Русская опричнина: не самоцель, а временный инструмент для спасения страны

На модерации Отложенный

Можно ли справиться с задачами очищения страны от коррупции и ее развития, не применяя опричнины? Возможно ли что-то сделать в РФ при нынешнем разложении общества и государства, при целом «букете» кризисов? При всевластии порочной олигархии - как частной, так и административно-государственной? В условиях жесточайшего кризиса самого русского социума, его фактического распада?

Об этом, заглядывая в прошлое и прозревая будущее, думали недавно в Институте динамического консерватизма (ИДК). Русская история демонстрирует, что опричный принцип то и дело всплывает в критические моменты жизни страны.

Видимо, и в этом веке нам придется прибегнуть к опричнине.

ОПРИЧНИНА - МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-РУССКИ

Глава Института динамического консерватизма Виталий Аверьянов представил тезисы своей грядущей статьи с одноименным заголовком: «Опричнина - модернизация по-русски».

По его мнению, вопрос об опричной русской идее встает во весь рост именно сейчас, когда очень много говорят именно о модернизации. Одни видят в опричнине самые кровавые эпизоды нашей истории. Другие считают, что в ней выразился мучительный поиск выхода из тупиков.

- Как бы то ни было, но сегодня Россия вновь оказалась в тупике, - говорит В.Аверьянов. - В положении раздвоенности: одна половина головы заявляет о стремлении к развитию, к инновационному прорыву, к выходу из состояния рискованного равновесия, чреватого полным отставанием от более активных мировых игроков. А другое полушарие до смерти боится перемен и судорожно цепляется за пусть мелкое и неприглядное, но осязаемое наследство РФ образца 1991 года. Не нужно понимать все это банально-упрощенно: я не имею в виду двух первых лиц в государстве. Там все гораздо сложнее...

По мнению директора ИДК, предлагаемый нам «консерватизм» - самый подлый вариант. Это консерватизм «для себя» и «для своих». Для сохранения того, что удалось урвать. Быть может, в безобразии такого консерватизма и кроется объяснение нынешней раздвоенности власти в РФ: ведь надо же как-то эту неприглядность прикрывать.

- Поэтому слова об учете национальных традиций, звучащие из уст нашей власти - не более, чем проходные отговорки, - убежден В.Аверьянов. - Лозунг «модернизационного консерватизма», заявленный недавно «Единой Россией», удручает, поскольку у них он звучит как абсолютный оксюморон. «ЕР» - классическая «боярская партия», выражение олигархического принципа, о котором говорил А.Фурсов. Она думает о народе и обществе примерно то же самое, что вслух говорят самые отпетые либералы. При этом сама она молчит, враждебно-безразлично слушая речи тех, кому позволено говорить «сверху». В том числе - речи о модернизации, об инновациях, о программах развития, о сильной России и выходе в великие державы, о преодолении коррупции и так далее.

«Модернизационный консерватизм», принятый на съезде правящей партии в 2009 г., по мнению Аверьянова, шизофреничен. Ибо созданная система блокирует всякую возможность развития страны. У нашей «топ-элиты» есть лишь один шанс инновационного прорыва. Это шанс в том, что она убедит крупный международный капитал в том, что часть их инновационных предприятий имеет смысл разместить на территории Российской Федерации. Однако инновационные технологии и мозги легко перебрасываются из одной точки планеты в другую. Туда, куда велят Большие Деньги. И такой модернизационный проект у нас под исполнительным руководством, скажем, А.Чубайса, возможен.

Мы же в «Русской доктрине» (2005 г.) и последующих трудах говорили о совершенно другом развитии. Без шизофренического «консерватизма», галлюцинирующего модернизацией. Мы имели в виду консерватизм динамический, предусматривающий быстрый обмен смыслами и действиями между левым и правым полушариями. Консерватизмом он является потому, что он способен в таком быстром обмене и круговороте смыслов и действий удерживать целое, динамическим - потому что учится жить в состоянии неустойчивого равновесия, упреждая реакции внешней среды. Стать динамическими консерваторами значит, оставаясь русскими и опираясь на Россию, превратиться в виртуозов такого состояния неустойчивости, нестабильности, не подчиняющихся хаосу, а владеющих им.

