Тюрьма за свой счет

Тема патриотизма является одной из самых любимых, и, одновременно, самых болезненных тем в лексиконе тех, кто называет себя государственником. Недаром самый популярное обвинение в адрес политического противника у них звучит: «вы не любите Россию!», а самый распространенный вопрос формулируется в виде примитивного рефрена: «сколько вам заплатили за то, что продали Россию?».

Причем обычно наши оппоненты путаются в определениях, как, собственно, патриотизма, так и характерных признаков настоящего патриота. Чтобы не мудрствовать лукаво, они, чаще всего, приписывают нелюбимому им политику или общественному деятелю связь с иностранными спецслужбами, гражданство другого государства,  спекулируют на фактах проживания за границей близких родственников или обучения детей в зарубежных вузах. (Хотя по части обучения детей зарубежом нынешнее российское начальство даст фору кому угодно!)

Зачастую так поступают мои виртуальные корреспонденты и со мной, регулярно «высылая» меня в Америку, как, якобы, место моего постоянного проживания и работы.

Я полагаю, что приведенные выше доводы не могут считаться убедительными в силу своей заведомой тенденциозности и некорректности. Поэтому считаю необходимым ответить на некоторые вопросы, прозвучавшие в ходе дискуссии, развернувшейся по поводу предыдущих записей в моем блоге.

Начнем с Америки. Сразу признаюсь в страшном грехе – свои деньги я действительно зарабатываю там. Точнее, не только там, а вообще за рубежами своей Родины. К тому, почему так происходит, мы сейчас еще вернемся. А пока прошу обратить внимание на один очень важный момент. Да, деньги я зарабатываю «там», но налоги-то плачу «здесь»! Этим я в принципе отличаюсь от весьма даже «патриотических» предпринимателей, которые формально живут, работают и зарабатывают «здесь», а налоги платят «там». Допустим, в Финляндии, как один из участников ставшего знаменитым кооператива «Озеро» Геннадий Тимченко.

Прекрасно понимаю при этом, что для россиян, проживших семь десятилетий в условиях авторитарного диктата и господства плановой экономики, заявление о том, что человек платит налоги на своей Родине, является иногда пустым звуком. Они могут наивно спросить: «ну и что, а нам-то что с этого, ведь работает он все равно «там», то есть, на «них»?»

Этим гражданам придется напомнить, что выплаченные сполна налоги, пусть и с денег, заработанных «там», пойдут в наполнение не «тамошнего», а нашего бюджета! То есть, на оплату труда все тех же, извините, «бюджетников», в том числе омоновцев, которые за эти деньги будут потом добросовестно избивать дубинками своих «работодателей», то есть нас с вами. Получается, что и я свое задержание, а потом и содержание под стражей оплатил из собственного кармана.

Теперь вернемся к вопросу, почему же основной мой доход состоит из денег, заработанных за рубежом.

Ответ на него до смешного прост. Я не являюсь предпринимателем, у меня нет заводов и нефтяных скважин. Зарабатываю я своим собственным интеллектом - сеансами одновременной игры, изданием книг, а главным источником доходов является чтение лекций. И я был бы счастлив, если бы эта возможность была бы у меня на Родине. Но этой возможности нет. Ее полностью перекрыли нынешние российские власти.

За время своей активной политической деятельности  я прочел у себя в стране всего три лекции, все для персонала иностранных компаний, причем последняя из них состоялась в 2007 году. Возможность заработка в России власть свела для меня к нулю. Для этого, как выяснилось, совершенно необязательно отбирать, скажем, бизнес, что иногда затруднительно, особенно при его отсутствии. Но можно максимально сузить возможности самореализации в пределах своего государства. Что власть благополучно и делает.

Не исключено,правда, что кроме откровенной политической мотивации отсутствие для меня лекционных возможностей в нашей стране связано и с отношением российской власти к интеллекту в целом.

Специфика сырьевой экономики накладывает свой отпечаток и на методы подготовки менеджерских кадров. Лекции и семинары по механизмам принятии решений, постановке стратегических и тактических задач «Газпрому» и Роснефти совершенно не нужны – в их системе координат передовые технологии главным образом базируются на  правильных связях, грамотном распиле и своевременном откате. Поэтому приходится выступать перед руководящим инженерным составом таких «отсталых» компаний, как скажем, «Дженерал Электрик».

Мой менеджер сталкивался и с такими ситуациями, когда зарубежные фирмы, имеющие коммерческие интересы в России отказываются от заключения контракта со мной, опасаясь за судьбу своего бизнеса. В благоприятном для меня сценарии последние  всего-навсего ограничиваются требованием не затрагивать в ходе лекции вопросы текущей политической ситуации в России. Но чаще, как я уже говорил, просто отказывают, чтобы не иметь потом проблем «с Каспаровым».

К сожалению, эти опасения не лишены оснований. Ведь, как я уже говорил вначале, оппозиционерам априори приписывается «антипатриотизм» и просто «разрушительные тенденции» вкупе с патологическим желанием «раскачать» пресловутую «лодку». Оппозиционеры в описании властей выглядят разрушителями, готовыми уничтожить все «до основанья». Понятно, что у многих предпринимателей после этого пропадает всякое желание сотрудничать с такими «асоциальными» элементами. В частности, со мной.

Однако все перечисленное выше и приписываемое оппозиции является, как это часто бывает, лживой и сознательной дезинформацией. Для того, чтобы убедиться в, мягко говоря, некорректности предъявляемых обвинений, достаточно заглянуть в уставные документы, например, того же Объединенного Гражданского Фронта (ОГФ). В них ясно сказано, что организация ставит своей целью «ненасильственный демонтаж» системы, неспособной обеспечить поступательное развитие России.

Разница здесь принципиальная. В отличие от «разрушения», подразумевающего полное уничтожение какой-либо конструкции, «демонтаж» подразумевает последовательную и грамотную ее разборку, после которой отдельные работоспособные элементы можно будет вновь пустить в дело.

Кстати, если развить эту мысль, то можно наглядно увидеть, что на нынешнем этапе развития подлинным «разрушителем» основ является не  радикальная оппозиция, а собственно прогнившее и коррумпированное государство. Ибо именно представители высшей  государственной власти сегодня попирают Конституцию – отменяют выборы глав регионов и покровительствуют массовым фальсификациям на выборах других уровней, лишают граждан положенных им по закону гражданских свобод, фактически ликвидируют институты независимого суда и независимых средств массовой информации. Да и сама представительная власть за последние десять лет во многом превратилась в декоративную фикцию. Иначе, как разрушением основ государственности, эти действия  назвать невозможно.

Стоит заметить, что к схожему выводу пришли  участники  недавно закончившегося Красноярского экономического форума, на котором всегда собираются крайне лояльно настроенные по отношению к власти бизнесмены и экономисты. Суммарные впечатления от форума подробно изложены Сергеем Алексашенко, человеком совсем не чуждым нынешнему финансово-экономическому начальству. А «Газета.ру» , интернет-издание, подконтрольное структурам Александра Мамута, опубликовало якобинскую по духу статью, объявляющую Красноярский форум и митинг в Калининграде связанными элементами формирующейся в нашей стране повестки завтрашнего дня.

Впрочем, это уже тема другого разговора.