«Сближение России с Индией ни для кого не является неожиданным»

На модерации Отложенный

По словам эксперта, Китай настороженно относится к укреплению российско-индийских отношений …


«Наши отношения с Индией носят исторический характер, этим отношениям более 50 лет. Как правило, по большинству внешнеполитических проблем и вопросов позиции наших стран совпадают, это ни для кого не секрет. Правда, после распада Советского Союза наши отношения с Индией несколько охладились, что было вызвано, в частности, и нормализацией российско-китайских отношений. Но вскоре, когда индийское руководство поняло, что сближение России и Китая не угрожает Индии, российско-индийские отношения стали выходить на новый качественный уровень», - заявил в интервью «Русской линии» заведующий кафедрой международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Юрий Косов, комментируя итоги визита премьер-министра России Владимира Путина в Индию.

Визит главы Российского правительства в Индию состоялся 11-12 марта, сообщает официальный сайт Правительства России. В ходе визита Владимир Путин встретился с президентом Индии Пратибхой Патил, принял участие в интернет-конференции с представителями индийской общественности, встретился с председателем Объединенного прогрессивного альянса и партии Индийский национальный конгресс С.Ганди и провел переговоры с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом.

По завершении российско-индийских переговоров состоялась церемония подписания совместных документов. В частности, были подписаны следующие документы: Соглашение между Правительством России и Правительством Индии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях; Дорожная карта развития широкомасштабного сотрудничества между России и Индией в области использования атомной энергии в мирных целях в 2010 году; Документ о создании совместного предприятия (СП) по производству навигационного наземного оборудования для приема сигнала российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС; Меморандум о взаимопонимании между Министерством промышленности и торговли России и Министерством химии и удобрений Индии по сотрудничеству в области минеральных удобрений; Рамочное соглашение (контракт) на поставку в Индию минеральных удобрений.

По итогам переговоров В.В.Путин и М.Сингх выступили с заявлениями для прессы. По словам М.Сингха, «Путин является архитектором стратегического партнерства между Индией и Россией. И мы с большой благодарностью относимся к нему за то, что он так сблизил наши две страны». «Отношения с Россией являются ключевым элементом нашей внешней политики. И для нас Россия - доверительный и надежный стратегический партнер. Наши отношения не зависят от других отношений. Но значение наших отношений возрастает с каждым днем», - заявил индийский премьер. «Результаты визита премьер-министра Путина очень богатые, очень содержательные, - продолжил он. - У нас были предметные переговоры по региональным и глобальным вопросам».

Со своей стороны Владимир Путин отметил, что для него это уже пятый визит в Индию» «И всякий раз я убеждаюсь в совершенно особом характере отношений между нашими народами», - сказал российский премьер. «Я думаю, что если бы не было такого базиса, такого благожелательного, дружеского отношения между народами Индии и России, то и руководству наших стран - ни мне, ни господину премьер-министру - не удалось бы выйти на такой уровень договоренностей, взаимодействия, доверительности. В нашей работе мы всегда чувствуем поддержку общественности наших стран. Это прочный фундамент, который позволяет нам выстраивать политический диалог, успешно взаимодействовать в решении важнейших мировых проблем, воплощать в жизнь крупные проекты в экономике и в гуманитарной сфере», - считает российский премьер.

«В конце 90-х годов Евгений Примаков, будучи министром иностранных дел, выдвинул идею стратегического треугольника «Москва - Пекин - Дели», - продолжил свой комментарий Юрий Косов. - Тогда Примакова очень многие критиковали, те же аналитики, которые сейчас опасаются, что мы в результате сближения с Индией можем нарушить отношения с Китаем. Тогда президент США Клинтон собирал специальное совещание, на котором обсуждалась проблема этого треугольника. Эксперты в то время утверждали, что создать такой треугольник в принципе невозможно, поскольку у Индии с Китаем очень сложные отношения. Тут вспоминали и Пакистан, и длительную советско-китайскую историю отношений и противостояний, но когда президент Клинтон, по легенде, попросил всех дать какие-то письменные заключения, то все авторитетные эксперты отказались дать письменные заключения, потому что те, кто дорожит своей репутацией, устно могут высказать любое мнение, а письменное заключение, да ещё адресованное президенту, накладывает колоссальную ответственность. Клинтон тогда совершил визит в Китай, где снял эмбарго на поставку гражданских товаров из Китая в США и прочее. Напомню, что Соединенные Штаты ввели против Китая очень жесткие санкции в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь. Клинтон также совершил визит в Индию, тогда было заявлено о начале сближения Индии и США. Американцы заявили, что они занимают нейтральную посредническую позицию в индийско-пакистанском конфликте, а не однозначно стоят на стороне Пакистана. Было обещано индийцам снять эмбарго на поставки американского оружия Индии, потому что американцы поставляли оружие только Пакистану, а Индия была покупателем советского оружия, и не только из-за хорошего качества советского оружия, но ещё и потому что больше не у кого было покупать. В советское время США и западные страны отказывались Индии поставлять оружие. Все тогда говорили, что эти визиты Клинтона привели к сближению США с Индией и Китаем. От этого сближения выиграли все, кроме России».

