Ростки нового общества в Чеченской Республике

На модерации Отложенный

Президент Чечни Рамзан Кадыров провел в Грозном встречу с председателем Духовного управления мусульман республики Султаном Мирзаевым и директором информационно-издательского центра "Путь" имени Ахмата Кадырова Адамом Шахидовым. В ходе беседы Кадыров выразил серьезное недовольство тем, что призыв к молитве в мечетях республики совершается не одновременно, а с существенным разрывом во времени. Для унификации времени ежедневного обязательного намаза, совершаемого верующими пять раз в день, Кадыров распорядился создать единый календарь с расписанием времени обязательных молитв. Разработкой унифицированного табеля с точным временем совершения молитв займется группа специалистов, после чего этот вопрос будет согласован с муфтиятом Чечни, а уже затем типография "Путь" отпечатает единый календарь, который будет распространен во всех населенных пунктах республики.

Некоторые жители Чечни отмечают, что Рамзан Кадыров занимается лично практически всеми проблемами. Это наталкивает людей на некоторые ассоциации. По местному телевидению люди видят Кадырова утром, днём и вечером. То он в мечети, то на птицеферме, то в селе, то в школе. Некоторые говорят о том, что им это всё что-то напоминает. Некую советскую картинку про любимых руководителей. Что ж, справедливое, наверное, замечание. Живём-то уже в новую эпоху, где существует насыщенность СМИ, доступный Интернет. И тут вдруг такие несколько наивные картинки: урожай, колоски, передовики, люди радуются. Существует только существенная разница с советским временем. Тогда на телевидении рождались добрые мультики, которые почти все были нарисованы в некоем авангардном стиле. Чудодейственно пересекались линии и краски. Ёжик трансцендентно-философски блуждал в тумане, Алиса в стране чудес познавала искривлённую реальность, параллельно рождая в своём сознании собственные хаотичные образы. Эти мультики, можно сказать, и дополняли картинку про выезды мудрых руководителей на поля. Сегодня на чеченском телевидении другая смесь. Мудрый руководитель, представляемый зрителям в стиле американских шоу – «с нами Р-р-рам-за-а-а-н Кады-ы-ыров, апплоди-и-исменты», – и монотонный рассказ о нормах исламской жизни. Чисто в культурном, эстетическом плане, современная телекартинка в Чечне – это что-то более скучное и простое по сравнению с телевидением советским.
Но самый важный вопрос: а есть ли сегодня альтернатива? Хорошо неким интеллектуалам, слушающим стихи просвещённых бородачей в «Москве кабацкой» воротить нос от «кадыровского совка». Быть неким столичным бездеятельным скептиком-правозащитником. Но реальность-то в Чеченской Республике совсем иная. Требуются огромные усилия на восстановление порушенного, на строительство нового. Требуется каждодневная кропотливая работа. И Рамзан Кадыров справляется с главным: его республика развивается. Грозный сегодня – это красивейший город, в котором много, кстати, интернет-кафе. Больницы республики чисты и оборудованы, школьные классы светлы и уютны. Но построено это всё только сегодня и, главное, – после огромной трагедии, которую пережил чеченский народ. Декаданс возможен в Брюсселе, где уже давно всё есть в плане инфраструктуры, где уже давно многие могут почти ничего не делать. Поэтому там шикарные офисы, малюсенькие шоколадные магазинчики, а на улицах мусор и диссидентствующие бомжи. Вечный дождь в столице Евросоюза служит декорацией общества всеобщего счастья. Ведь каждый брюсселец искренне уверен в том, что он уже живёт в раю. В Чечне – совсем по-другому. Это – Кавказ, горы и пассионарный подъём людей, видевших войну и включённых в русскую цивилизацию с её историческими пострясениями последнего времени. Кроме этого пассионарного подъёма у чеченского народа, пожалуй, и нет никаких особенных ресурсов для развития. И важно, чтобы этот ресурс не расплескался, не был растрачен на пустоту. Поэтому-то Рамзану Кадырову и приходится лично смотреть за птицефермами и школами, за богослужениями и стройками. Он пытается использовать на благо своего народа порыв каждого человека. И город Грозный, как столица Чечни, а не пригород Лондона, – тому подтверждение.
Кто-то скажет, что не по верному пути пошёл Рамзан Кадыров, пытаясь найти духовную основу для власти в исламской традиции. И впрямь могут показаться странными платки на женщинах, цитаты из Корана на школьных стенах. Но всему своё время. Пока вернуть после боевых действий в массовое сознание такие простые понятия, как уважение к старшим, не удастся по-другому. Но параллельно с этим создаётся материальная база для построения современного общества. То, что в самой Чечне появляется всё больше недовольных платками, исламизацией – это уже признак появления ростков нового. И в этом тоже, во-многом, - заслуга Рамзана Кадырова.