По словам эксперта, динамический консерватор - хозяин хаоса, чувствующий себя в условиях быстрых перемен как рыба в воде. Играющий на опережение, по заветам графа Александра Суворова. Консерватизм не вечно обороняющихся, но непрестанно наступающих, «когда голова хвост не ждет». Когда инициатива перехватывается.

- Именно в перехвате исторической инициативы и состоит глубинный смысл русской опричнины! - убежден директор ИДК. По его словам, недавно замглавы президентской администрации Владислав Сурков дал интервью «Ведомостям», где сказал о том, что подлинной модернизации нужна не предварительная политическая модернизация (читай - либерализация № 2), а, напротив, реализация авторитарной модели. Дословно - «консолидированная власть в России - это инструмент модернизации, и смею вас уверить - он единственный».

- Сильные слова. И тут же В.Сурков признает, что в РФ авторитарно-дирижистские методы и так задействованы «на пределе» существующей системы. Это и есть патовая ситуация, о которой я говорил в самом начале, - отмечает Виталий Аверьянов. - К либералам пойти нельзя: потому что получится не модернизация, а разворовывание. Но и укрепить авторитарную модель нельзя, потому что Система не выдержит.

Тупик? Нет. Для реальной инфраструктурной и технической модернизации в стране нужны социальная и кадровая модернизация. Но никак не повтор 1990-х! Нужна модернизация по-русски или новая опричнина. Нужно перетряхнуть нынешнюю систему и стать консерваторами не для себя, а для Бога и народа. Необходимы новые люди и в науке, и в управлении, и в обеспечении безопасности. Нужен новый социальный порядок: когда в чести тот, кто служит. Таков принцип опричнины.

Что такое «консерватизм для себя, любимых», предлагаемый нам сегодня нынешними «боярами»? Это коррупция и неприкосновенность коррупционеров как потребителей стабильности всей системы. Он предлагает сохранение кланового статус-кво - как условие благополучия кланов и корпораций. Это игра на разделении интересов, на олигархической удельности и неофеодальных отношениях. То есть, это - сговор против самой возможности предъявления целей целого, самой постановки вопроса о национальном интересе как целом. Как следствие - вечная имитация деятельности на возрождение страны...

По мнению эксперта, обстановка в современной РФ очень похожа на олигархат XVI века, в борьбе с которым царская власть и выработала модель самодержавия. Именно через опричнину, причем ее принципы (и здесь В.Аверьянов согласен с А.Фурсовым) возрождались неоднократно. Но означает ли то, что опричнина - крайняя мера? Отчасти да, а отчасти - нет. Ведь можно ввести опричнину упреждающим образом, не доводя страну до крайности. Одно ясно: чем больше будет доминировать «боярская модель», тем более разрушительной в социальном плане окажется новая опричнина.

- Поэтому вводить ее нужно как можно раньше, - доказывает В.Аверьянов. - Тем меньше будет у нее издержек...

Эксперт считает, что ненависть к Ивану Грозному (а ненавидеть и любить этого вечно актуального царя продолжают вот уже пятый век подряд) объясняется ненавистью к усилившейся России. Ненавистью к ней, как к таковой. Грозный не боялся заниматься историческим творчеством. А сегодня в нашей политике - явный дефицит такого творчества. Применяются заемные схемы. Иоанн IV выступает как символ национального творчества, создававшего в России собственные национальные формы и институты. Они не отрывались от мирового опыта, но и не «калькировали» его бездумно.

Правление Грозного - инновации во всех сферах. Прежде всего - социальные, ибо в тот век формировалось социальное ядро России. Но были инновации политические, культурные, торгово-экономические, военные. Это и технические инновации: развитие русской артиллерии, появление книгопечатания. В битве при Молодях 1572 г. до совершенства дошла технология русского гуляй-города: подвижных полевых укреплений, крепости на колесах. Взятие Казани - это использование передовых на тот момент минно-саперных технологий (стены города взорвали, подведя под них минные подземные галереи). А духовные инновации? Ведь эпоха Грозного - время состоявшегося духовно-культурного лица страны. Формируются каноны летописного свода, созывается Стоглавый собор, вводятся сами понятия «Святая Русь» и «Россия».

- Но главными тогда были именно социальные инновации, к коим относится опричнина, - считает В.Аверьянов.

ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ СТРАНЕ

Опричнина заложила принцип служения, и его уже никогда и никто из последующих государей не отвергал. Критика Грозного актуальна для нынешних врагов России. А для сегодняшней «элиты» очернение Грозного служит профилактикой от того, что она называет «политическим экстремизмом». Она не хочет возникновения такой власти, которая пресекает то, что при Иване Четвертом назвалось крамолой. Она не хочет ограничения своего права на воровство и сверхпотребление, на безответственность и некомпетентность. Строя аналогии «Грозный-Сталин», эта «элита» пытается не допустить самой возможности возникновения власти, ориентированной не на олигархические, а на национальные интересы.

Главный же политический смысл опричнины - в перехвате реального политического суверенитета. Причем за очень короткий срок.

Те, кто попадал в опричнину (а отбор, по мнению В.Аверьянова, был тщательным), попадал в сферу прямой связи с царем. Через опричнину началось «выращивание имперского позвоночника России». Смысл опричнины был все же не в смене элиты, полной или частичной, а в выдвижении именно служилой элиты. Было прямо сказано: и собственностью, и безопасностью, и честью, и славой в государстве будет обладать лишь тот, кто служит ему как целому. Тот, кто его укрепляет и обороняет от врагов. Все остальные мотивы отступали далеко на задний план. И репрессии опричнина вела - но не по классовому признаку, а про принципу: «Уничтожаем тех, кто против примата служения стране».

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ВАРИАНТОВ

По мнению В.Аверьянова, страна сегодня нуждается именно в такой, национально-самодержавной «ново-опричнине». Но не исключает и того, что в РФ может возникнуть крайне жесткий политический режим с совершенно иными целями. Он может быть хуже, чем та «питерская версия», о которой говорит профессор Фурсов.

- Какой бы ни была тяжелой для страны версия опричнины Петра Первого, Россия устояла, хотя и сильно мутирована и утратила многие свои важные и ценные черты. А вот после новой «питерской версии» может и рухнуть, - говорит директор ИДК.

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОПРИЧНИНЫ-ХХI

По мнению автора этих строк (Максима Калашникова), сейчас нужно напряженно конструировать опричнину наших дней. Ибо ситуация в РФ близка к национальной катастрофе.

С одной стороны, налицо сходство с положением середины XVI столетия: та же централизация власти в боярско-олигархических интересах, то же безобразное сверхпотребление «верхов», обескровливающее страну. То же враждебное внешнее окружение. Но есть и дополнительные факторы: страшный физический износ страны, стремительные разложение и одичание социума, низкая рождаемость (демографический кризис), драматически нарастающее научно-техническое и промышленное отставание от мировых игроков. И это - на фоне всеобщей коррупции, губящей буквально все.

Уже очевидно, что для национального спасения необходимо ускоренное - с прыжком через один технологический уклад - развитие. А для этого просто необходимо разорвать порочную «традицию» РФ: воровства верхов, неповоротливости и косности государственного аппарата, сырьевой деградации. А, с другой стороны, мобилизовать страну, возродить идею служения ей. То есть, нужны совершенно новые люди в управленческих эшелонах: честные, компетентные и преданные русскому делу. И сделать все это можно только с помощью новой опричнины. Ибо при нынешней олигархической вольнице развитие невозможно (причем к олигархии мы относим и высших государственных сановников).

Бичом времени стало засилье алчности, стремления к обогащению любой ценой. Оно затмило все прочие мотивации первых лиц: стремление к славе, знанию, к величию страны. Власть все больше (и не только в РФ) становится лишь средством личной наживы. По миру покатилась великая криминально-коррупционная революция. Насколько это губительно - объяснять не нужно.

Значит, вопрос вопросов сегодня - установление диктатуры честных и компетентных людей. Причем именно в рамках параллельного контура управления: ибо и общество в целом, и государство в частности слишком больны, чтобы очиститься сами по себе. Нужно нечто, что стоит вне их, некое инобытие, где зарождается новая Россия. Что-то подобное «когорте благонамеренных» (мечте графа Бенкендорфа) или ордену меченосцев (планы Сталина). Ближайший по времени аналог, пожалуй - первая сотня высших лиц государства сингапурского диктатора Ли Кван Ю. Он добился их кристальной честности (казнив для острастки школьного товарища, бравшего взятки), обеспечил первых лиц государства всем необходимым (только думай и действуй на благо страны) и вывел Сингапур из третьего мира в первый.

