Антикризисные меры: 5 разочарований бизнеса

На модерации Отложенный

Антикризисные меры едва ли можно считать успешными. Итог 2009 года: обещание «не кошмарить» малый бизнес остается актуальным – то есть, не выполненным. 

Антикризисные меры минувшего года, объявленные Правительством, включали финансовую поддержку частного сектора, защиту малого и среднего бизнеса от произвола на местах, снижение налогового бремени и создание системы таможенных льгот. Отдельный акцент делался на поддержке перспективных технологичных производств.

Беглый подсчет выдает результат, близкий к нулевому.

1. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА «реального сектора» дала предсказуемый эффект. Из 700 млрд. руб., выделенных на эти цели, 97% досталось десяти государственным и близким к государству предприятиям – от Русала до Роснефти. До предприятий малого и среднего бизнеса деньги так же закономерно не дошли, хотя изначально (как предполагалось) речь шла именно о погашении долгов монополистов перед малыми и средними поставщиками.

При этом оценка эффективности поддержки конкретных предприятий мало кого заботила. По словам А.Кудрина, «финансирование АвтоВАЗа было ошибкой, но в 98% «случаев» средства шли в эффективные предприятия». Интересный расчет, если учесть, что официально-неэффективный АвтоВАЗ получил 11,4% указанных средств (а не 2%).  

К концу года ставка рефинансирования начала снижаться, что (в теории) должно было сделать кредитные программы более доступными. По наблюдениям наших респондентов,  это не произошло: банки попросту перестали выдавать кредиты.

2. ЗАЩИТА ОТ ПРОИЗВОЛА на местах стала вторым разочарованием для малых и средних предприятий. Нормальная практика «регулируемой» экономики: дисконтирование долгов перед поставщиками до 30% и непреодолимые препятствия на уровне региональных властей в ходе взыскания задолженности с государственных и близких к государству компаний.

3. СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВ произошло лишь на бумаге. Двухлетнюю отсрочку по налогам (с условием возвратить всю сумму налогов плюс кредитный процент) налоговыми каникулами назвать сложно.

Мало кого обрадовало и снижение налога на прибыль на фоне будущего восьмипроцентного роста начислений на зарплату. Антикризисная ценность этих мер весьма условна.

4. ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ также не оправдали ожиданий рынка. На практике, анонсированная программа таможенных льгот работает диаметрально противоположно: большая часть импортеров оборудования продолжает уплачивать пошлину, исходя из завышенной оценочной стоимости (зачастую до полутора раз превышающей реальную цену продукции). В подобных условиях разговоры о стимулировании бизнеса к созданию отечественных производств выглядят не слишком правдоподобно.

5. ПОДДЕРЖКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ и «стимулирование рынка к развитию инноваций» в минувшем году была основной темой официальной пропаганды. Правда, собственные ресурсы для реализации данной программы государство так и не раскрыло. Между тем инвестиционные условия, необходимые для привлечения зарубежных инвесторов и создания таких производств их руками, оставляют желать лучшего. Особые налоговые льготы не предоставляются, целевых программ нет, правовая база по защите прав инвесторов остается несовершенной.

В ТЕКУЩЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ антикризисные меры потребуют существенного пересмотра. Стимулирование экономики вливаниями из бюджета не может длиться вечно. При малой эффективности прямой финансовой поддержки возможности бюджета продолжают сокращаться. Огромные средства, влитые в финансовые системы стран, уже оказывают давление на фондовый рынок.

И если сегодня в экономике ряда стран наблюдается небольшой подъем, а фондовые рынки растут как на дрожжах, рано или поздно произойдет рост инфляции. В таких условиях основной задачей финансовых властей становится сдерживание инфляции, и бюджетная поддержка прекращается. Частный сектор вновь окажется предоставлен сам себе, его благополучие будет зависеть от налаживания диалога с финансовым сектором. И если доступность кредитов частному сектору будет оставаться недостаточной, оптимизм по поводу начала роста экономики может оказаться преждевременным.