Религиозные корпорации против этики?
На модерации
Отложенный
Недавно я участвовал в одном круглом столе в качестве эксперта. Я делал презентацию о прикладной этике и ее роли в обществе. Ни в Беларуси, ни в России прикладная этика не развивается. Ее суть - этика не может быть только нормативной, она должна зависеть от публичного обсуждения. Этические проблемы могут решаться лишь в контексте широкого публичного резонанса. Например, медицинская этика является пустышкой до тех пор, пока в обществе не будет широкого обсуждения основных этических проблем местной медицины. А таких обсуждений нет ни в Беларуси, ни в России.
Меня очень поразило, что на мой доклад очень негативно среагировал Андрей Алешко - главный юрист Белорусского Экзархата. Потом я понял, что это не случайно. Большие религиозные корпорации против прикладной этики. По мнению Алешко, если обществу дать возможность договариваться до этических определений, то общество неминуемо скатится в нацизм или ещё в какую-либо античеловеческую общественную систему. По его утверждению, публичной этики быть не должно! Соответственно получается, что она должна быть результатом тайного принятия решений в недрах больших корпораций и затем эти решения должна бездумно транслироваться на общество. Что-то вроде Социальной доктрины РПЦ, которая безоговорочно должна приниматься всеми. С позиции политологии, такое отношение к этическим ценностям бесспорно свидетельствует о сильном правом крене религиозных корпораций. К чему это ведёт?
Эти корпорации, получив монополию на производство этического дискурса, начинают этим пользоваться на всю катушку. Яркий пример - ситуация в Иране. Данное теократическое государство выстроено на тайном механизме принятия решений, включая этическую сферу.
Как следствие - двойные стандарты. После многочисленных социальных волнений в Иране множество молодых людей попало в тюрьмы. При этом значительное число девушек было подвергнуто со стороны тюремщиков извращенному сексуальному насилию. Это не было случайно. Это был способ сурового дисциплинарного воздействия, противоречащий правда нормам ислама. Седобородые старцы, оставаясь полностью анонимными, могут позволить себе любую грязь. Анонимность - гдавный враг этики! Всё должно быть прозрачным.
Нередко религиозные деятели правых убеждений позволяют себе крайне низкие поступки. Они очень легко сами себя оправдывают. В РПЦ был такой епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон Миронов. Он 5 мая 1998 г. прямо на площади перед епархиальным училищем сжёг отобранные у студентов-семинаристов книги отцов Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа, Николая Афанасьева и Александра Меня. Это были книги православных священников еврейского происхождения. Затем через некоторое время этот борец за чистоту православной веры был уличён в гомосексуализме и педофилии ... Как говорится, без комментариев.
В контексте подобных фактов насколько оправданно мнение влиятельных представителей крупных религиозных корпораций, что этика должна быть непрозрачной для общества, её нормы должны устанавливаться кучкой седобородых старцев в условиях тотальной анонимности?
В последнее время традиционные конфессии стремительно правеют. Правоориентированные религиозные корпорации против публичной этики, против общественного обсуждения этических проблем.
Комментарии
Николая Второго, который как минимум не уберег Россию ни от русско-японской, ни от Первой мировой, ни от революции - канонизировали, как святого.
А вдруг кто-то спросит: "Господа, вы какими, собственно, критериями руководствуетесь в определении Добра и Зла?" - и что им отвечать? Их же освищут...
Когда говорят о народе, то обычно создают образ серого тупого быдла, которое с"едает все, что в него суют. Большое заблуждение, если оглянуться по сторонам.
Толстый слой самодовольства, по Толстому, мешает им адекватно оценивать свои дела.
А нам в последнее время твердят со всех сторон: "Жираф большой - ему видней". Ну что, будем делать выводы?