Эта задача в РФ нерешаема ни в рамках бюрократизации в духе тридцатых, ни методами либеральной демократии. В первом случае все проедает коррупция, во втором - коррупционеры сохраняют власть, буквально скупив на корню демократические институты. Власть останется у тех, кто привык грабить - у «оффшорной элиты» (выражение В.Суркова). Те, кто 1992 года конвертировал власть в деньги, захватят контроль и в ходе либерализации-2.

Следовательно, нужна опричнина. Согласен с Владимиром Хомяковым. Вопрос стоит так: либо в стране будет опричнина сверху, либо - пугачевщина снизу.

Новую опричнину нужно строить на новой технологической базе, решая вопрос строгого отбора «первой тысячи». Как? С помощью новейших психотехнологий, а затем - применяя принцип отбора в опричнину не волей начальства, а самими опричниками. Ибо подобные видят подобных. При этом в новой опричнине должна быть сильная служба отбора, подготовки и расстановки кадров. Там же - своя спецслужба для уничтожения коррупции, поиска и возвращения вывезенных за рубеж богатств, а также - для устранения коррупционных препятствий на пути инноваций. Опричнина должна дать зародыши новой финансовой системы и протоармию. Здесь должны быть свои учебные заведения и своя инновационная система.

По сути дела, это - спецназ Будущего.

ДОБАВЛЕНИЯ ПОСТФАКТУМ

Считаю необходимым сделать несколько пояснений

Первое. Новая опричнина - не самоцель, а временный инструмент для спасения страны. Новая опричнина нужна для реализации Суперпроекта: создания Нейромира/нейросоца, следующего за капитализмом общества. Ибо в этом - единственный шанс на жизнь у Русской цивилизации.

Это - общество делиберативной демократии и Шестого технологического уклада. Общество, воплощающее коммунистическую мечту на новом уровне.

Второе. Новая опричнина нужна для слома сопротивления сил деградации в строительстве такого будущего. Это - временная Диктатура развития, которая стальной рукой защитит от уничтожения реакционерами ростки нейросоца. Причем в конкретно нашей, отчаянной обстановке, когда времени практически нет, институты общества слабы, а речь идет о жизни и смерти.

Третье. Смысл новой опричнины - в как можно более быстром расширении и в преображении страны, после чего она растворится в окружающей реальности.

(Окончание следует)

Начало:

Русская опричнина: воспоминания о будущем

Можно ли справиться с задачами очищения страны от коррупции и ее развития, не применяя опричнины?

Возможно ли что-то сделать в РФ при нынешнем разложении общества и государства, при целом «букете» кризисов? При всевластии порочной олигархии - как частной, так и административно-государственной? В условиях жесточайшего кризиса самого русского социума, его фактического распада?

Об этом, заглядывая в прошлое и прозревая будущее, думали недавно в Институте динамического консерватизма (ИДК). Русская история демонстрирует, что опричный принцип то и дело всплывает в критические моменты жизни страны.

Видимо, и в этом веке нам придется прибегнуть к опричнине.

ОПРИЧНИНА - МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-РУССКИ

Глава Института динамического консерватизма Виталий Аверьянов представил тезисы своей грядущей статьи с одноименным заголовком: «Опричнина - модернизация по-русски».

По его мнению, вопрос об опричной русской идее встает во весь рост именно сейчас, когда очень много говорят именно о модернизации. Одни видят в опричнине самые кровавые эпизоды нашей истории. Другие считают, что в ней выразился мучительный поиск выхода из тупиков.

- Как бы то ни было, но сегодня Россия вновь оказалась в тупике, - говорит В.Аверьянов. - В положении раздвоенности: одна половина головы заявляет о стремлении к развитию, к инновационному прорыву, к выходу из состояния рискованного равновесия, чреватого полным отставанием от более активных мировых игроков. А другое полушарие до смерти боится перемен и судорожно цепляется за пусть мелкое и неприглядное, но осязаемое наследство РФ образца 1991 года. Не нужно понимать все это банально-упрощенно: я не имею в виду двух первых лиц в государстве. Там все гораздо сложнее...

По мнению директора ИДК, предлагаемый нам «консерватизм» - самый подлый вариант. Это консерватизм «для себя» и «для своих». Для сохранения того, что удалось урвать. Быть может, в безобразии такого консерватизма и кроется объяснение нынешней раздвоенности власти в РФ: ведь надо же как-то эту неприглядность прикрывать.

