Cтрельба по рукам

На модерации Отложенный

Владимир Путин вспомнил об административной реформе. Он начал отбирать у федеральных ведомств лишние функции и доходы

Премьер Владимир Путин немного опоздал к 8 марта, но все же упростил импорт цветов и фруктов. В минувший вторник он подписал распоряжение, отменяющее карантинные разрешения на импортную сельхозпродукцию. У Россельхознадзора убавится функций. В очереди на сокращение функций и другие надзоры, собирающие с бизнеса массу легальных и нелегальных поборов, например Роспотребнадзор. Только что предприниматели получили подарок в виде отмены обязательной сертификации товаров на соответствие ГОСТам.

Президент внес в Думу поправки о смягчении уголовных статей для бизнеса. Премьер действует в том же русле - вспомнил про административную реформу. Дело не в «оттепели», просто кризис заставляет шевелиться. Денег в бюджете больше не станет, и чиновники, занятые ненужной работой, да еще мешающие бизнесу развиваться, - очевидная обуза. С ними решено бороться или, по крайней мере, попробовать побороться.

Активно пугать бюрократов премьер начал в октябре прошлого года, когда пригласил на заседание правительства генерального прокурора Юрия Чайку. Прокурор рассказал министрам то, что они и так знали: практически все контрольные органы злоупотребляют властью - облагают бизнес данью в виде платы за многочисленные справки и согласования.

Доклад послужил сигналом. В правительстве создали рабочую группу во главе с руководителем Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорем Артемьевым. Группа должна была найти те самые лишние функции, за исполнение которых чиновники берут деньги. Результаты не заставили себя долго ждать. В январе у премьера обсуждали работу надзорных органов в сельском хозяйстве, в феврале - в образовании. Решения, принятые на прошлой неделе, показали, что от слов перешли к делу.

На самом деле ослабление карантинных правил не упростит ввоз в Россию зараженных тюльпанов или бананов. Просто исчезнет дублирующий контроль. Например, сейчас при доставке импортных фруктов или овощей по России фитосанитарный сертификат нужно получать в каждом регионе.

Чиновники, проверяющие одно и то же по несколько раз, - типичная картина. По оценкам главы Мясного союза России Мушега Мамиконяна, только агробизнес каждый год отдает 5 млрд рублей в виде различных легальных поборов. Открытие мясокомбината нужно согласовать с Россельхознадзором, отвечающим за ветеринарный контроль, хотя потом этот же контроль придет на работающее предприятие. Последний шаг правительства эту проблему вроде бы решает: приступать к производству колбасы можно будет в уведомительном порядке. Правда, на подготовку правительственного распоряжения ушло два месяца, а реальная жизнь изменится еще через полгода - пока примут все приказы и инструкции.

И это только один надзор - сельскохозяйственный. На очереди Роспотребнадзор, действующий по тому же принципу и ежегодно собирающий со всех видов бизнеса 10 млрд рублей. «Чтобы начать строительство торгового центра, нужно получить разрешение санитарного надзора, но это не значит, что потом инспекторы не будут проверять уже построенный центр», - объясняет эксперт ОПОРы Владлен Максимов. Проверки часто идут лишь на бумаге. Никто не проверяет каждый кусок мяса, поступающий на рынок. Нужные справки, как правило, покупают заранее - сразу оптом.

Активность санитарных инспекторов обсуждалась на очередном совещании у Владимира Путина в начале марта. Решили идти тем же путем - запрещать дублирующие проверки. Но и в этом случае придется подождать несколько месяцев. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко подчеркивает, что пока никаких решений нет.

Весной в Белом доме обсудят качество регулирования и в других отраслях.

Темпы не такие уж плохие. Проблему лишних функций правительство пытается решить уже лет семь и без особого успеха. Еще в 2003 году комиссия вице-премьера Бориса Алешина провела титаническую работу: изучила 4000 функций и признала избыточными примерно 1200. Но на деле удалось ликвидировать лишь те полномочия, за которые чиновники особо и не сражались. МВД, например, отказалось от права регистрации принтеров, зато отстояло право на техосмотр автомобилей. Дело так и не сдвинулось. Теперь отдать эту функцию частным компаниям хочет уже президент Медведев, начавший новую реформу МВД.

Шесть лет назад правительству так и не дали разобраться с функциями ведомств. Владимир Путин перевернул доску: отправил в отставку кабинет Михаила Касьянова, который занимался этим сокращением, и реализовал совершенно другой вариант административной реформы. Правительство разделили на три уровня: отвечающие за стратегический курс министерства, контрольно-надзорные службы и агентства, управляющие бюджетными учреждениями и оказывающие госуслуги. Идеальная конструкция быстро стала давать сбои. Число чиновников только росло, а лучше работать они явно не стали.

Со временем выявилось и слабое звено новой системы - агентства. Министры, по замыслу, должны были стать политическими фигурами, а вопросами отраслевого финансирования должны были заняться агентства. Но у кого деньги, у того и реальный вес. Министры с таким положением дел мириться не захотели. Агентства начали умирать. Например, Минздрав поглотил Росздрав, Минсельхоз - свое отраслевое агентство. И этот процесс явно ускорился. Шестого марта президент Медведев распустил Рособразования и Федеральное агентство по науке и инновациям. Даже всеобщая мода на инновации не помешала прийти к решению, что распределять бюджетные деньги среди НИИ и вузов может и Минобрнауки, а в специальном агентстве необходимости нет.

«Это просто ликвидация дублирующих функций», - указывает руководитель направления административной реформы Центра стратегических разработок Владимир Южаков. Теперь дополнительным стимулом для перетряски правительства служат последствия кризиса. В Минобрнауки и Рособразования были департаменты со схожими задачами и полномочиями. Значит, чиновники, которые работали в агентстве, министерству не нужны. Получится экономия.

По данным Newsweek, среди агентств могут быть и новые жертвы. Некоторые из них по-прежнему распоряжаются суммами, в десятки раз большими, чем головные министерства (см. схему). Но главная борьба развернется вокруг надзоров - это они, а не агентства создают основные административные барьеры для бизнеса. Найти лишние функции мало - надо решить вопрос об их отмене таким образом, чтобы чиновники не смогли потом отыграть назад. «Мы пытаемся, как хирурги, проникнуть внутрь и удалить то, что болит», - рассказывает один из участников рабочей группы, изучающей полномочия ведомств.

Болезнь, правда, может продолжаться и после успешной операции. По мысли правительства, отобранные у чиновников контрольные функции должны подхватить саморегулируемые организации (СРО), создаваемые в разных отраслях. Участники рынка знают свои проблемы и смогут построить свою систему контроля - менее коррумпированную, чем у государства. Но в строительстве, где создание СРО продвинулось дальше, чем во многих других секторах, быстро начались конфликты. Например, мелкие компании обвинили крупные в недобросовестной конкуренции - установлении слишком высоких платежей для вступления в СРО. Предприниматели равно не доверяют не только чиновникам, но и друг другу, и эту проблему никакая правительственная комиссия не решит.