О молодых новоначальных и том, что это за «зверь»
На модерации
Отложенный
Нет, понятно, что ЖЖ, как и любой сегмент интернета — это не полная калька реальности. Но в последнее время, когда я наблюдаю за православными активистами в Живом Журнале, мне становится грустно. Грустно не от того, что темы, поднимаемые ими, не актуальны. Тот же Власов и отношение к нему Церкви, Сталин и прочие исторические деятели и события — они, конечно важны. Но при чем тут миссионерство, да ещё и в молодежной среде? А многие (не скажу, что все) маркируют себя, как молодежных миссионеров, да притом говорят о важности для молодых и только что пришедших прихожан связи высказываний владыки Илариона (Алфеева) и резолюции ОБСЕ.
Опять же, не скажу за всю молодежь, но в массе своей молодым новоначальным что Власов, что Сталин глубоко «фиолетовы». У них, молодых новоначальных, по факту недавнего и осознанного прихода в храм (то ли с рок-концерта, то ли с кухонных посиделок, то ли с пьянки в общаге) есть другие, более важные проблемы: как бы теперь с собственной жизнью разобраться, при этом, с одной стороны, не ухнув в фанатизм и мракобесие, а с другой — не превратившись в «номинальных православных», у которых с крещения всё началось и им же закончилось.
Поясню, пожалуй, почему я акцентирую именно на этой проблеме так много внимания. Дело в том, что мы как-то по умолчанию считаем, что вот, де, жил-был некий Вася, потом огрело его Благодатью по голове, пошел он в храм, крестился, исповедался, принял первое в жизни причастие и стал вести жизнь благочестивого христианина.
Да, картинка тут, как в «Человеке с бульвара Капуцинов»: «дорогая, это называется — монтаж». Ну, или как в неопротестантских рекламных брошюрах, если хотите: «Я сидел на героине пять лет, потом уверовал, а после крещения у нашего пастора у меня не было даже ломки». Почему мы воспринимаем такую картинку приходящей в Церковь молодежи, как соответствующую действительности — это отдельный и очень болезненный вопрос. Нам ведь нужно показывать, что Церковь действительно творит чудеса. А в информационной среде чудеса должны происходить быстро. Многолетнее становление молодого христианина, с периодами прихода в храм и, напротив, последующим дистанцированием от Церкви на некоторое время, чтобы позже снова вернуться — на чудо современного формата не похоже. И вот в чем беда: мы сами себе боимся признаться, что человек, пришедший в церковь с проблемой алкоголизма, например, будет исповедаться и причащаться, а в промежутках квасить хоть в Великий Пост, хоть на Светлой седмице.
Боимся мы также признаться, что таких вот новоначальных у нас полно.
Не большинство, не меньшинство, а именно весомое количество. И, извините, это совершенно нормально. Особенно нормально это для Церкви Христовой. Где верующие действительно мучительно, многотрудно, через падения и ошибки идут ко Христу. Но нам как-то страшно это признавать, и потому мы по умолчанию верим, что визит патриарха, или о. Андрея Кураева на рок-концерт не только заставит молодых неформалов задуматься, не только заставит очень малую часть этих неформалов осознанно (!) прийти в Церковь, но в то, что у этих неформалов прям на первой же литургии из-под косух вырастут крылья.
Верим мы в это, наверное, потому, что хочется уже чудодейственной, повсеместной и, главное, быстрой и окончательной победы православия. Нам хочется верить, что вот этот наш знакомый, который ходит в церковь и тем же вечером после службы закидывается спидами — это исключение. Что таких «уникумов» больше нет. И потому, с одной стороны, мы радуемся, что патриарх вышел куда-то там и что-то там сказал молодежи, тут же забывая про то, что дальше-то с молодежью этой стало. А с другой — ищем в молодежной среде и в среде духовного окормления молодых людей какие угодно проблемы, вплоть до Власова, только бы не посмотреть даже не на проблемы, а на реальную жизнь молодых новоначальных. Да не знают эти молодые про Власова, а если и узнают, то через пару лет. Им бы, извините, в себе разрыв шаблона как-то побороть, когда ещё вчера «бери от жизни всё», а сегодня «смирение есть высшая добродетель».
Не поймите неправильно, я не про то, что у нас в церковной молодежке ужас, кошмар, все наркоманы и алкаши. Даже если бы это и было так, я не увидел бы в этом проблемы. Поскольку Христос тоже пришел не к великим праведникам, а к «шлюхам и гаишникам». И, да, меня радует, что патриарх выступает перед молодежью. Более того — то, что молодых новоначальных в Церкви становится все больше и больше, вызывает у меня радость.
Да и ничего криминального в обсуждении ОБСЕ, Власова и прочих сталиных с гитлерами в ЖЖ не было бы, если бы не одно уже упомянутое «но». Какое все-таки это имеет отношение к миссионерству? Именно к миссионерству, не к катехизации даже, не к научному диспуту церковных и светских историков, но к тем самым неформалам, к которым выходит патриарх? Давно ли последний раз наши миссионеры общались с молодежью не в формате круглого стола, а, так сказать, лично? За чашкой чая, а то и чего покрепче.
Комментарии
Все из моих знакомых, кто вдумчиво прочитал библию, сняли крестики и чураются, завидя рясу...
Комментарий удален модератором