Кандагар: факты и мифы

На модерации Отложенный

История бегства российских летчиков из афганского плена обрастает все новыми мифами после выхода фильма «Кандагар». Прототипом для фильма послужила реальная история 13-летней давности о пилотах из Татарстана, которые больше года находились в плену у талибов, а затем, как следует из официальной версии, смогли угнать свой самолет и вернуться на Родину. Но как выяснил The New Times, у этой истории есть и другая, совсем не официальная версия

Грузовой самолет Ил-76ТД с бортовым номером 76842 был перехвачен в небе над Афганистаном и принудительно посажен в аэропорту города Кандагар 3 августа 1995 года. Экипаж из семи российских пилотов был взят в плен. Талибы объявили летчиков своими заложниками и обвинили в перевозке военных грузов для режима Бурхануддина Раббани.

Самолет, принадлежавший татарстанской авиакомпании «Аэростан», действительно перевозил военный груз — на борту находились ящики с 7,62-мм патронами. Заказчиком этого груза, согласно документам, выступало министерство обороны Афганистана. Хозяином груза, по тем же документам, значился известный торговец оружием, ныне заключенный таиландской тюрьмы Виктор Бут. Талибы обвинили Россию во вмешательстве во внутренние дела Афганистана и наотрез отказались отпускать экипаж самолета. МИД России оценил эти действия как «террористический акт», после чего началась долгая и безуспешная череда переговоров с боевиками.

Друзья-заложники

В некотором смысле экипажу самолета помогло происхождение — летчики были родом из мусульманского Татарстана. Во многом из-за этого талибы сняли свои претензии к летчикам и даже объявили пленников «друзьями». Претензии остались только к компании и ее владельцу Виктору Буту.
Ситуацию осложняло то, что талибы никак не могли сформулировать свои требования. Поначалу боевики потребовали от правительства России официального заявления о невмешательстве нашей страны в дела Афганистана и освобождения 7500 интернированных афганцев. Российская сторона, казалось, приняла эти требования, но переговоры все тянулись и тянулись. В том числе и потому, что Москве было не до застрявших в Афгане летчиков: в разгаре была президентская выборная кампания 1996 года.
С официальным обращением к талибам выступали президент Татарстана Минтимер Шаймиев и мусульмане России. Советник президента Татарстана Тимур Акулов регулярно летал в Афганистан, но безрезультатно. Талибы весьма охотно шли на контакт, два раза назначали дату освобождения летчиков, но в итоге все откладывалось «на потом». Ситуацию переломило вмешательство американцев.

След Клинтона

Через 7 месяцев после начала драмы жены плененных летчиков в первый раз написали письмо президенту США Биллу Клинтону. Но письмо либо затерялось по пути, либо не дошло — ответа на него не последовало. Тогда женщины предприняли вторую попытку. «Уважаемый господин Президент! Мы, жены и дети экипажа российского самолета Ил-76 казанской авиакомпании «Аэростан», захваченного 3 августа прошлого года в Афганистане афганской вооруженной оппозицией «Талибан», взываем к Вашей помощи. Президенты России и Татарстана — наши президенты много делают для освобождения наших мужей. Но их усилий, видимо, недостаточно. Поэтому пошел уже восьмой месяц пленения экипажа гражданского самолета Ил-76. Жизни наших мужей под угрозой, а их здоровье уже в критическом состоянии. Господин Президент! Если бы усилия двух наших великих государств слились и в этом направлении, мы уверены, наши мужья были бы спасены, и мы увидели бы их дома целыми и невредимыми в самом скором времени.

А весь мир убедился бы в том, что Вам, господин Президент, небезразлична судьба не только народов, но и отдельных людей. Уповаем на Вашу помощь, господин Президент».

Чиновники Татарстана изначально были против обращения, но жены летчиков уже никого не слушали. Генеральный директор авиакомпании «Аэростан» Бронислав Исхаков передал письмо второму секретарю посольства США Дженни Листон,
и оно было отправлено по дипломатической почте в США. Вопреки ожиданиям ровно через неделю Билл Клинтон ответил каждой из обратившихся к нему женщин: поблагодарил за письмо и пообещал немедленно помочь в освобождении их мужей. Вести дело Клинтон поручил помощнику государственного секретаря по Юго-Восточной Азии Робин Рейфел и сенатору-демократу Брауну. В конце июля 1996 года сенатор вылетел в Афганистан, чтобы разобраться с ситуацией на месте. Переговорив с лидерами талибов, он встретился с пленными и спросил, чем он может им помочь. Наши летчики высказали фантастическую на первый взгляд просьбу, чтобы талибы разрешили им осмотреть самолет в один из ближайших дней. Желательно в пятницу (джуму) — священный для мусульман день недели. Сенатор передал просьбу летчиков талибам и улетел домой.
Советник президента Татарстана Тимур Акулов спустя 15 лет после тех событий подтвердил The New Times факт отправки письма президенту Клинтону и то, что американский лидер ответил женам плененных летчиков. При этом Акулов утверждает, что никакой роли в дальнейшем развитии событий американская сторона уже не играла.

Побег

Так или иначе, но экипаж действительно стали допускать к самолету. Сначала проверяли его техническое состояние, ведь машина не обслуживалась в течение 12 месяцев. В пятницу, 16 августа 1996 года, экипаж занял свои места, поднял махину весом 90 тонн в небо и взял курс в направлении Объединенных Арабских Эмиратов. Уже на Родине было официально объявлено, что экипаж совершил дерзкий побег. После чего летчикам вручили государственные награды.
История с побегом сейчас овеяна ореолом славы, а после выхода фильма «Кандагар» и вовсе приобрела характер легенды. Но все же в ней остаются белые пятна. Как-то один из журналистов казанской газеты «Бизнес-он-лайн» спросил у советника президента Татарстана Тимура Акулова, который вел переговоры с талибами: «Так наши летчики убежали или это было освобождение за выкуп?» Татарстанский чиновник ответил так: «Любой человек понимает, что без определенных договоренностей никакую границу нельзя пересечь… И то, что, когда они прилетели в Эмираты, вместо тюрьмы попали в пятизвездочную гостиницу, говорит само за себя.

Но ребята совершили настоящий подвиг, подняв в воздух самолет, который простоял год в жутких условиях. Нужно отдать должное советской технике. Она внесла большой вклад. Полет над песчаными барханами на высоте 180 метров требует огромного мужества, как и перелет через многие границы». В одном из интервью на подготовленность дерзкого побега намекнул и владелец плененного самолета Виктор Бут: «Побег из Кандагара более интересен, чем о нем повествуют, и больше связан с политикой. Неужели вы действительно считаете, что можно просто так прыгнуть в самолет, простоявший более года без обслуживания, завести двигатели и взлететь? Они не сбежали. Их вырвали из плена». Виктор Бут находится теперь в таиландской тюрьме, посвященные в детали кандагарского побега чиновники не спешат раскрывать свои секреты, помалкивают, чтобы не лишиться госнаград, и летчики.