Два года назад, набрав более 70 процентов голосов избирателей, президентом Российской Федерации был избран Дмитрий Медведев. Миновали «сто дней», «пятьсот дней» — все принятые в мире сроки уже позади. Самое время подводить предварительные итоги его правления.
Десять успехов Дмитрия Медведева на посту президента
1. Появление у элит и части общества ощущения перемен.
С приходом к власти Дмитрия Медведева разгорелась дискуссии о грядущей «оттепели», был озвучен лозунг «Свобода лучше, чем несвобода», подверглись коррекции решения в экономической сфере — особенно в части госкорпораций. То есть появилось представление об определенной рационализации государственной политики — возможно, рационализации технократической, но, безусловно, прозревшей. Там, где ее необходимость была очевидной, Медведев в ряде случаев не стал принимать во внимание некие политические или идеологические ограничители, которые обязывали его не критиковать сделанное в двухтысячные годы.
2. Получение значительной общественной поддержки
Мы видим, что рейтинги Медведева ниже рейтингов Путина и отчасти зависимы от них. Но тем не менее они достаточно высоки, и отставание президента от премьера в этом смысле не столь принципиально.
3. Победа в наступлении на госкорпорации
Ожидания от госкорпораций в последнее время значительно снизились. Так или иначе, в ближайшее время удастся заставить их работать в рамках существующего законодательства. Часть государственных корпораций будет расформирована, остальные получат статус обычных компаний.
4. Элементы «перезагрузки» во внешней политике
Мы видим желание президента рационализировать ее цели и задачи. Тот же разговор о безвизовом режиме с Евросоюзом — это попытка поставить внятную цель во внешней политике, не связанную с какими-то имиджевыми или виртуальными преимуществами.
5. Способность преодолеть наиболее опасные последствия экономического кризиса
Национальная валюта стабилизирована, а последствия кризиса оказались менее опасными, чем ожидалось.
6. Начало ротации губернаторского корпуса
Речь идет о замене губернаторов ельцинской эпохи и тех, кто пришел к власти при Владимире Путине. Не столь принципиально, какие именно региональные лидеры были отправлены в отставку, — прежде всего важен сам факт ротации.
В начале правления Медведева звучали слова, что у него короткая «скамейка запасных», недостаточно кадров, а те, кого можно было бы привлечь к работе, давно рекрутированы в Москву Путиным. Сейчас уже нет никаких сомнений в том, что президент делает попытку сформировать свою команду, хотя и неконфликтным по отношению к Путину образом.
В региональной политике были сделаны довольно удачные шаги — например, назначение президентом Ингушетии Юнус-бека Евкурова. Кремль добился снятия с этого поста Мурата Зязикова — человека, за которого федеральная власть долго и с ущербом для себя цеплялась. В Ингушетии появились надежды на преодоление давнего разрыва между населением и властью.
7. Смена власти на Украине
Чисто по-человечески это один из самых важных и принципиальных вопросов для Медведева. По двум причинам. Во-первых, в силу того раздражения, которое в последнее время у российских властей вызывала фигура Виктора Ющенко. Во-вторых, не стоит забывать, что нынешний президент лично участвовал в президентской кампании 2004 года на Украине, оказывая поддержку Виктору Януковичу. Тогда он потерпел фиаско. Поэтому ему было важно компенсировать неудачу шестилетней давности на нынешних выборах.
8. Реформа пенитенциарной системы
Она началась прошлой осенью после смерти в СИЗО «Матросская тишина» Сергея Магницкого.
9. Попытка изменить ситуацию, связанную с экономическими преступлениями
Сделаны шаги в направлении смягчения уголовного законодательства за экономические преступления.
10. Окончательная отмена смертной казни в России
Несмотря на непопулярность этой идеи в обществе, Медведев продлил мораторий на смертную казнь.
Десять неудач Дмитрия Медведева на посту президента
1. Борьба с коррупцией
Пока не видно признаков того, что за последние два года уровень коррупции снизился.
2. Реформа избирательной системы и повышение прозрачности выборов
Несмотря на ряд позитивных изменений, непарламентские партии пока не получили возможности участвовать в выборах, до сих пор не защищены самовыдвиженцы, не отменено досрочное голосование по открепительным удостоверениям. Итоги голосования в Москве, снятия кандидатов на местных выборах (например, в Иркутске) и других регионах не позволяют однозначно говорить, что изменение климата будет распространено на все выборы — в том числе и муниципальные.
3. Фиаско идеи профессиональной армии при всех успехах военной реформы
Представители Генерального штаба недавно признали, что говорить о профессиональной армии пока не приходится. Естественно, сохранение призывной системы — это препятствие на пути модернизации вооруженных сил и сохранение того негатива, который существует.
Вместе с тем, вопреки постоянной критике, власти не отступают от политической поддержки Анатолия Сердюкова — что достаточно важно, тем более что многие военные эксперты позитивно оценивают действия министра обороны.
4. Сохранение в целом унитаризма в региональной политике
Многие идеи Центра, связанные, например, с сокращением часовых поясов, с унификацией названий региональных парламентов, не всегда учитывают интересы и стереотипы местных элит. В этой связи мы видим сейчас признаки подъема регионального патриотизма — в Калининграде, Иркутске, Самаре, Ханты-Мансийске.
5. Реформа МВД и силовых структур в целом
Тема борьбы за контроль над силовым блоком оказалась менее острой, чем ждали два года назад. Однако ситуация в МВД остается крайне проблематичной.
