Скульптурная летопись России.

На модерации Отложенный

    Среди всемирно узнаваемых историко-культурных мест, тиражируемых на сувенирах, буклетах, журналах и СМИ как символ России отсутствует один памятник, хотя его название, да и в нем самом  отражена ее трудная многовековая история. Это памятник «Тысячелетие России». А ведь это уникальнейшее монументальное сооружение не только для России но и в мире - ведь подобной огромной скульптурной летописи, посвященной целому 1000-летию и целому народу в мире нет. Памятник так плотно «населен» скульптурными изображениями, что его можно рассматривать часами, обходя вокруг.

     История создания памятника такова. В конце 50-ых годов XIX века был объявлен открытый конкурс на памятник Тысячелетию России, которое должнобыло отмечаться в 1862г. О конкурсе на возведение памятника выпускник батального класса Академии художеств двадцатитрехлетний Михаил Микешин и его друг,  скульптор - вольноопределяющийся ученик скульптурного класса Академии художеств Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям. Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это — удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.

    Невероятно, но факт — проект молодых людей победил! Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа. Но в реальности сделать такую работу втроем до конца было невозможно. Задумка — огромная. А сроки — меньше трех лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет. А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить множество человеческих фигур для нижнего яруса. Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени: Н.А.Лаверецкий, Р.К.Залеман, М.А.Чижов, А.М.Любимови др . Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом двадцатилетний юнец Микешин — их вчерашний ученик в Академии художеств.

    Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли.Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России — авторитетным ученым, историкам, писателям — с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей.

Требования императора Александра II было передать портретную и фигурную точность изображаемого деятеля, добиться легую его узнаваемость. Поэтому нет типовых схем – каждый изображен в определенной позе, с определнной осанкой, в типичном для него платье. Чтобы добиться этого, Микешину и скульпторам пришлось изучить портреты, рисунки и пр., связанное с этими известными людьми, костюмы разных эпох. Александ II, например, даже представил для этого хранившийся у него бюст В.А.Жуковского. 

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года, это событие запечатлел учитель Микешина профессор Академии художеств Б.П.Виллевальде (см.

фрагмент картины справа). 

Композиция памятника по форме напоминает колокол. Высота сооружения равняется 15,7 метра, диаметр гранитного пьедестала — 9 метров.

 

 

Монумент состоит из трех главных частей. Верхняя часть олицетворяет православие

и представляет собой коленопреклоненную женщину в русском национальном костюме (символ России) и ангела с крестом.

Средняя часть состоит из шара (державы) и расположенных у его подножия шести скульптурных групп. Каждая группа ориентирована на определенную часть света:

князья Рюрик и Владимир обращены на юг, к Киеву,

 

Иван III на восток, к Москве,

 

Петр I обращен к северной столице — Петербургу,

Минин и Пожарский противостоят западной угрозе,

 

А Дмитрий Донской стоит на юго-восточной стороне, откуда было нашествие татар.

 

   Шесть эпох русской истории показаны в средней части памятника: появление государства (Рюрик со щитом), принятие христианства (князь Владимир с крестом в руке приказывает крестьянину разбить языческого идола, с другой стороны мать подносит ему младенца для крещения), победа на Куликовом поле (Дмитрий Донской ногой попирает поверженного татарского воина), централизация Русского государства (Иван III в шапке Мономаха с державой и скипетром в руках, у его ног — поверженные противники, позади — фигура сибиряка, поддерживающего гигантский шар), начало царской династии Романовых (скульптурная группа "Избрание Михаила Романова на царство" или "Минин и Пожарский" — Кузьма Минин вручает юному Михаилу знаки царской власти), петровские преобразования (Петр I на фоне распростертых крыльев гения Славы, у ног императора — поверженный швед). Всего вокруг державы размещено 17 фигур.

   Очень интересна третья, нижняя часть памятника, которая представляет собой горельефный фриз из 109 фигур.  

Южная часть фриза, состоящая из 31 фигуры, называется "Просветители". Все скульптуры выполнил М.А.Чижов. Здесь находятся создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий, за ними стоят княгиня Ольга и ее внук князь Владимир — креститель Руси (он же находится и в средней части памятника), неподалеку легендарный летописец Нестор, автор "Повести временных лет". Остальные фигуры — в основном церковные деятели.

 

   Восточная часть фриза, состоящая из 26 фигур, называется "Государственные люди", скульптуры выполнены Н.А.Лаверецким. Первыми стоят Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, за группой литовских князей находится Иван III. Деспотичный Иван Грозный в рельефе отсутствует, зато показаны Сильвестр и А.Ф.Адашев, а также царица Анастасия. Следующая группа посвящена деятелям эпохи правления Михаила и Алексея Романовых. Петр Первый изображен с Я.Ф.Долгоруким, затем следуют екатерининские вельможи во главе с самой Екатериной II, потом Александр I и Николай I.

 

   Северная сторона фриза по количеству фигур самая большая, она состоит из 36 персонажей. Эта часть называется "Военные люди и герои", ее создали скульпторы М.А.Чижов и А.М.Любимов. Среди исторических деятелей — князья Святослав и Мстислав Удалой, Александр Невский и Дмитрий Донской, склонившая голову над разбитым вечевым колоколом (символом новгородской вольности) Марфа Посадница, покоритель Сибири Ермак, Минин и Пожарский, Иван Сусанин... Далее изображены знаменитые полководцы и флотоводцы: П.А.Румянцев, А.В.Суворов, М.Б.Барклай-де-Толли, М.И.Кутузов, Д.Н.Сенявин, П.И.Багратион, М.П.Лазарев, В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, М.И.Платов, И.И.Дибич, И.Ф.Паскевич (трое последних сидят, остальные стоят).

   В западной части фриза помещен раздел "Писатели и художники", состоящий из 16 фигур. Все они выполнены И.Н.Шредером. Первая группа слушает декламацию Ф.И.Волкова: М.В.Ломоносов, А.Ф.Кокоринов, Г.Р.Державин (сидят) и Д.И.Фонвизин (стоит). Другую группу составляют И.А.Крылов, А.С.Грибоедов (сидят) и Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, Н.И.Гнедич (стоят). В отдельную группу выделены М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь. Замыкают раздел композиторы М.И.Глинка и Д.С.Бортнянский, между которыми находится живописец К.П.Брюллов.

       Чудо, но этот памятник пережил и революцию и послереволюционные годы ( в отличие например от памятника Скобелеву и др.). Во время Великой Отечественной войны немцы хотели его вывети в Германию как трофей, но не успели.  Вот он и стоит вдалеке от шумных столиц, символ горударства российского, как упавший с колокольни колокол, молча призывая потомков быть потомками, а не иностранными туристами. 


Источники:

 http://www.thimble.h11.ru/novg2.html

 

http://foma.ru/pamyatnik-tyisyacheletie-rossii.html