Как не стать участником «живого щита»

На модерации Отложенный

Прежде всего, стоит помнить о том, что независимо от того, нарушили гаишники закон или нет, остановив легковой автомобиль на пути опасного преступника, в ДТП в первую очередь будет виноват водитель машины, инициировавшей столкновение.

В России разгорелся очередной крупный скандал, в котором оказались замешаны сотрудники МВД. Причем на это раз на всю страну «прогремели» столичные гаишники, которые использовали «живой щит» из легковушек, остановленных на Московской кольцевой автодороге, для задержания автомобиля, в котором находились вооруженные преступники. По крайней мере, в этом сотрудников ДПС обвинил московский автослесарь Станислав Сутягин, опубликовав 8 марта видеообращение на сайте Youtube.

Ролик сразу стал популярен у пользователей «Рунета», и вся страна узнала о том, как в шесть утра 5 марта на МКАДе гаишники без объяснения причин остановили «Мерседес» Сутягина и еще несколько автомобилей и выстроили из них своеобразный заслон. Затем на дороге появился двигавшийся в попутном направлении автомобиль Audi, который протаранил импровизированное заграждение. Причем в результате столкновения серьезно пострадал Mercedes и «Волга», между которыми умудрилась проскочить машина преступников.

Инспекторы бросились догонять злоумышленников, а пострадавшие автомобилисты отправились на ближайший пост ДПС, где им объяснили, что они участвовали в спецоперации по задержанию бандитов, а также заявили, что ГИБДД не будет компенсировать ущерб от тарана.

Средства массовой информации охотно подхватили эту историю, и уже вечером 9 марта гаишники повинились: первым признал незаконными действия сотрудников ГИБДД заместитель начальника спецполка ДПС Александр Тамчук. Утром следующего дня, 10 марта, стало известно, что командиру спецбатальона ДПС Александру Козлову, чьи подчиненные участвовали в инциденте на МКАД, сначала было вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии, а ближе к вечеру его уволили.

Однако на самом деле дать однозначную оценку действиям гаишников на Кольцевой автодороге с точки зрения закона сложно. По крайней мере до тех пор, пока не станет ясно, что же именно случилось утром 5 марта на Кольцевой автодороге.

Если принять на веру версию, выдвинутую руководством московской ГИБДД, то действия инспекторов были абсолютно законны. Ведь они не пытались организовать на МКАДе «живой щит», выстраивая машины в линию поперек дороги, а всего лишь остановили весь поток автомобилей, чтобы задержать преступника. Так они и должны были поступить, следуя должностным инструкциям: в «гаишном» административном регламенте со ссылкой на закон «О милиции», в частности, говорится, что «принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена: посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения».

Тот же регламент разрешает сотрудникам ДПС в экстренных ситуациях устраивать на дорогах «щиты» из грузовых автомобилей. Но только при условии, что в них нет водителя и пассажиров. Для организации заграждений запрещено использовать лишь автомобили, перевозящие опасные грузы и принадлежащие консульствам иностранных государств.

А вот о «щитах» из легковых автомобилей в регламенте нет ни слова, а следовательно, их организовывать нельзя. Поэтому, согласно версии Сутягина, заставив его поставить машину под углом к проезжей части и не позволив выйти из автомобиля, гаишники в то утро на МКАДе превысили свои полномочия.



Кроме того правозащитники уверены, что главной задачей сотрудников ГИБДД является обеспечение безопасности на дорогах, поэтому они ни при каких обстоятельствах не должны подвергать жизнь и здоровье автомобилистов опасности. И если дорожные инспекторы отступают от этого правила, то президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин советует автомобилистам самим думать о личной безопасности.

По словам Травина, российским водителям в первую очередь стоит внимательно изучить свои основные обязанности, прописанные в Правилах дорожного движения. Согласно ПДД, сотрудник ДПС может потребовать от водителя лишь остановиться, предъявить документы и пройти медицинское или милицейское освидетельствование. На этом список законных требований исчерпан — следовательно, все остальные приказы, распоряжения и просьбы, вроде установки машины поперек дороги в левой полосе, незаконны и подчиняться им необязательно.

Более того, стоит помнить, что выполняя подобное незаконное распоряжение сотрудника ДПС, автомобилист подвергает опасности свою жизнь, жизнь пассажиров, а также жизнь других людей, которые могут пострадать из-за того, что перекрыта дорога. В то утро между остановленными на МКАДе легковушками и машиной бандитов мог оказаться бензовоз или автобус с детьми, и тогда задержание преступника превратилось бы в ДТП с большим количеством пострадавших. «Поэтому, если сотрудник ГИБДД останавливает вашу машину и требует установить ее поперек дороги или совершить какое-либо еще незаконное действие, стоит отъехать на обочину, чтобы не создавать помех движению транспорта, позвонить в дежурную часть и объяснить, что инспектор отдает вам распоряжения, противоречащие ПДД», — советует Травин.

А еще в такой ситуации автомобилист может остановиться, выслушать требование инспектора, а затем отказаться участвовать в «живом щите». По административному кодексу, неповиновению сотруднику милиции карается либо штрафом в размере от 500 до 1000 рублей, либо административным арестом на 15 суток. Но даже перспектива быть арестованным не сопоставима с возможным ущербом здоровью или гибелью одного или нескольких людей.

Из-за общественного резонанса, который вызвал размещенный на видеохостинге YouTube ролик Сутягина, главный гаишник Москвы Сергей Казанцев взял под личный контроль выплату компенсаций водителям, чьи автомобили были протаранены утром 5 марта на МКАДе. Однако если подобный случай в другой ситуации останется без внимания общественности, то добиться возмещения ущерба будет достаточно сложно, а при определенном стечении обстоятельств — и вовсе невозможно.

Прежде всего, стоит помнить о том, что независимо от того, нарушили гаишники закон или нет, остановив легковой автомобиль на пути опасного преступника, в ДТП в первую очередь будет виноват водитель машины, инициировавшей столкновение. Поэтому по закону компенсировать ущерб должен он. В случае с Сутягиным речь идет о бандитах, которых гаишники так и не смогли задержать с помощью «живого щита».

Другой способ получить деньги – обратиться за компенсацией в ГИБДД. Но в этом случае водителю придется добиться возбуждения уголовного дела о превышении служебных полномочий в отношении сотрудников ДПС, а затем ждать, чем закончится судебное разбирательство. Естественно, ущерб будет возмещен только в том случае, если гаишников признают виновными.