Минобразования «расщепляет» Дух на атомы
На модерации
Отложенный
Менее чем через месяц в 19 регионах России стартует эксперимент по введению в школах курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Казалось бы, у православной общественности (и не только у нее одной) есть повод порадоваться: несмотря на многочисленные попытки торпедировать этот проект, предпринимавшиеся либерально ориентированной частью истеблишмента, дело все же удалось сдвинуть с мертвой точки. Вот только потрясающая способность российской бюрократии извращать даже самые благие начинания не дает оснований для самоуспокоенности.
Судя по отдельным высказываниям ответственных чиновников, есть основания ожидать, что те попытаются саботировать введение ОРКСЭ путем откровенной профанации этого курса. Как заявил недавно министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко, этот курс могли бы с успехом преподавать не только учителя-гуманитарии, но и преподаватели естественных наук.
«Жаль, что в обучении школьников этому предмету будут принимать участие в основном учителя гуманитарных наук. Мне кажется неправильно, что курс будет только привязан к истории или обществоведению, это должен быть более широкий курс», – сказал министр на встрече с преподавателями, прошедшими подготовку по комплексному учебному курсу ОРКСЭ в Академии повышения квалификации работников образования. «Я считаю, что, например, учителя физики могли бы давать знания не менее успешно, чем учителя истории. У них есть свои знания, своя система видения, которая позволила бы им вести это курс достаточно успешно, может быть, даже более успешно», – цитирует слова Фурсенко ИТАР-ТАСС.
Конечно, невозможно отрицать тот факт, что среди всемирно известных ученых-физиков было множество действительно глубоко верующих людей. Однако вряд ли г-н министр имел в виду именно это. По крайней мере, он не был замечен в рядах наиболее ревностных сторонников введения в школах Основ православной культуры (ОПК). Так что можно предположить, что эта весьма экстравагантная инициатива преследует иные цели, и в контексте сложившегося имиджа главного российского «просветителя» прозвучала достаточно издевательски. Хотя и не настолько, как если бы г-н Фурсенко предложил читать в духовных семинариях Закон Божий бывшим преподавателям научного атеизма.
Предложение министра науки и образования комментирует известный богослов и публицист, протодиакон Андрей Кураев:
– Сначала я хотел бы выразить свое удивление тем, насколько свободны в своих действиях структуры министерства образования. С одной стороны, Фурсенко сказал, что идеальными преподавателями Основ православной культуры были бы физики. При этом в учебнике по ОПК, который я написал, так и было. Раздел, где детям объяснялось понятие Бога, делал именно учитель физики. Однако в издательстве «Просвещение», где издается рукопись, этот фрагмент убрали. Я был очень удивлен, почему сотрудники издательства идут против замыслов собственного министра. Не говоря уже о том, что они нарушают авторский замысел.
С другой стороны, идея о том, чтобы физики преподавали Основы православной культуры, слишком партийная. Я подозреваю, что за этим пожеланием министра стоит его убеждение в том, что физики – это такая «атеистическая гвардия». Поэтому им-то и лучше всего рассказывать о религии.
Если я прав в таких предположениях о мотиве высказывания министра, то тогда нужно сказать следующее. До сегодняшнего дня школа продолжает оставаться антиконституционным институтом. Дело в том, что Конституция России запрещает устанавливать любую идеологию в качестве государственной. Тем не менее, все структуры министерства образования до сих пор стоят на позициях радикального сциентизма.
А последний – это не наука, а именно идеология. Замечу, что идеология сциентизма осуждалась как ересь даже марксистско-ленинской философией в советские времена.
Сциентизм – это убеждение в том, что о человеке можно говорить только на языке европейского естествознания XIX столетия. И что только на этом языке человек может познавать самого себя, окружающий мир и т. д. Сегодня в европейских университетах так уже давно не считают. И только российские школы почему-то продолжают следовать этим давно пройденным постулатам.
Так вот, собственно, наш курс под названием «Основы религиозных культур и светской этики» дает школе возможность заговорить на разных языках. На языках разных живых национальных культур, а не только на языке математики. Опять же, если министр в самом деле считает, что «Основы религиозных культур» должны преподавать физики именно потому, что они – атеисты, то это означает, что только атеистические убеждения в рамках такой логики являются единственно нормальными. Что вряд ли можно считать нормальным для федерального чиновника столь высокого уровня.
И действительно, по многим действиям чиновников министерства образования – в Москве и других регионах – я вижу такую странную вещь. Они организуют этот эксперимент, исходя из своей суперцели – чтобы эти уроки так и не дошли до умов и сердец людей. На самом деле получается очень странный образовательный проект. Складывается ощущение, что в сознании некоторых его исполнителей и координаторов главной задачей является «отбыть барщину», чтобы, так уж и быть, исполнить распоряжение президента страны, но с минимальным – с их точки зрения – вредом для детей. Чувствуется вполне сталинистское сознание. В их мышлении религия продолжает оставаться чем-то средним между сифилисом и триппером, поэтому им очень хочется надеть на весь курс большой и толстый презерватив. Чтобы в умы и сердца детей никакая «зараза» из религиозных учебников не попала.
Похоже, что некоторые чиновники из министерства хотели бы, чтобы уроки проводились в таком духе: «Дети, мы вам расскажем о христианстве, только вы, ради Бога, всерьез к этому не относитесь». И это притом, что если мы возьмем послание президента Медведева к Патриарху Кириллу от 1 февраля этого года в связи с годовщиной патриаршего служения, то в этой телеграмме мы видим, что президент очень точно говорит об эксперименте. Что его цель состоит в морально-нравственном воспитании подрастающего поколения. Ведь нельзя воспитывать детей, не пробуждая в них согласия с теми ценностями и нравственными ориентирами, которые предлагаются в процессе воспитания. Так что здесь есть очевидное противоречие. Мы считаем, что цели курса – воспитательные. А некоторые чиновники из Минобразования полагают, что они – чисто информирующие. Дескать, так и быть, дети, сходите на недельку на экскурсию в Африку, посмотрите на гиппопотамов и жирафов, но сами не становитесь на них похожими…
Всего на выбор для изучения должно быть представлено 6 учебников. Я видел макет учебного пособия, подготовленного мною, и не увидел на нем грифа министерства образования. Т. е. на нем нет информации о том, что данный учебник рекомендован или допущен Минобразования. Что мне тоже кажется очень странным, если учитывать, что данное ведомство осуществляет эксперимент, и по его заказу государственное издательство выпускает эти учебники. Более того, по заказу Минобразования готовятся педагоги, которые будут работать с этими учебниками. Но сами учебники почему-то не рекомендованы.
Комментарии
Комментарий удален модератором