6. Модернизация государственного аппарата
Даже, казалось бы, прогрессивные идеи перехода к электронному правительству, упрощения документооборота в госучреждениях пока проходят со скрипом.
7. Господдержка российского автопрома
Представления о продукции российского автопрома как о рухляди в общественном мнении еще более укрепились. Никто не ждет появления русского народного автомобиля. Есть уже новые проекты — отличные от тех, которые предлагает АвтоВАЗ, держащийся на плаву в основном благодаря финансовым инъекциям государства.
8. Неопределенность того самого патернализма, о котором сказал Медведев в статье «Россия, вперед!»
Россияне требуют присутствия государства во всех сферах жизни общества. Это проявляется и в экономике, и в социальной политике, и во многих других сферах. Последние события в спорте — достаточно характерный пример. Никому не придет в голову требовать смены министра культуры за проигрыш России на Евровидении. В то же время профессиональный спорт почему-то должен быть сферой ответственности государства.
9. Инициативы по борьбе с алкоголизмом
Надо признать, что алкоголизм связан не только со спецификой продаж спиртного, но и с определенными социально-культурными факторами. Вообще с ощущением исторического тупика у жителей целого ряда регионов.
10. Уход Гуса Хиддинка с поста главного тренера сборной России по футболу
Голландский тренер символизировал собой эпоху везения, которое необходимо любому политику. В этой связи его отставка снижает иррациональное ожидание чуда, которое в политике часто важно.
Десять интриг на оставшиеся два года президентства Дмитрия Медведева
1. 2012 год — в чьих интересах конституционная реформа, связанная с увеличением срока правления президента
Вывод о возвращении Путина на пост главы государства в 2012 году пока выглядит преждевременно, хотя определенные основания для таких ожиданий появились. Интрига сохраняется и, очевидно, будет держаться вплоть до парламентских выборов.
2. Усиление политических партий и повышение роли ежегодных президентских посланий
Были предприняты шаги в направлении усиления политических партий. Об этом свидетельствуют регулярные встречи Медведева с лидерами парламентской и непарламентской оппозиции, их присутствие в телевизионном эфире. Вместе с тем эта институционально интересная задача пока не приносит особенных результатов.
Другая интрига: удастся ли Медведеву сделать институт президентских посланий влиятельным. В послании 2008 года говорилось о роли общественных организаций на муниципальных выборах. Однако вскоре был принят закон, исключающий их участие на муниципальных выборах. В 2009 году прозвучали слова о необходимости смягчения избирательного законодательства. Вместе с тем эта идея пока не реализована.
3. Сочи-2014 и спорт в целом
В поражении российской олимпийской сборной в Ванкувере есть некоторые позитивные моменты. Например, перспектива ухода государства из профессионального спорта, отказ от спортивного патернализма. С моей точки зрения, заявления представителей общественных организаций и первых лиц страны о том, что во всех неудачах виноваты чиновники, необоснованны. Профессиональный спорт не является сферой ответственности государства, поскольку здесь огромные финансовые вложения не гарантируют высоких результатов. Власти должны развивать массовый спорт и физкультуру. Все остальное — ответственность спортсменов, бизнеса, который хочет в этом участвовать, и болельщиков.
В то же время проигрыш в Ванкувере породил массу сомнений в успехе проекта «Сочи-2014».
4. Реформа образования
Сама по себе реформа содержит рациональное зерно. Однако она не нашла значительной поддержки в обществе, в элитах, поскольку не является по-настоящему цельной и до конца продуманной.
5. Северный Кавказ
К какому результату приведут изменения политики государства на Северном Кавказе: к повышению эффективности управления, созданию полноценной экономики в регионе, или мы увидим акцент на имитации успеха?
6. Будущее СНГ
На мой взгляд, после российско-грузинской войны СНГ по большому счету распалось. И имитация его существования — это процесс, увлекающий чиновников и журналистов, но в целом бессмысленный.
7. Модернизация
Удастся ли переломить то ироническое отношение к слову «модернизация», которое сегодня существует у элит?
8. Экспорт энергоносителей
Какой будет реакция России на снижении ее доли на мировом рынке энергоносителей, которое мы видим в последний год?
9. Дело Ходорковского
Второй процесс над Михаилом Ходорковским в определенной степени является гарантией его безопасности, поскольку экс-руководитель ЮКОСа находится в Москве, на публике, у него есть возможность общаться с адвокатами и при необходимости обращаться к присутствующим в зале суда зрителям. В свою очередь и для Медведева пребывание бывшего олигарха в столице гораздо более выгодно, нежели его случайная смерть где-нибудь в Забайкальском крае.
Но чем закончится судебное разбирательство — пока непонятно. Хотя вряд ли в интересах Медведева, если Ходорковскому будет вынесен обвинительный приговор.
10. Материализация лозунга «Свобода лучше, чем несвобода».
Что это: фигура речи или политическая программа?
Комментарии
Олимпийские игры это не соревнование в мощи идеологии или государственной.
Лишь люди с "коротким замыканием в мозгу" видят связь проигрыша в хоккей и успехом строительства стадиона.
Справка: данное кор. з. в медицине называется шизофренией.
2... рассуждения о выгодности смерти в забайкалье достойны сокамерников, сосвитников императора и другим не слишком уважаемых членов общества. Но не здесь!