«Но все-таки идея стратегического треугольника оказалась долговременной. В 2003 году заговорили о группе БРИК, сейчас уже проходят саммиты этой организации, в прошлом году саммит Брик прошел в Екатеринбурге. То есть к этому треугольнику добавилась Бразилия. Регулярно проходят встречи в формате Россия - Индия - Китай. В стратегии национальной безопасности России от 2009 года записано о необходимости увеличивать сотрудничество в таких неформальных международных институтах, как БРИК, РИК», - напомнил эксперт.


«Руководители России и Индии неоднократно заявляли, - продолжил он, - что их политическое сотрудничество очень отстает от экономического взаимодействия. Товарооборот с Индией несколько лет назад достиг уровня 3 млрд. долларов. Во время прошлого визита Путина в Индию заявлялось, что будут приняты меры к тому, чтобы исправить этот дисбаланс между политической близостью и экономическими связями. По прогнозам экспертов, товарооборот с Индией выйдет на 10 млрд. долларов, а товарооборот между Россией и Китаем уже около 60 млрд. долларов. Поэтому мне кажется, что сближение России с Индией ни для кого не является неожиданным. Возможно, для человека, невнимательно следящего за событиями, такое сближение в экономической области неожиданно, поэтому он боится, что это сближение повредит нашим отношениям с Китаем или Пакистаном. Но для профессионалов в Китае и Пакистане сближение между Россией и Индией в экономической области не было неожиданностью. По всей видимости, либо было получено их неофициальное согласие, либо ожидается, что это сближение не будет вызывать серьезных протестов со стороны Китая».

«Мы видим, что Россия подтягивает ближе то одну, то другую сторону стратегического треугольника Москва - Пекин - Дели. Это целенаправленная политика. Если у Китая и возникнет какое-то беспокойство сближением России с Индией, то он, я думаю, даже не будет выражать это официально, когда поймет, что сотрудничество России с Индией не направлено против него, так как же как Индия поняла, что сближения России с Китаем в конце 90-х не было направлено против нее. Сближение России с Индией и Китаем направлено на создание новых форматов международных институтов, которые бы не зависели от западного мира. Потому что в ВТО Россию не приняли, в МВФ нас ограничивают в голосах и не только нас, но и Индию и Китай. Поэтому в рамках Пекинского консенсуса, состоящего из стран не входящих в западный мир, формируются такие институты. Если в Китае будут смотреть с этой стороны, то они будут даже приветствовать российско-индийское сближение», - выразил уверенность политолог.

«Что касается Пакистана, то наши отношения с этой страной очень сложные. Мы помним, что когда советские войска вошли в Афганистан, то Пакистан фактически стал базой афганского сопротивления, более того, по некоторым данным, кадровые пакистанские части воевали против советской армии. Давно прошла афганская война, Советского Союза уже нет, но до сих пор с пакистанской стороны не предпринимаются шаги, направленные на преодоление нашего отчуждения. В Пакистане эту страницу истории не закрывают, пакистанцы вовлечены в нынешние афганские события, они всемерно поддерживают движение Талибан и другие группировки, которые действуют против сил НАТО. Но тем не менее, мне кажется, что российско-индийское сближение существенным образом не повлияет на отношения России с Пакистаном. И только тогда, когда в Пакистане придут к власти силы, готовые закрыть те печальные страницы истории наших двусторонних отношений, можно будет говорить об улучшении наших отношений с Пакистаном. Пока же наши отношения с Пакистаном находятся на уровне, который не соответствует потенциалу наших двух стран», - заключил Юрий Косов.