Про футбольных болельщиков, "мы" и ксенофобию
На модерации
Отложенный
Суть феномена "болельщиков" - иррациональное превращение в некое "мы".
"Пока в чем учавствуем, все выигрываем" - восторгается одна барышня.
В чем же эта барышня участвует? Она что-то выиграла? Забила куда-то мяч или удачно спела?
Футбол, хоккей, Билан - победный работает план!
На этой редукции к несуществующему "мы" основано и "государственничество", самая мерзкая патология человеческих чувств.
Так что все эти ураканья, коими загажена френд-лента, отнюдь не безобидное сходство хобби.
Это болезнь, и самое печальное, что люди ее уже не стыдятся.
Вот мне видится сходной ситуация в текущей политике. Грузия обидела наших. Мы ей покажем. Нас снова стали бояться, ура. Украина нас предала. Эстония нас оскорбила.
Но наши стратегитеческие бомбардировщики все это переменят, але-але!
Таково примерно мышление государственника, то есть человека, который мыслит не своими интересами, не интересами своей семьи, своего призвания или своей общины, а интересами людей, нуждающихся в конфликте на Кавказе. Лично ему этот конфликт не нужен, да он в нём и не участвует, - он болельщик.
Чувства болельщика, его любовь, радость, гнев, ненависть, не имеют никакой реальной основы. Он "не гребет". Он нужен этим людям, которые имеют доход от криминальной торговли через горячие точки, именно в этом качестве - как масса статистов, способная демонстрировать нужные эмоции по предлагаемым ей поводам. Потому что это как бы отдает снизу, по всенародной жажде, то, что вменяемые люди никогда бы не уступили - своё право решать.
Самое интересное тут и важное - это вот эти самые чувства, - столь же сильные, сколь пустые. Потому что пустота их наполнена может быть чем угодно и, более того, кем угодно, - даже не обязательно теми, кто ими пользуется сейчас. Вот я именно об этом явлении, его я и называю отождествлением с "мы".
Вы мне возражаете, что есть ситуации, когда мы - это действительно мы. Разумеется, есть. Но война в Грузии вовсе не будет такой ситуацией, как не является ею и "победный план", в котором какой-то Билан якобы победил за нас с вами весь остальной мир, а футболисты продолжили блестяще начатое им "государственное дело".
Победила команды, которой вы симпатизируете, сопереживаете, - замечательно, это праздник, это хорошо и я за вас рад. Но вот эти крики... тут же и интонация важна, и всё. Это отчаянное "русские вперед!" - да куда вперед-то? Ведь то, что мы привыкли называть историей, это "они напали, мы им вломили, потом мы напали и ещё вломили". Это "вперед" в таком историческом контексте это только вломить и ничего больше.
(Ну не к демократии же, согласитесь).
Что мне не нравится в "государство=мы" - так это прежде всего привязчивость такого отождествления, ведущая к нарастающему самообману.
Человек не может жить в мире с самим собой, непрерывно осознавая свою подлость, лживость и т.п.
Исчезают критерии. Поэтому как только его самоощущение как "мы" оказывается искушаемо неприглядными фактами, он стремится обмануться. И оказывается, что это не мы напали, не мы истребили, не мы пытали, а тот из "мы", кто утверждает обратное, предатель.
Общественная структура, нуждающаяся в таком отождествлении, неизбежно нуждается во враге, внешнем и внутреннем, и, разумеется, в обмане, который принимается с радостью.
А при чём тут болельщики? Да при том, что явление-то то же самое психологически. А повод и содержание этих шумных страстей как раз легко могут смениться. Человеку вообще свойственно менять "мы" на более сильное и комфортное. Это как игра на интерес, где выигрыш - чувство силы, а ставка - чувство ответственности.
Комментарии