Геноцид армян заставил Конгресс США вспомнить про совесть

На модерации Отложенный

Но боязнь испортить отношения с Анкарой не позволила зайти покаянию американцев далеко

Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила лидерам Конгресса, что принятие резолюции о признании геноцида армян может осложнить и без того хрупкие отношения между Турцией и Арменией. Об этом заявлении Клинтон сообщил представитель госдепартамента Филипп Кроули.

Напомним, 4 марта одним из комитетов Конгресса одобрили резолюцию о признании геноцидом массовых убийств армян в 1915 году во времена Османской империи – вопреки призывам администрации Барака Обамы и протестам со стороны Турции. Обама во время своей предвыборной кампании выступал за то, чтобы правительство открыто признало факт геноцида армян. Правда, с момента своего вступления в президентскую должность он старательно избегал высказываний на эту тему.

Реакция Анкары последовала незамедлительно: она отозвала для консультаций своего посла в Вашингтоне.

Что стоит за нежеланием Вашингтона признать факт геноцида армян, рассуждает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

«СП»: – Евгений Янович, на что влияет принятие комитетом конгресса резолюции по геноциду армян?

– Это не влияет ни на что. Это констатация факта, что у американского народа, в лице отдельно взятых конгрессменов, все-таки есть совесть. Что вовсе необязательно для конгрессменов любой страны, США в том числе. Но уж если столько говорить о демократии, о справедливости, то реальная политика – циничная, прагматичная, имеющая отношение к интересам политикующего – иногда уступает место политике настоящей.

Потому что геноцид армян – одна из главных трагедий XX века. Чудовищная трагедия: миллионы и миллионы убитых, причем очень жестоко, женщин, детей, стариков. Именно эта трагедия и то, как безразлично отнесся к ней мир – как ее не заметили, как не очень обращали внимание – послужило ниточкой, которая открыла дорогу и Холокосту, и уничтожению хуту и тутси (имеется в виду геноцид в Руанде, – прим. авт.) в благополучные 1990-е. Потому что оказалось: можно убивать миллионы невинных гражданских лиц – и ничего за это не будет, из-за конъюнктурных политических соображений великие державы не будут обращать на это внимание.

«СП»: – Признание факта геноцида сильно осложняет отношения с Турцией?

– Наша страна признала геноцид армян давным-давно, и это никоим образом не испортило наших отношений с Турцией – мы крупнейшие экономические партнеры, у нас прочные соседские отношения. У США в этом вопросе двойная мораль. Турция – правофланговый НАТО, Турция – крупнейшая армия за пределами США в блоке НАТО, Турция была противовесом Советскому Союзу. Поэтому, исходя из нежелания трепать нервы турецкому генералитету, геноцид армян не признавался. Не признавался демонстративно, и это было страшным позором.

Администрация США сделает все, чтобы ничего не реализовать из этой резолюции комитета Конгресса. Можно вспомнить, кстати, что тот же самый Конгресс проголосовал за перенос посольства США из Таль-Авива в Иерусалим сто лет назад, но как посольство было на месте, так там и стоит, и никто его переносить не собирается.

«СП»: – В чем тогда смысл резолюции?

– Резолюция Конгресса – это символ, жест. Но это очень важный жест, в том числе для Турции. Сегодня в Турции изнутри поднимается движение за нормализацию отношений с Арменией. Есть знаменитое письмо турецких интеллектуалов, которое уже подписали тысячи и тысячи человек: «Армяне, простите нас!» Это ведь турецкая инициатива.

«СП»: – Насколько верно, что Турция сейчас пытается освободиться от влияния США? Резолюция Конгресса не будет хорошим поводом продолжить движение в этом направлении?

– Турция выстраивает политику равноудаленности. Турция выстраивает нормальную политику со всеми соседями – например, с Ираном. Турция выстраивает политику взаимодействия с арабским миром, включая Сирию и Ливию. Турция нормализует эти отношения, в том числе, за счет Израиля, на который все инвективы спущены турецким руководством – и в лице премьера, и в лице президента. Нет, Турция не удаляется от Америки. Она просто выстраивает самостоятельную политику, прекращает быть просто американским проектом. В том числе потому, что это позволяет турецкому руководству – руководству партии «Справедливости и развития», мягко-исламистскому руководству – открутить головы собственному генералитету, что оно с удовольствием и делает.

«СП»: – То есть, в данном случае отношения с Арменией не являются политической картой, которую имеет смысл разыгрывать?

– Нет. Турция нынешняя пытается нормализовать отношения с Арменией – в отличие от того, что было при власти военного истеблишмента. Сегодня политический истеблишмент идет на установление собственных периферийных отношений по всему фронту. Времена, когда отношения с Америкой были хороши, и за счет этого Турция могла решать, с кем они в блоке – прошли. Посмотрим, что будет дальше. Но пока что Новая Оттоманская империя подразумевает подведение черты под наследием Кемаля Аттатюрка. Это не говорят открыто – это делают. Ну, и соответствующие изменения отношений Турции со всем миром заметны.

Турция готова ответить США

Сразу после принятия резолюции турецкое правительство отозвало для консультаций посла в Вашингтоне Намыка Тана. В специальном заявлении кабинета министров, распространенном в этой связи, отмечается, что «Турция осуждает проект (резолюции), обвиняющий турецкую нацию в преступлении, которое она не совершала».

Президент Турции Абдуллах Гюль, в свою очередь, заявил, что решение комитета «не имеет никакого значения для турецкого народа». «Это событие нанесет ущерб усилиям, предпринимаемым для обеспечения мира и стабильности на Южном Кавказе, установления отношений дружбы между народами», - говорится в заявлении турецкого лидера, которое распространила его пресс-служба.

С резким заявлением выступил и глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу, предупредив, что принятие резолюции «может привести к прекращению процесса нормализации отношений между Турцией и Арменией».

По информации газеты «Сабах», подготовленный Анкарой план в политической области предусматривает возможность отмены визита в США госминистра Зафера Чаглаяна, намеченного на 19 марта, а также участия в предстоящем там 11-14 апреля саммите по вопросам ядерной безопасности главы турецкого правительства Тайипа Эрдогана. Эти вопросы планируется обсудить в понедельник, 8 марта, на заседании кабинета министров Турции.

В ответ на принятие резолюции в Палате представителей турецкая сторона в экономической сфере может пересмотреть проекты сотрудничества с США в поставках авиационного оборудования, станков, продукции химической, пищевой промышленности, сельского хозяйства.

В стратегической области, как отмечается, Турция «продолжит процесс сближения с Россией».

«МИД и Минэнерго Турции вместе обсудили альтернативы в энергетической политике. Анкара, открывая двери для новых возможностей сотрудничества с Россией в сфере энергетики, призовет Москву усилить воздействие на Ереван», - пишет «Сабах».

Контрмеры в военно-технической сфере рассчитаны на последний этап - в зависимости от процесса прохождения резолюции через Конгресс США. Они не предусматривают отзыв турецкого воинского контингента из Афганистана и прекращение поддержки США, в то же время предполагается пересмотр ряда совместных военных проектов, ограничение использования воздушного пространства Турции со стороны ВВС США и турецких баз блоком НАТО.