появившаяся сумочка переметная. Святогор сначала пытается ее подцепить копьем - не получается. Он наклоняется с коня и ухватывает ее пальцами - опять неудача, сума неподвижна. Он слезает с коня, напрягает все силы, кровь течет с лица вместо пота, по колена уходит в землю, и - надрывается. Умирает от перенапряжения, от непонятной, нежданной неудачи. Да что же в суме той? - восклицает он перед смертью. И слышит в ответ...

Ну варианты ответа очень различны, хотя и сходятся в главном: там сила земли. (тяга земная, тягость от матушки сырой земли, земная тягота и т.п.) "Где Святогор угряз, тут и встать не мог, тут ему было и кончение". "Тут Илья его и похоронил".

Многие исследователи отмечают, что в смерти Святогора нет и намека на трагедию. В ней обреченность. Время пришло и свершилось. Такова судьба. Советские фольклористы настаивали на том, что это тяготы крестьянского труда, что никакой богатырь не сравним с крестьянином и т.п. Можно, конечно, прочитать былину и так. Но мне ближе другое прочтение: мир земли сильнее мира камня. Горец в стремлении покорить и землю, и ее богатыря - обречен. Не случайно, Илья молча хоронит великого героя Святогора в земле, а  не в скалистых горах, и молча уезжает домой. Время Святогора закончено.