В ожидании чуда. К 90-летию вскрытия мощей Сергия Радонежского

На модерации Отложенный

         Человека всегда привлекает что-то неизведанное, необычное, неожиданное, таинственное, чему нет простого и однозначного объяснения. И вот тогда появляется слово «чудо». Каких только чудес не было за долгую историю человечества: от божественных видений до НЛО последних лет. А сколько чудес сотворили Иисус Христос и всевозможные христианские святые. И хочется человеку верить, что чудо есть, свершится, обязательно свершится именно с ним, именно для него. Конечно, есть проторённая дорожка  к чуду – это молитва. И если ты искренне веришь, то услышит тебя господь, пошлёт знамение. Вот и  обращается с просьбами к богу и не обременённый высоким интеллектом и научным знанием человек тёмного средневековья, и истинно верующий, и, естественно, служители культуры – поэты, писатели, музыканты.

                                Спаси, спаси меня! Я жду,
                                Я верю, видишь, верю чуду.
                                Не замолчу, не отойду
                                И в дверь Твою стучаться буду. -

с такой просьбой  о чуде обратился к всевышнему в 1909 году 44-летний Дмитрий Мережковский. Трудно сказать, была ли услышана его просьба, поступил ли на неё ответ из небесной канцелярии. А вот ожидание  чуда семнадцатилетней Марины Цветаевой –
                               Христос и Бог! Я жажду чуда
                               Теперь, сейчас, в начале дня!
                                О, дай мне умереть, покуда
                                Вся жизнь как книга для меня. -

к счастью, для литературы не сбылось, - она не умерла в семнадцать лет, а её стихи остались одной из вершин отечественной литературы.

               Но ведь это просьбы и чаяния поэтов, которым свойственна не только вера в провиденции, но и поэтическое видение мира, как сущего, так и духовного. А вот как официальное издание Екатеринбургской Епархии РПЦ уже в наше время в «Православной газете» вещает об истории обретения «честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского»  (http://orthodox.etel.ru/2003/26/k_sergij.shtml):

«Честные мощи преподобного Сергия Радонежского были обретены 5 июля (по ст. стилю) 1422 года, через 30 лет после его блаженной кончины. Преподобный во сне явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумена и братию: “Зачем вы оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?”. При большом стечении народа святые мощи были подняты из земли, причем оказалось, что не только тело, но и одежды святого остались нетленными, хотя гроб, действительно, находился в воде. Мощи преподобного были поставлены в деревянном Троицком храме, а в 1426 году их перенесли в каменный Троицкий собор, где они пребывают и в настоящее время».

                 Вот это истинное чудо! Идёт век за веком, а мощи остаются нетленными и продолжают творить чудеса. И идёт к ним на поклонение полноводной рекой верующий люд. Вот и Кирилл склонился в глубоком поклоне перед ракой с мощами. Может быть, тоже в надежде на обретение чуда?  Кто знает?

                    Конечно, в наше время, когда православие стало официальной идеологией и население активно зомбируется, говорить об атеистическом видении мира не только немодно, но даже небезопасно. Вопреки статье в Конституции РФ о свободе совести это может расцениваться не только как богохульство, но и как попрание  государственных основ. Если уж договор о передаче власти Ельциным Путину (согласно публикации Роя Медведева) хранил не кто-нибудь, а почивший в Бозе патриарх Алексий,  и он же благословлял  на президентство выпускников Ленинградского университета В. Путина и Д. Медведева, можно ли вообще даже произносить слово «атеизм». Ни в коем случае! Прошли времена атеистической пропаганды. Теперь вот уже и малолетним деткам, начиная с детского сада и младших классов школы, будут преподавать «закон божий», внушать в их детские души веру в чудо и смирение, смирение, смирение…

                 Это только «проклятая Советская власть» пыталась нести свет знаний тёмному народу, учила всех поголовно грамотности, внедряла свет не только «лампочки Ильича» (о лампочках Медведева тогда разговора ещё не было), но и свет атеистического, научного мировоззрения.  И в этой связи мне кажется весьма любопытной статья, попавшаяся случайно на глаза, когда я просматривала центральную прессу-  газеты  за 1919 год.  Вот её текст:

                                                          «МОЩИ»

                                                        Сергия Радонежского

 

        11 апреля в Сергиевском Посаде  в присутствии местного Исполкома представителей Наркома юстиции, здравоохранения, Губисполкома, а также массы верующих состоялось вскрытие мощей Сергия Радонежского.

