Какое будущее ждет локальные социальные сети?
На модерации
Отложенный
Городские сети России появились в интернете в 2008 году как новый вид социальных сетей. Предыдущие «звенья эволюции» легче всего обнаружить на Западе — там городские социальные сети растут как грибы.
За рубежом в последние годы городские социальные сети масштаба страны растут чрезвычайно быстро. Trustedplaces.com, Touchlocal.com и Tipped.com — в Великобритании, Meinestadt.de и особенно Qype.com (с филиалами в Британии, Франции, Испании, Бразилии и Польше) — в Германии, Citysearch.com, Citytherapy.com и Yelp — в США.
Каждая из городских сетей на первый взгляд выглядит как путеводитель с актуальной информацией про фирмы, рестораны, курорты, гостиницы и торговые точки. Как правило, сами сети пишут о том, что они «помогают людям сделать обоснованные решения о том, где провести время и как потратить деньги, опираясь в меру своего доверия на мнения земляков».
Городские социальные сети можно поделить на два типа. Во-первых, это те ресурсы, которые по преимуществу выступают в качестве справочников, пусть и продвинутых, по фирмам, но которыми пользуются как базой знаний, то есть обращаются редко и преимущественно с запросом «Где?». Пример — Meinestadt.de. Во-вторых, путеводители, построенные исключительно на отзывах, например Trustedplaces, Tipped. Как водится, впереди оказались те, кому удалось гармонично совместить эти подходы, — сайты, построенные на реальных отзывах реальных людей, но одновременно имеющие солидную справочную базу. Тут более всего выделяется появившийся в 2004 году Yelp.com. К настоящему времени он успел обрасти внушительным содержанием (один только «Миниатюрный гастроном» из категории «Гастрономы и закусочные» получил 104 обзора), историями успеха (например, магазин матрасов из Сан-Франциско получает 80% своего полного ежемесячного дохода от клиентов, пришедших с Yelp). И как вершина признания — таблички в американских ресторанах «Not for yelpers» и слухи о сорвавшихся переговорах Google о приобретении Yelp.com за 500 млн долларов: по мнению аналитиков, Google не хватает сайта «обратной связи», на котором собирались бы отзывы о местных торговых точках.
Другая «локальная» социальная сеть, быстро набирающая популярность, — Foursquare — появилась в новостях с весны 2009-го. Она базируется на Twitter API и мобильных приложениях. Сеть позволяет сообщать своим друзьям, где тебя найти (СМС на короткий номер или мобильное приложение), добавлять своих фолловеров. Всякое новое определение местоположения добавляет очки и значки на карте. Тот, кто имеет наибольшее количество очков, объявляется «царём горы».
Эта игра, которая выглядит, наверное, странно в описании, на практике захватывает. На одном уровне конкурируешь только против своего непосредственного круга друзей, на другом — против всех в своём городе по итогам еженедельной статистики. Сброс статистики происходит раз в неделю в воскресенье ночью, что позволяет даже новичкам выигрывать на следующей неделе. Такой социальный gameplay подкреплён материально ― скидками или халявными напитками в ресторанах, которые подписались на участие. Пользователи могут добавлять описания тех мест, в которых они находятся, или какую-то другую полезную информацию. Например, у местной пиццерии есть скидка каждый вторник и пользователь добавил эту информацию в Foursquare, затем любой оказавшийся поблизости может ею воспользоваться.
Foursquare — это не первая основанная на местоположении социальная сеть, которая помогает соединиться с друзьями, использующими GPS. Но её успех — фактически всем нам хороший урок: даже при «фантастических» технологиях мы действительно не хотим знать, где находятся другие люди, если они не являются нашими друзьями. Так что Foursquare может быть большим благом для фирм, чем сообщество Yelp. Кстати, не купив Foursquare, картографический сервис Google Maps обзавёлся рубрикой Places — фактически социальными «Жёлтыми страницами», куда пользователи могут добавлять свою информацию и комментарии.
В Рунете также оставалось сделать один шаг от социальной городской сети как полезного инструмента до городской интернет-сети как среды естественного обитания интернет-пользователя. И он был в своё время сделан на look-around.ru и mg.ru («Мои города»), где пользователям предложено взаимодействовать по городской принадлежности (жаль, что городская специфика в mg.ru в уходящем году не развивалась).
Важно, что посетитель попадает на сайт, где имеются интернет-аналоги городской среды: городские компании с официальными описаниями и отзывами обычных горожан, городские афиши с пользовательскими отзывами и возможностью добавить своё событие, частные и корпоративные объявления, информационные справки о городах, городские карты с привязанными к ним сервисами, сообщества по интересам и/или территориальной близости, разнообразные инструменты для самовыражения пользователей и формирования репутации на сайте.
