Педагоги, управленцы, работники социальных служб Таврического района Омской области получили в начале года ответственное задание: походить по райцентру и окрестным селениям и попросить земляков подписаться под следующим обращением: «Уважаемые жители Таврического района! Политсовет Омского регионального отделения партии «Единая Россия» призывает вас поддержать кандидатуру Черткова Григория Владимировича, победившего в предварительном партийном рейтинговом голосовании на выдвижение на должность главы Таврического муниципального района». Происходило это действо на дальних подступах к очередному единому дню голосований, назначенному на 14 марта.
Чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата, г-ну Черткову подписи сограждан были не нужны: собирать подписи полагается самовыдвиженцам, а его выдвигала партия. Тогда для чего вся эта затея? Для того, вероятно, чтоб тавричанцы почувствовали ответственность за свою судьбу — работу, семью. А то мало ли что взбредет им в голову, когда придут на избирательные участки. Или вовсе не захотят 14 марта туда идти.
Вообще-то жители сельских районов Омской области голосуют обычно «правильно», и чем хуже живут — тем правильнее. Взять, к примеру, последние думские выборы. Хотя в городе главная партия с трудом набрала половину голосов избирателей, в сельской местности в отдельных районах, не самых благополучных, ее результат доходил до 90%. Получается, что Россия более едина в местах, где уровень жизни приближается к черте бедности.
Например, в Азовском немецком национальном районе, соседнем с Таврическим, даже автомобиль — явление повсеместное. Тут средняя зарплата в сельском хозяйстве — 10 500 руб., что превышает пределы мечтаний для большинства муниципальных образований. Поэтому на последних районных выборах действующий глава, хотя его и поддерживала областная власть, показал весьма скромный результат (28,08%), отрыв же от ближайшего соперника был вообще смешным — 2,37%.
В Таврическом районе, где зарплата меньше в разы, да и получать ее особенно негде, результат победителя был куда убедительнее — 75,4%. Кандидатуру Черткова тогда предложил на пост главы района сам губернатор. Народ, видимо, понял, что другого выбора нет. Хотя и наслышан был наверняка про то, как Григорий Владимирович пять лет руководил опытно-производственным хозяйством «Сосновское», предметом гордости которого в советские времена была машиноиспытательная станция (СибМИС), чьих лошадиных сил еще в начале 2000-х хватало для помощи соседнему государству: по 10-12 комбайнов из года в год сдавались в аренду казахстанским аграриям. Рассчитывались они зерном, но с приходом Черткова арендная плата перестала поступать в закрома ОПХ. В связи с чем в отношении него и главбуха два раза возбуждались уголовные дела, правда, до суда они не дошли.
Здравая нищета
Известна была тавричанцам и история с домом, который Чертков, по версии следствия, присвоил, приватизировав на свою маму. Это дело по настоянию Генпрокуратуры РФ перешло в стадию судебного разбирательства. Оно проходило в Таврическом райсуде как раз в те дни, когда в районе шла агитация в поддержку его кандидатуры. Жители района ставили подписи под обращением «ЕР», не веря в перспективы процесса над районным главой. Народ рассуждал здраво: если, несмотря ни на что, партия снова выдвигает Черткова, то он и будет по-прежнему хозяином этой земли.
Работы в этих селах нет — местные хозяйства доведены до банкротства, и вся надежда у людей на свой огород и домашний скот. Поэтому лучше с начальством не ссориться. Откажет в тракторе — не посеешь, не пожнешь, ни дров, ни сена не привезешь. Отказалась подписать Обращение в поддержку действующего главы, по нашим данным, только пенсионерка Муйтара Утеновна Кожахметова: «Я говорю им, агитаторам, вы пришли рано — еще выборная кампания не началась. Они гнут свое: «Вы будете голосовать за Черткова?» Опять отвечаю: «Не определилась еще — мне надо посмотреть на других кандидатов». «Так, значит, вы против «Единой России»? — спрашивают. — Как фамилия?».
Распад тандема
В конце января Таврический суд вынес вердикт по делу о доме в селе Сосновское. Как и ожидали местные жители — оправдательный. Он, правда, еще не вступил в законную силу (прокуратура обжаловала решение в облсуде), но тавричанцы были уверены, что пост свой Чертков теперь уже точно никому не отдаст. Однако случилось невероятное: он отказался выдвигаться в районные главы. По нашим сведениям, инициатива отказа исходила не от него, а от партии, но на совещании актива района Чертков настаивал на том, что сам решил не выдвигаться. Решение это, однако, не означало, что Григорий Владимирович уходит с таврической политической сцены: напротив, он заявил о намерении быть в этих местах главным действующим лицом еще как минимум 10 лет. Представленный Чертковым на совещании план состоял в следующем: Чертков выставляет свою кандидатуру в депутаты районного совета с прицелом на должность председателя (на последней сессии внесена поправка в муниципальный устав, согласно которой это место будет освобожденным). А в главы района выдвинется нынешний председатель райсовета Андрей Молчанов. Через 5 лет они поменяются ролями. «У нас с Андреем Ивановичем будет тандем, как у Медведева с Путиным», — пояснил активистам Чертков.
Поначалу все вроде бы шло по плану: на встречах с избирателями Григорий Владимирович представлял Андрея Ивановича как своего преемника, что, кстати, было противозаконно, т.к. действующий глава не вправе высказываться в пользу тех или иных кандидатов (он мог бы это делать, уйдя в отпуск).
А потом что-то произошло: по району прокатилась молва, будто Чертков — самовыдвиженец и сам же выдвигает вместо себя свое доверенное лицо. После чего тавричанцы в момент потеряли страх: стали высказывать вслух все, что думают, — и о главе района, и о своей жизни.
Теперь Молчанов, говорят очевидцы, встречается с избирателями сам по себе. Тандемократия в Тавричанке рухнула, не успев толком образоваться.
«Народ не любит власть и не уважает, хотя и раболепствует перед ней, — считает Дмитрий Щекотов, единственный правозащитник на всю сельскую местность в Омской области. — Советская власть выбила из крестьян чувство хозяина. Его надо воспитывать заново: если это до властей не дойдет, страна долго не проживет».
Есть, однако, некоторые признаки прозрения: в Омской области зарегистрировано небывалое за последние 10 лет число независимых кандидатов и представителей оппозиции. Местные власти ведут себя тихо — не вмешиваются в предвыборную борьбу. Вероятно, регионам пришел приказ: не глушить на этот раз «инициативу народных масс». В связи с чем предстоящие выборы даже в сельских районах Омской области обещают быть весьма интересными. «Новая» следит за развитием событий.
Комментарии