- Поэтому слова об учете национальных традиций, звучащие из уст нашей власти - не более, чем проходные отговорки, - убежден В.Аверьянов. - Лозунг «модернизационного консерватизма», заявленный недавно «Единой Россией», удручает, поскольку у них он звучит как абсолютный оксюморон. «ЕР» - классическая «боярская партия», выражение олигархического принципа, о котором говорил А.Фурсов. Она думает о народе и обществе примерно то же самое, что вслух говорят самые отпетые либералы. При этом сама она молчит, враждебно-безразлично слушая речи тех, кому позволено говорить «сверху». В том числе - речи о модернизации, об инновациях, о программах развития, о сильной России и выходе в великие державы, о преодолении коррупции и так далее.

«Модернизационный консерватизм», принятый на съезде правящей партии в 2009 г., по мнению Аверьянова, шизофреничен. Ибо созданная система блокирует всякую возможность развития страны. У нашей «топ-элиты» есть лишь один шанс инновационного прорыва. Это шанс в том, что она убедит крупный международный капитал в том, что часть их инновационных предприятий имеет смысл разместить на территории Российской Федерации. Однако инновационные технологии и мозги легко перебрасываются из одной точки планеты в другую. Туда, куда велят Большие Деньги. И такой модернизационный проект у нас под исполнительным руководством, скажем, А.Чубайса, возможен.

Мы же в «Русской доктрине» (2005 г.) и последующих трудах говорили о совершенно другом развитии. Без шизофренического «консерватизма», галлюцинирующего модернизацией. Мы имели в виду консерватизм динамический, предусматривающий быстрый обмен смыслами и действиями между левым и правым полушариями. Консерватизмом он является потому, что он способен в таком быстром обмене и круговороте смыслов и действий удерживать целое, динамическим - потому что учится жить в состоянии неустойчивого равновесия, упреждая реакции внешней среды. Стать динамическими консерваторами значит, оставаясь русскими и опираясь на Россию, превратиться в виртуозов такого состояния неустойчивости, нестабильности, не подчиняющихся хаосу, а владеющих им.

По словам эксперта, динамический консерватор - хозяин хаоса, чувствующий себя в условиях быстрых перемен как рыба в воде. Играющий на опережение, по заветам графа Александра Суворова. Консерватизм не вечно обороняющихся, но непрестанно наступающих, «когда голова хвост не ждет». Когда инициатива перехватывается.

- Именно в перехвате исторической инициативы и состоит глубинный смысл русской опричнины! - убежден директор ИДК. По его словам, недавно замглавы президентской администрации Владислав Сурков дал интервью «Ведомостям», где сказал о том, что подлинной модернизации нужна не предварительная политическая модернизация (читай - либерализация № 2), а, напротив, реализация авторитарной модели. Дословно - «консолидированная власть в России - это инструмент модернизации, и смею вас уверить - он единственный».

- Сильные слова. И тут же В.Сурков признает, что в РФ авторитарно-дирижистские методы и так задействованы «на пределе» существующей системы. Это и есть патовая ситуация, о которой я говорил в самом начале, - отмечает Виталий Аверьянов. - К либералам пойти нельзя: потому что получится не модернизация, а разворовывание. Но и укрепить авторитарную модель нельзя, потому что Система не выдержит.

Тупик? Нет. Для реальной инфраструктурной и технической модернизации в стране нужны социальная и кадровая модернизация. Но никак не повтор 1990-х! Нужна модернизация по-русски или новая опричнина. Нужно перетряхнуть нынешнюю систему и стать консерваторами не для себя, а для Бога и народа. Необходимы новые люди и в науке, и в управлении, и в обеспечении безопасности. Нужен новый социальный порядок: когда в чести тот, кто служит. Таков принцип опричнины.

Что такое «консерватизм для себя, любимых», предлагаемый нам сегодня нынешними «боярами»? Это коррупция и неприкосновенность коррупционеров как потребителей стабильности всей системы. Он предлагает сохранение кланового статус-кво - как условие благополучия кланов и корпораций. Это игра на разделении интересов, на олигархической удельности и неофеодальных отношениях. То есть, это - сговор против самой возможности предъявления целей целого, самой постановки вопроса о национальном интересе как целом. Как следствие - вечная имитация деятельности на возрождение страны...

