Боосу навредили сытые поляки

На модерации Отложенный

В Калининграде оппозиция объединилась в коалицию: всем понятно, что регион живет хуже приживалок Европы – Литвы и Польши.

В Калининграде состоялось учредительное собрание коалиции оппозиционных сил - альянса «Наш Калининград». В нем приняли участие организации региона, противостоящие партии власти: КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Солидарность», «Справедливость», «Справедливая Россия». Не вошла туда лишь партия «Правое дело». Участники коалиции намерены сообща бороться против «ЕдРа», которую винят в экономических и политических проблемах Калининградской области.

В числе заявленных целей коалиции - борьба с ростом налогов и тарифов ЖКХ, лоббирование предоставления жителям области льготных многократных шенгенских виз и введения калининградского коэффициента по образцу северных надбавок. Также «Наш Калининград» требует принять закон об отзыве депутатов областной Думы, восстановить прямые всенародные выборы губернатора. Действующего главу региона Георгия Бооса предлагается отправить в отставку вместе с областным правительством.

Почему именно в Калининграде оппозиции удалось выступить единым фронтом, рассуждает президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.

«СП»: – Владимир Валерианович, почему бунтует именно Калининград, регион вполне благополучный в материальном плане?

– Сказать, что Калининград – единственное место, где народ бунтует – неправильно. Эпизодически бунтует Дальний Восток, в частности, Владивосток, то же Пикалево. Вспышки недовольства, которые выражаются в массовых акциях, существуют. Теперь почему в первых рядах Калининградская область – не самая бедная, это ведь не какая-то нищая Ивановская.

Калининградская область живет рядом с Литвой и Польшей. Это, с одной стороны, задворки Европы, с другой – недосягаемый для России образец благополучия и социальной справедливости. Они все это видят и думают: почему у нас не так, мы же рядом… И для них совершенно очевидно, почему: губернатор плохой, и потому что Кремль нами плохо управляет.

Вообще, по всей России принято посмеиваться над нашими друзьями по восточному блоку, и считать их нищими приживалками европейцев и американцев. Насчет приживалок, может, это отчасти справедливо. Но как раз калининградцы прекрасно видят, что в Литве и Польше нет милицейского беспредела, что живут там люди лучше, что несмотря на кризис возможностей зарабатывать там больше.

Калининградцам хочется жить, хотя бы как поляки.

«СП»: – Оппозиция в Калининграде объединилась, и это уникальное для России событие. Это теперь весомая сила?

– Это пока бабушка надвое сказала, надолго ли такое объединение. Все эти объединения декларируются, потом распадаются. Союзниками обычно становятся на почве совместных действий. Если совместных действий нет, стороны увлекаются критикой друг друга и борьбой за шкуру неподеленного медведя. Когда же есть действия, разногласия и конкуренция временно откладываются в сторону. Если впереди Калининградскую область ждет затишье, коалиция, конечно, распадется. А если снова будут собираться митинги, временное единство сохранится в рядах оппозиционных сил.

«СП»: – Как все же могут развиваться события в Калининграде в обозримой перспективе?

– Думаю, не только в Калининграде, эти выступления продолжатся. Но это не значит, что они будут идти непрерывно. Через какое-то время будет еще митинг, потом летом наступит затишье, осенью все возобновится. В авангарде борьбы пойдут Владивосток и Калиниград, здесь очень сильны протестные настроения. Их примеру последуют и другие регионы – не обязательно все, и не обязательно сразу.

«СП»: – Как теперь сложится судьба Георгия Бооса? Его попросят из губернаторского кресла?

– Поскольку пока у власти Путин, а Путин не любит убирать назначенных людей под давлением, то Москва, скорее, будет настаивать на существовании Бооса. Но если основная кадровая политика изменится, если возобладает медведевский принцип работы с кадрами, то могут и снять. Это мы видим на примере МВД, где слетело 17 генералов. Вот когда начнут слетать губернаторы – те, которые вызывают серьезное недовольство населения – это и будет показателем, что что-то меняется наверху, в первую очередь, соотношение властных функций Медведева и Путина. Пока губернаторов меняют, но не под давлением населения.

«СП»: – Все же Боос совершил какие-то управленческие ошибки, раз у него такая каша заварилась? Если бы он вел себя по-другому, возникла бы такая ситуация?

– Считать, что Боос какой-то худший губернатор – это неправильно. Режим его правления среднекоррумпированный по стране. У нас – реально – был один хороший губернатор Александр Филипенко. Ну, два – еще Александр Хлопонин. Есть десяток совершенно проворовавшихся. И вот все остальные – серединка на половинку, к ним Боос и относится. Думаю, в какой-нибудь области, которая не находится по соседству с Европой, он бы справлялся со своими обязанностями совершенно спокойно.