Во время недавнего общения с народом в режиме «прямой линии» Владимир Путин в числе главных достижений уходящего года отметил «беспрецедентный» рост рождаемости на 3% и, естественно, приписал его результатам реализации новой демографической политики. Действительно, с 2005 года в России началась пропаганда рождения детей. Появился закон «О материнском капитале», метро украсили плакаты «Стране нужны ваши рекорды», с которых усталым пассажирам улыбается счастливая женщина с тремя детьми. Однако вопрос, чем кормить этих детей, сам собой, как ни странно, не отпал. Речь пойдет о реальной женщине с тремя детьми, рекорды которой стране оказались не нужны. Или, по крайней мере, страна никак не проявила заботу о многодетном семействе во главе с матерью-одиночкой.
«Я жила с мамой и сестрой в комнате коммунальной квартиры в Москве, -рассказывает Александра Бондаренко, - в 1997 году у меня родилась старшая дочка. И в 1998 году мама встала на очередь на квартиру. Потом мы должны были пожениться с отцом ребенка, которого, как вы понимаете, сейчас в нашей семье нет. Дело уже шло к рождению сына, Кирилла, когда меня пригласили в Департамент жилищной политики и жилищного фонда Южного округа города Москвы и предложили участие в программе «Молодой семье – доступное жилье». Дали временное жилье по контракту коммерческого найма на 5 лет. Сказали, что регистрировать брак и справлять свадьбу нельзя, потому что отец ребенка - иностранец, а программа распространяется только на москвичей. Так что мы не расписались. 22 января 2003 года получили договор. Департаменту было выгодно скорее заключить договоры и заселить этот дом, потому что должен был приехать Лужков и открыть его».
Тогда, посреди зимы, многие москвичи были не готовы срываться из своих квартир и быстро переезжать в предоставляемое временно жилье. Но Александра, гражданский муж и двое маленьких детей сочли правильным переехать из комнаты в коммуналке, где осталось ещё два человека, в нормальную трехкомнатную квартиру. В тот момент семье наобещали золотые горы: «Нам объяснили, что в сумме за коммерческий наем, коммунальные услуги и отчисления в накопительную систему нам нужно будет платить около $250 в месяц. Учитывая то, что договор заключался на 5 лет, за это время мы должны были накопить 10% от стоимости квартиры. Нам объяснили, что если родится третий ребенок, то можно будет получить 90%-ную субсидию и приобрести жилье уже в собственность. Кроме того, на тот момент мы уже отстояли 4 года в очереди с 1998, и оставалось отстоять ещё 3 года – семи лет ожидания также достаточно для получения субсидии 90%.
Нам обещали, что, учитывая все эти условия, никаких проблем с получением субсидии не возникнет».
А потом пришло время выполнять обещания. И тут у правительства города всё пошло не так гладко. В прошлом году субсидию Александре выделили, но не 90 обещанных процентов, так как Александра родила третьего ребенка, девочку, а только 67%. Действительно, сейчас программа «Молодой семье – доступное жилье» предполагает именно такой размер государственной поддержки, но ведь Александра заключала договор на прежних, более выгодных условиях. Кроме того, она является многодетной матерью и человеком, более 10 лет отстоявшим в очереди на получение жилья. Да и откуда взять треть стоимости квартиры, если нет ни сбережений, ни работы? Затем Александру обвинили в том, что она не забрала представленную субсидию. Она, правда, не писала отказов, а всего лишь требовала предоставить ей положенные 100 или хотя бы 90% – взять деньги было просто-напросто глупо, потому что покупка всё равно бы не состоялась.
В 2008 году истек срок договора коммерческого найма, и нужно было его перезаключать. Но Департамент жилищной политики Южного округа отказал в без объяснения причин. А некоторое время спустя квартиру опечатали.
«Я в этот момент была дома, занималась уборкой, - рассказывает Александра, - в дверь даже не позвонили, не предупредили. Дочка пришла со школы – а квартира опечатана. И якобы срывать эти бумажки нельзя по закону, нужно тогда платить штраф. Не много, но обидно. Вообще каждый раз, когда оформляются документы на субсидию, все бумажки платные – какие-то по сто рублей, какие-то чуть дороже. Не так дорого, но всё же, такое ощущение, будто у нас много денег и мы сами в состоянии оплачивать наши проблемы».
В этом году Александре договор найма все-таки продлили, но только на год. «По постановлению этого года, я, очередник, вставший на очередь до 1 марта 2005 года и глава многодетной семьи, сейчас имею право на 100% субсидию. Мне объяснили, что первый этап программы якобы закончился и сейчас другие идут этапы, в рамках которых мне ничего не положено. Опять же говорили, что если рождаются ещё дети, то будут поощрения. Но они, как выяснилось позже, распространяются только на сделки купли-продажи, то есть на ипотеку, по которой списывают квадратные метры за новых детей. Я и сюда не попала – детей родила, а ипотеку мне не дали, потому что я безработная и для банков не выгодный клиент. Осталась без мужа – и ни квартиры от правительства, ни субсидии на покупку, ни ипотеки. Ничего. Что я здесь ждала? Детей родила – спасибо?».
Словом, «рекорды» таких людей, как Александра, нужны не стране, а только чиновникам, и ровно до тех пор, пока они украшают статистику.
Комментарии