1 марта на пресс-конференции в Париже президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози заявили о начале эксклюзивных переговоров о поставках в РФ четырех вертолетоносцев «Мистраль». Якобы уже даже решено, что один из них будет построен на верфи Сен Назер на западе Франции, а остальные – на российских судостроительных заводах в кооперации с французскими партнёрами.
Однако 2 марта федеральный электронный справочник «Оружие России» как бы дезавуировал оптимистические заявления двух президентов по поводу этого контракта, сообщив о том, что никаких решений не принято. Более того, на днях высокопоставленная делегация минобороны посетила испанские верфи Ferrol компании Navantia в Ла-Корунье с целью ознакомления с новым испанским вертолётоносцем типа «Хуан Карлос I» . Он больше и вместительнее французского, к тому же этот проект на международном конкурсе, проведенном ВМС Австралии, уже одерживал победу над «Мистралем» в 2007 году.
По его итогам, австралийцы решили купить два испанских корабля. К этому следует добавить, что недавно главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил о готовящемся тендере на покупку вертолетоносца. В числе возможных его участников были названы Франция, Испания и Нидерланды.
Трудно представить ситуацию, когда бы минобороны действовало в пику верховному главнокомандующему. Но что же тогда за игру оно затеяло?
- Возможно, минобороны таким образом пытается давить на наш ВПК с целью активизировать его действий по созданию собственной боевой техники, - считает эксперт информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин. – Но это очень замысловатая конструкция. Скорее всего, Дмитрию Медведеву французский контракт нужен в сугубо политических целях, а минобороны, понимая его практическую никчемность, пытается хоть как-то саботировать.
Ведь ни «Мистрали», ни «Хуаны Карлосы» российскому ВМФ не нужны. Если Франция располагает многочисленными заморскими территориями, разбросанными от Океании до Карибского бассейна, для поддержания «мира и порядка» в которых как раз и требуются корабли типа «Мистраль», то пред Россией такие задачи не стоят. Зачем же нам тратить деньги на то, что не нужно? Только если для дружбы с Саркози? Дорогая дружба.
Некоторые эксперты считают, что корабли типа «Мистраль» или «Хуан Карлос» потребуются нам через 10 или 20 лет, когда настанет время интенсивного освоения ресурсов морского дна в отдаленных от берегов России районах Мирового океана. Для этого, мол, мы и приобретаем эту технику, чтобы заполучить технологии, а затем строить такую же самостоятельно.
Однако, по мнению капитана второго ранга Сурпина, такой подход к развитию флота будет иметь печальные последствия для отечественной судостроительной промышленности. Вместо того чтобы возрождать собственное кораблестроение, будем в условиях кризиса поддерживать французское или испанское? Париж вовсе не жаждет делиться передовыми военными технологиями с Москвой. В интервью газете La Tribune анонимный высокопоставленный французский чиновник сказал, что «передача таких технологий может быть относительно ограниченной». Кроме всего прочего, эти корабли просто не нужны нашему ВМФ даже в качестве охранников океанских месторождений будущего. Тут понадобятся корабли совсем другой идеологии.
- Группа испанских, голландских и немецких конструкторов уже предложила концепцию «корабля контроля моря» будущего, получившего условное название Valkyrie («Валькирия»), - рассказал мне бывший командир соединения надводных кораблей Северного флота контр-адмирал Леонид Афанасьев. - Он представляет собой авианесущий корабль, «крыло» которого состоит из 24 летательных аппаратов: истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки, противолодочных, штурмовых и десантных вертолетов.
Расчетная стоимость «Валькирии» – $1,2 млрд. Это как минимум втрое меньше стоимости строительства ударного атомного авианосца, на что замахнулся ВМФ России (во всяком случае, об этом объявил главком ВМФ). Но корабль типа «Валькирии» наилучшим образом отвечает облику перспективного универсального авианесущего корабля для российского ВМФ.
Во-первых, он хорошо подходит для выполнения миссии контроля моря в отдаленных районах Мирового океана.
Во-вторых, его проектирование и строительство не будут сопряжены с большими трудностями, поскольку могут опираться на опыт, накопленный при создании авианесущих кораблей типов «Киев» и «Адмирал Кузнецов».
В-третьих, корабль комплектуется преимущественно уже освоенной нашей промышленностью техникой и вооружением с возможностью их замены на более совершенные образцы по мере их успешной отработки. Так что если думать о будущем флота, а не о сиюминутной политической конъюнктуре, то следует отбросить в сторону французские, испанские и иные интересы, а сосредоточиться на своих собственных.
Из досье «СП»
Juan Carlos I - многоцелевое судно для проведения амфибийных и воздушных операций, транспортировки подразделений ВС, оказания гуманитарной помощи и эвакуации пострадавших. Корабль может использоваться в качестве замены авианосца при осуществлении его ремонта в сухом доке. Корабль имеет длину 230,82 м, максимальную ширину - 32 м, максимальное водоизмещение - 27563 т и осадку - 6 м. Он может развить максимальную скорость до 21 узла (39 км/ч) и транспортировать технику и личный состав на дальность 9000 морских миль (16000 км) со скоростью 15 узлов (28 км/ч).
С экипажем из 243 человек постоянного состава корабль может транспортировать до 902 десантников с экипировкой и до 46 основных боевых танков типа Leopard. Полетная палуба судна имеет длину 202,3 м и ширину 32 м. Она способна принимать одновременно восемь вертолетов или самолетов. На корабле может базироваться авиагруппа в составе 30 вертолетов NH90, или 19 штурмовиков AV-8 Harrier, или 12 вертолетов CH-47 Chinook, или 12 NH-90 и 11 AV-8 Harrier. В доковой камере корабля (69,3x16,8 м) может разместиться четыре танкодесантных катера LCM или Super Cat или одно десантное судно на воздушной подушке.
Mistral, многоцелевой десантный вертолетоносец со стандартным водоизмещением 156,5 тыс. т, полным - 21,3 тыс. т, при заполненном доке - 32,3 тыс. тонн. Длина корабля - 199 м, ширина - 32 м, осадка - 6,2 м. Скорость полного хода - 18,8 узла. Дальность плавания - до 19,8 тыс. миль. Предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться как штабной корабль. На корабле может базироваться 16 машин (8 десантных и 8 боевых штурмовых вертолетов) при одновременном размещении на взлетной палубе 6 вертолетов. Кроме того, судно способно нести четыре десантных катера или два судна на воздушной подушке, до 13 основных боевых танков или до 70 машин, а также до 470 человек десанта (кратковременно 900).
Valkyrie, авианесущий корабль контроля моря с водоизмещением около 21200 т, длиной – 241 м, шириной – 30,7 м. Скорость полного хода – от 28 до 32 узлов. Корпус и надстройка-«остров» – из композитных материалов, имеющих радиопоглощающее покрытие для уменьшения радиолокационной заметности. Энергетическая установка – электрогазотурбинная или атомная.
Сегодня ЯЭУ для кораблей такого класса считаются предподчительными. По мнению американских экспертов, ядерные установки уже в обозримом будущем станут более экономичными по сравнению с двигателями на углеводородном топливе. Их мощность в перспективе позволит размещать оружие направленной энергии (лазерное, электромагнитное и т.д.). Экипаж «Валькирии» – 380 человек, из которых 45 – офицеры. Летный состав и обслуживающий авиатехнику персонал – 240 человек. Еще 200-400 человек – морские пехотинцы или рейнджеры.
Комментарии