По мнению эксперта, обстановка в современной РФ очень похожа на олигархат XVI века, в борьбе с которым царская власть и выработала модель самодержавия. Именно через опричнину, причем ее принципы (и здесь В.Аверьянов согласен с А.Фурсовым) возрождались неоднократно. Но означает ли то, что опричнина - крайняя мера? Отчасти да, а отчасти - нет. Ведь можно ввести опричнину упреждающим образом, не доводя страну до крайности. Одно ясно: чем больше будет доминировать «боярская модель», тем более разрушительной в социальном плане окажется новая опричнина.

- Поэтому вводить ее нужно как можно раньше, - доказывает В.Аверьянов. - Тем меньше будет у нее издержек...

Эксперт считает, что ненависть к Ивану Грозному (а ненавидеть и любить этого вечно актуального царя продолжают вот уже пятый век подряд) объясняется ненавистью к усилившейся России. Ненавистью к ней, как к таковой. Грозный не боялся заниматься историческим творчеством. А сегодня в нашей политике - явный дефицит такого творчества. Применяются заемные схемы. Иоанн IV выступает как символ национального творчества, создававшего в России собственные национальные формы и институты. Они не отрывались от мирового опыта, но и не «калькировали» его бездумно.

Правление Грозного - инновации во всех сферах. Прежде всего - социальные, ибо в тот век формировалось социальное ядро России. Но были инновации политические, культурные, торгово-экономические, военные. Это и технические инновации: развитие русской артиллерии, появление книгопечатания. В битве при Молодях 1572 г. до совершенства дошла технология русского гуляй-города: подвижных полевых укреплений, крепости на колесах. Взятие Казани - это использование передовых на тот момент минно-саперных технологий (стены города взорвали, подведя под них минные подземные галереи). А духовные инновации? Ведь эпоха Грозного - время состоявшегося духовно-культурного лица страны. Формируются каноны летописного свода, созывается Стоглавый собор, вводятся сами понятия «Святая Русь» и «Россия».

- Но главными тогда были именно социальные инновации, к коим относится опричнина, - считает В.Аверьянов.

ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ СТРАНЕ

Опричнина заложила принцип служения, и его уже никогда и никто из последующих государей не отвергал. Критика Грозного актуальна для нынешних врагов России. А для сегодняшней «элиты» очернение Грозного служит профилактикой от того, что она называет «политическим экстремизмом». Она не хочет возникновения такой власти, которая пресекает то, что при Иване Четвертом назвалось крамолой. Она не хочет ограничения своего права на воровство и сверхпотребление, на безответственность и некомпетентность. Строя аналогии «Грозный-Сталин», эта «элита» пытается не допустить самой возможности возникновения власти, ориентированной не на олигархические, а на национальные интересы.

Главный же политический смысл опричнины - в перехвате реального политического суверенитета. Причем за очень короткий срок.

Те, кто попадал в опричнину (а отбор, по мнению В.Аверьянова, был тщательным), попадал в сферу прямой связи с царем. Через опричнину началось «выращивание имперского позвоночника России». Смысл опричнины был все же не в смене элиты, полной или частичной, а в выдвижении именно служилой элиты. Было прямо сказано: и собственностью, и безопасностью, и честью, и славой в государстве будет обладать лишь тот, кто служит ему как целому. Тот, кто его укрепляет и обороняет от врагов. Все остальные мотивы отступали далеко на задний план. И репрессии опричнина вела - но не по классовому признаку, а про принципу: «Уничтожаем тех, кто против примата служения стране».

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ВАРИАНТОВ

По мнению В.Аверьянова, страна сегодня нуждается именно в такой, национально-самодержавной «ново-опричнине». Но не исключает и того, что в РФ может возникнуть крайне жесткий политический режим с совершенно иными целями. Он может быть хуже, чем та «питерская версия», о которой говорит профессор Фурсов.

- Какой бы ни была тяжелой для страны версия опричнины Петра Первого, Россия устояла, хотя и сильно мутирована и утратила многие свои важные и ценные черты. А вот после новой «питерской версии» может и рухнуть, - говорит директор ИДК.

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОПРИЧНИНЫ-ХХI

По мнению автора этих строк (Максима Калашникова), сейчас нужно напряженно конструировать опричнину наших дней. Ибо ситуация в РФ близка к национальной катастрофе.

