Мечты, желания и злая реальность
На модерации
Отложенный
Доброе утро, Империя.
На днях в Лондоне прошла международная конференция Mines and Money. Событие вполне себе традиционное, собирающее на своих полях самых разных людей, от горнопромышленников до политиков, чиновников и экспертов - между тем, конференция в этом году несколько отличалась от тех, что проводились ранее.
Выбор Лондона, как места проведения конференции, тоже вполне понятен, ибо на Mines and Money речь идет в основном о металлах, а по соседству крупнейшая в мире Лондонская биржа металлов (LME) и сосредоточие потенциальных инвесторов в отрасль.
Эта конференция отличалась от предыдущих тем, что в ее преддверии Всемирный банк обнародовал свою экспертную оценку потребностей металлов для перехода мировой экономики к ВИЭ (возобновляемым источникам энергии) в срок до 2050 года - если, конечно, человечество все еще намерено сдержать подъем мировой температуры не более, чем на 2%. Я бы даже отметил - неблагодарное человечество.
Всемирный банк заявил о том, что только по четырем группам элементов (графит, литий, кобальт и медь) понадобится не менее 3 млрд тонн - при этом 2/3 из этого приходится на медь.
Что важно понимать: речь идет не об общем уровне добычи, а об ее увеличении на 3 млрд тонн от нынешнего уровня - и вот здесь автору стало дико интересно, каким образом мир справится с этой задачей. Поясню: в 2020 году в мире было совокупно произведено 23,9 млн тонн рафинированной меди (из которой в дальнейшем и производится вся остальная медная продукция) - при этом наибольший рост производства продемонстрировали только пять стран из топ-10: Китай, Конго, Россия, Замбия и Казахстан.
Еще пять стран - Чили, Перу, США, Австралия и Мексика - производство меди сократили. Если верить правоверному калькулятору, то за грядущие 27 лет (до 2050 года) миру придется дополнительно ежегодно добывать 74 млн тонн - напомню, речь только об одном ресурсе. По литию и кобальту ситуация еще кучерявее, поскольку эти металлы являются едва ли не самыми грязными в добыче и производстве.
Возникает закономерный вопрос: учитывая будущий дополнительный спрос на медь, алюминий, титан и редкоземельные металлы, способен ли мир вообще на достижение заявленных целей по ВИЭ? Одно дело - бодро трындеть о святости зеленой энергетики на конференциях и совсем другое - обеспечить объем мирового производства металлов, превышающий текущий уровень вчетверо.
От Эр-Рияда участие в конференции принимал заместитель министра промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии по вопросам горнодобывающей промышленности доктор Халид Салех аль-Мудайфер (они там все доктора, не удивляйтесь) - очевидно, что в ближайшие тридцать лет Королевству жизненно необходимо стать новым технологическим центром планеты, дабы с исчерпанием запасов нефти не остаться заброшенным кишлаком среди барханов и скал.
Итак, доктор аль-Мудайфер (извините, но очень нравится его фамилия, ничего не могу с этим поделать) долго и пространно распинался, почему глобальные инвесторы должны вкладываться в Королевство. Во-первых, заявил доктор, Саудовская Аравия уже стала одним из ведущих центров по производству фосфатных удобрений в мире - оценка запасов фосфатов достигает 7,3 млрд тонн, что эквивалентно сумме в 321 млрд долларов по нынешним ценам.
Во-вторых, он подчеркнул, что по мере ускорения перехода к чистой энергии цепочки поставок минералов и металлов должны стать более устойчивыми. "Пандемия и геополитическая напряженность показали свои слабые стороны. И мы наблюдаем рост ”ресурсного национализма ". Как следствие, мы видим рост цен на некоторые полезные ископаемые до 350% ".
Это как раз про медь, алюминий, цинк и прочие металлы, применяемые в производстве электротехнического оборудования и инфраструктуры - как видим, мало добиться четырехкратного увеличения добычи, производства и мировой логистики; важнейшей темой становится сдерживание роста цен на эти металлы.
В-третьих, аль-Мудайфер мудро отметил, что Королевство находится в самом центре малоосвоенного ресурсного суперрегиона, включающего в себя Африку и Центральную Азию, вплоть до границ с Китаем. Очень удобное расположение, особенно учитывая растущую роль в этом регионе России и Китая, которые потихоньку, но крайне нагло и последовательно отжимают ресурсную базу у коллективного Запад - напомню, что именно в декабре запланирован визит товарища Си в Эр-Рияд, где его должны будут встречать с поистине королевскими почестями, ибо речь зайдет о масштабном внедрении в мировую финансовую систему нефтеюаня - и не забываем, что пока только Пекин согласился на возникновение нового глобального технологического центра в регионе стран Залива.
А это большие риски, к слову. Очень уж неспокойный район планеты, одни только сомалийские пираты и суданские повстанцы чего стоят - и это мы еще не говорим об ИГИЛ и других запрещенных в обозримой Галактике террористических образованиях.