Мы уже видели, как в социальных сетях («Миртесен» и т.п.) пользователю обычно предлагалась некая «жизнь на карте». Однако это в своём роде предложение жить в двухмерном мире. В такой сети нечего делать — только чатиться со случайными прохожими. Городская сеть изначально предлагают более полноценное, более «объёмное» существование, похожее на то, что мы с вами ведём за пределами проводов.
Сам термин «социальная сеть» возник задолго до интернета. Уместно теперь вернуть социальную сеть туда, откуда она произошла, — в более или менее реальный мир. И если цивилизация — это расширение возможностей человека благодаря техническому прогрессу, то, значит, городские сети делают города более цивилизованными. Причём самые разные сети — телефонные, водопроводные, интернет-провайдеров. В сущности, после появления городской интернет-сети цивилизации становится ещё больше.
Русский человек весьма изобретателен технически, но социальные технологии у нас обычно заимствованы с Запада. Однако на Западе и помимо интернета общество достаточно сильно структурировано в отчётливом ощущении принадлежности людей к своему городу, району, землячеству, сообществу по интересам. В России, в силу особенностей её истории, в последние сто лет такой чёткой структуризации нет. И городская сеть может стать катализатором такой социальной активности.
Русский интернет — это небольшая деревня, где все всех знают. Мир в эту деревню только-только начинает превращаться. Однако, казалось бы, конкуренты городской сети уже есть в каждом крупном городе. Это городские порталы, то есть сайты, целевая аудитория которых полностью находится в каком-либо регионе, отличном от Московского. Чаще всего это новостные сайты и коммерческие проекты, услуги которых актуальны только в отдельном регионе. Региональные сайты — это иногда очень мощные ресурсы, к примеру в Екатеринбурге. Они отличаются большим объёмом рекламы — свойством, присущим почти всем городским порталам.
И с самого своего рождения у региональных сайтов типовая проблема ― привлечение целевой аудитории. Основным источником трафика для регионов сейчас являются поисковые системы. Введя любой поисковый запрос, мы получаем общую выдачу результатов поиска. Так сложилось, что в коммерческом секторе поисковая выдача, как правило, получается московской (за исключением некоторых поисковиков, которые позволяют настроить регион поиска). Это вполне очевидно: ведь Москва самый большой и богатый город России, нахождение на первых позициях даёт реальные продажи и прибыль. Бюджеты продвижения этих сайтов велики, но они окупается. Получается, что общая выдача — это московская выдача. Тут-то и возникает проблема: сформировавшихся механизмов работы с немосковской интернет-аудиторией у региональных порталов нет. Они всегда остаются в своих рамках, особенно если это обособление подчёркивается на уровне провайдеров с разной ценой трафика внутри города и за его пределами.
Городская сеть за счёт единого информационного пространства позволяет пользователю единообразно общаться в рамках нескольких городских порталов, даёт ему удобную возможность легко перемещаться в жизненном пространстве другого города.
А сообщества городской сети, как правило, тематические, а не сугубо городские, в них участвуют независимо от городской принадлежности, как мы и привыкли прежде.
Первым серьёзным обращением внимания на себя провинция обязана «Яндексу», когда в 2004-м запустился проект «Яндекс.Города» с региональными каталогами и поиском. А вскоре темпы роста числа пользователей интернета в провинциях стали опережать центральные регионы, где уровень вовлечения населения в Сеть уже приближается к насыщению. Очевидно, что в 2010-х региональный сектор Рунета станет коммерчески задействован не меньше, чем сейчас московский. Городские сети возникли как будто во время, но «не пошли».
Однако на уровне идеи интереснее то, что они возникают… из пустоты, когда сначала просто разлиновываются разделы сайтов, выкладываются первые городские справки… Тогда формы реального мира только начинают соприкасаться с исходной пустотой интернет-сети. И ровно в этот момент у каждой городской сети обнаруживается огромный потенциал возможностей. Городская сеть в момент, когда она появляется в интернете, начинает обживаться первыми сотнями жителей, может стать всем. В таком сайте, энергия которого ещё не перетекла во что-то фиксированное, заключён потенциал, которого не имеют даже поисковые машины.
Почти всякий писатель предлагает тебе некую картину мира. Гандлевский в одном интервью говорил: «В картине мира, которую мне предлагает великий писатель, совершенно не тесно, в ней можно жить десятилетиями — конца-краю не видно. Протест возникает, когда рама тесна тебе, когда кажется, что ты опытней или честней, чем автор». Теоретически в городской сети также должно быть не тесно многие годы — тезис проверить сейчас, правда, почти негде. Но, судя по успеху Yelp и Foursquare и появлению таких российских стартапов, как AlterGeo, такой шанс скоро появится.
Комментарии
А Гайдпарк - перспективная социальная сеть.
Но самые перспективные сети для собственно фирм выводит в Рунет компания БРиТ.
Можно еще почитать на эту тему мой комментарий:
При продвижении через социальные сети вопрос "где?" важнее чем "когда?":
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1280623