         Православная церковь в своих учёных трудах, официальных актах и даже молитвах внушала народу мысль о нетленности этих мощей. Из мощей Сергия Радонежского была создана народная святыня. Доверчиво шёл на поклонение тёмный и одураченный народ, неся в Трице-Сергиевскую лавру свои последние гроши. Теперь все легенды о нетленности мощей оказались досужими россказнями.

           В результате вскрытия, как и следовало ожидать, были обнаружены изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мёртвой моли, бабочек, личинок и зловонная труха.

          Архимандрит Кронид – наместник лавры – всенародно заявил, что таких результатов вскрытия он не ожидал.

            У Лавры во время акта вскрытия собралась огромная толпа верующих, впуск которой продолжался к раскрытым мощам до 2-х часов ночи. Во всё время вскрытия мощей производилась кинематографическая съёмка.» («Северная  Коммуна», 1919 г., 15 апреля , №83 (276), с. 2)

               Казалось бы, миф о «нетленности мощей» Сергия Радонежского развеян навсегда. Ан нет! Церковь всё ещё упорствует, не сдавая свои позиции, проповедуя мифы пятивековой давности, даже вопреки здравому смыслу и фактам. Конечно, случаются факты нетленности человеческих останков. Так утверждается, например, что «…в монастыре Георгия Хозевита под Иерусалимом лежат мощи св. Иоанна Румына или Иоанна Нового – почти не тронутые тлением. При этом он сам про себя написал перед смертью стихи:                                                                                                                                                          Недостойно мое тело
                                   Чтобы чествовать его
                                   Ибо часто не хотело
                                   Слушать Бога своего». (http://prihod.eparhia.ru/ebiblio/osnovyprav/mozhi/?ID=1098).                                                        Поскольку неисповедимы пути господни, не будем даже мысли допускать о том, что Сергий Радонежский прогневил когда-то «небесного отца». С точки зрения материалиста, может быть, дело просто в том, что климат Иерусалима несколько непохож на климат Северной Московии?  Или даже с этим неоспоримым фактом не могут согласиться современные отцы РПЦ? Хотя это относится отнюдь не ко всем её священнослужителям. Бывают и отрадные исключения. Вот, например, иеромонах Роман в своём стихотворении высоко оценивает правду, даже её крупицы:                                                                          Хотя и рядом, да не вместе
                                   И грех, и святость столько лет.                                                                                         Но капля Правды перевесит                                                                                                   Греховный мир – прельщенный свет».

Увидим ли мы в наше время  идеологии «рыночного православия» хотя бы капли правды и её света? Хочется надеяться, что да. Ведь даже в той же Екатеринбургской епархии появилась информация о поэте без гражданства, всю жизнь считавшимся «русским беженцем», Владимире Петрушевском, написавшем:                                                                                       Господь, прости мои грехи!                                                                                                          Их было в жизни очень много.                                                                                                    И только песнь души - стихи -                                                                                                      не погрешили против Бога.
А вот не погрешил ли против истины  (не рискую сказать против Бога) патриарх Кирилл, склонившись над ракой с «нетленными» мощами святого Сергия Радонежского? Кому- кому, но ему ли не знать результаты вскрытия «мощей» святого Сергия игумена Радонежского? Или всё дело в том, что он не пишет стихов? Впрочем, о «песне его души» мне ничего не известно.

                      Санкт- Петербург,                                                                                                                            ноябрь 2009 г.