В-четвертых, доктор заявил, что Королевство стабилизировало рынки алюминия, построив промышленный город, ориентированный на добычу и производство конечной продукции для всего мира. И сотрудничество с известными производителями электромобилей, такими как Lucid Motors (Китай), и поставщиками автомобильной промышленности, такими как EV Metals (тоже Китай), для создания интегрированного комплекса по производству электромобилей.
Аль-Мудайфер указал на такие важные проекты, как работа Королевства в области водорода, при этом КСА создает крупнейший в мире завод по производству экологически чистого водорода. Кроме того, 8 месяцев назад компания Aramco объявила о проекте стоимостью 5 млрд долларов, который, как ожидается, с самого начала будет производить до 250 тысяч тонн к 2026 году - теперь осталось только придумать, как доставлять этот зеленый водород потребителям в Европе. Никаких экивоков и намеков, чисто технологические проблемы - это, знаете ли, самый летучий газ в мире. Вернее, самый улетучивающийся - к примеру, железнодорожная водородная цистерна за время своего пути из Центральной России до Хабаровска теряет до 10% в объеме перевозимого груза. Это если зимой, летом потери еще выше, несмотря на специальные полимерные покрытия и прочие ухищрения.
А здесь речь идет о доставке из крайне жаркого региона в Европу, причем морем - никого ничего не смущает? Впрочем, доктор ответственно заявил, что его страна справится с этим вызовом, поскольку в Королевстве обилие дешевой энергии - и зеленый водород потечет полноводной рекой к далеким и манящим европейским берегам, на которых еще даже и не начинали создавать инфраструктуру для его приема. Ибо ее еще нужно разработать, воплотить в проектной документации и построить. Пока работы на нулевом цикле, на уровне "А не подумать ли нам об этом???", но мы верим, что они справятся.
И вот что любопытно: саудиты откровенно рассчитывают на помощь в этих проектах со стороны китайских товарищей, не задающих лишних вопросов по поводу прав человека и прочей либеральной фигни - китайцы вообще стараются не вмешивать во внутренние процессы другой страны, если эта страна не Америка.
Но куда важнее другое: увеличение уровня добычи металлов не означает падения их стоимости. Скорее наоборот - истерика по поводу нулевых выбросов и штрафы за загрязнение атмосферы в цивилизованном мире создают ажиотажный спрос на металлы электротехнической группы - а там, где ажиотаж и дефицит, о низких ценах приходится только мечтать.
При этом необъявленное стратегическое сотрудничество России и Китая только нарастает - русские осуществляют на бывших западных партнеров военно-политическое давление, китайцы - экономическое. Это в полной мере относится не только к Африке, но и к странам Залива - напомню, что присутствие России в Сирии уже изменило отношение региона к нашей стране, причем самым кардинальным образом - и если вы вдруг начнете горевать, что-де русским только вершки, а китайцам сплошные корешки, то это крайне примитивный взгляд на происходящее. Вершки и корешки для всех, кто участвует в процессе - иногда это чисто экономические итоги, иногда усиление влияния в той или иной стране.
То, что мы просто не способны охватить взглядом всю картину целиком, не говорит о том, что ее нет - видя отдельные детали, невозможно понять единый стратегический замысел. А вот о том, что он есть, косвенно говорят итоги происходящего - к примеру, Евросоюз, постепенно лишающийся прямого доступа к энергоносителям из Африки.
Тут намедни Еврокомиссия договорилась о потолке цен на российскую нефть, вопреки мнению всех экспертов по энергетическому рынку. Весьма своевременное решение, скажу я вам - а когда его еще принимать, как не в период максимального подъема цен на энергоносители в Европе?
То, что почти все до единого производителя энергоресурсов (кроме США, разумеется) выступают против такого подхода, для Еврокомиссии и лично фрау Урсулы значения не имеет - и если вы всеми силами вмешиваетесь в законы физики, не удивляйтесь, когда прилетает обратно и наотмашь бьет в лоб. Впрочем, о необычайной вменяемости европейских политиков сказано уже столько, что нам остается только продолжать наблюдение за ними в немом восхищении, ибо нужно быть очень талантливыми людьми, чтобы так бескомпромиссно унасекомить одну из богатейших частей света.
Соль происходящего в том, что коллективный Запад надеется на победу над Россией в долгосрочной перспективе - правда, протянет ли сам Запад в этой долгосрочной перспективе, как обычно, никто не подумал. Судя по последним решениям, нас ожидает бум цен на металлы - и он вполне может стать для России новой нефтью в ценовом эквиваленте.
А еще и зерно. И удобрения. Промышленные газы. Нефтепродукты, дизель в частности. Газохимия. Логистика по Севморпути. Транспортные пути и коридоры Восток- Запад и Юг-Север. Газовая и нефтяная инфраструктура, в перспективе до Ирана и Индии - и, наконец, бездонный газовый рынок Юго-Восточной Азии.
Изоляция маслом.
Комментарии