С одной стороны, налицо сходство с положением середины XVI столетия: та же централизация власти в боярско-олигархических интересах, то же безобразное сверхпотребление «верхов», обескровливающее страну. То же враждебное внешнее окружение. Но есть и дополнительные факторы: страшный физический износ страны, стремительные разложение и одичание социума, низкая рождаемость (демографический кризис), драматически нарастающее научно-техническое и промышленное отставание от мировых игроков. И это - на фоне всеобщей коррупции, губящей буквально все.

Уже очевидно, что для национального спасения необходимо ускоренное - с прыжком через один технологический уклад - развитие. А для этого просто необходимо разорвать порочную «традицию» РФ: воровства верхов, неповоротливости и косности государственного аппарата, сырьевой деградации. А, с другой стороны, мобилизовать страну, возродить идею служения ей. То есть, нужны совершенно новые люди в управленческих эшелонах: честные, компетентные и преданные русскому делу. И сделать все это можно только с помощью новой опричнины. Ибо при нынешней олигархической вольнице развитие невозможно (причем к олигархии мы относим и высших государственных сановников).

Бичом времени стало засилье алчности, стремления к обогащению любой ценой. Оно затмило все прочие мотивации первых лиц: стремление к славе, знанию, к величию страны. Власть все больше (и не только в РФ) становится лишь средством личной наживы. По миру покатилась великая криминально-коррупционная революция. Насколько это губительно - объяснять не нужно.

Значит, вопрос вопросов сегодня - установление диктатуры честных и компетентных людей. Причем именно в рамках параллельного контура управления: ибо и общество в целом, и государство в частности слишком больны, чтобы очиститься сами по себе. Нужно нечто, что стоит вне их, некое инобытие, где зарождается новая Россия. Что-то подобное «когорте благонамеренных» (мечте графа Бенкендорфа) или ордену меченосцев (планы Сталина). Ближайший по времени аналог, пожалуй - первая сотня высших лиц государства сингапурского диктатора Ли Кван Ю. Он добился их кристальной честности (казнив для острастки школьного товарища, бравшего взятки), обеспечил первых лиц государства всем необходимым (только думай и действуй на благо страны) и вывел Сингапур из третьего мира в первый.

Эта задача в РФ нерешаема ни в рамках бюрократизации в духе тридцатых, ни методами либеральной демократии. В первом случае все проедает коррупция, во втором - коррупционеры сохраняют власть, буквально скупив на корню демократические институты. Власть останется у тех, кто привык грабить - у «оффшорной элиты» (выражение В.Суркова). Те, кто 1992 года конвертировал власть в деньги, захватят контроль и в ходе либерализации-2

Следовательно, нужна опричнина. Согласен с Владимиром Хомяковым. Вопрос стоит так: либо в стране будет опричнина сверху, либо - пугачевщина снизу.

Новую опричнину нужно строить на новой технологической базе, решая вопрос строгого отбора «первой тысячи». Как? С помощью новейших психотехнологий, а затем - применяя принцип отбора в опричнину не волей начальства, а самими опричниками. Ибо подобные видят подобных. При этом в новой опричнине должна быть сильная служба отбора, подготовки и расстановки кадров. Там же - своя спецслужба для уничтожения коррупции, поиска и возвращения вывезенных за рубеж богатств, а также - для устранения коррупционных препятствий на пути инноваций. Опричнина должна дать зародыши новой финансовой системы и протоармию. Здесь должны быть свои учебные заведения и своя инновационная система.

По сути дела, это - спецназ Будущего.

ДОБАВЛЕНИЯ ПОСТФАКТУМ

Считаю необходимым сделать несколько пояснений.

Первое. Новая опричнина - не самоцель, а временный инструмент для спасения страны. Новая опричнина нужна для реализации Суперпроекта: создания Нейромира/нейросоца, следующего за капитализмом общества. Ибо в этом - единственный шанс на жизнь у Русской цивилизации.

Это - общество делиберативной демократии и Шестого технологического уклада. Общество, воплощающее коммунистическую мечту на новом уровне.

Второе. Новая опричнина нужна для слома сопротивления сил деградации в строительстве такого будущего. Это - временная Диктатура развития, которая стальной рукой защитит от уничтожения реакционерами ростки нейросоца. Причем в конкретно нашей, отчаянной обстановке, когда времени практически нет, институты общества слабы, а речь идет о жизни и смерти.

Третье. Смысл новой опричнины - в как можно более быстром расширении и в преображении страны, после чего она растворится в окружающей реальности.