Баку пишем, что в уме?
Визит Владимира Путина в столицу Азербайджана, приуроченный к началу Европейских игр, оказался знаковым по целому ряду политических параметров.
Прежде всего потому, что еще раз подчеркнул: никакая "изоляция" России, которой угрожает нам Запад во главе с США, в современном мире практически невозможна. Недавно президент РФ побывал в Италии, где провел переговоры с премьер-министром этой страны Маттео Ренци и папой Римским Франциском, а вскоре, 16 июня, в Москву должен приехать президент Финляндии Саули Ниинистё - тот самый, что демонстративно отказался приехать на парад Победы 9 мая. Конечно, все ритуальные слова об Украине в данном случае были произнесены, но ясно, что не проблемы "незалежной" беспокоят Хельсинки в первую очередь, а двусторонние отношения с Россией, которые вследствие режима санкций поставлены под удар.
Ни Турция, ни Азербайджан в число государств западного "санкционного кордона" против нашей страны, как известно, не входят, однако отношения с ними трудно назвать безоблачными - особенно в связи с реализацией масштабного проекта "Турецкий поток", результатом которого должно стать превращение Турции в мощный газовый "хаб" для всей Южной Европы. Понятно, что турецкая сторона намерена использовать нынешнюю ситуацию с максимальной пользой для себя и периодически выдвигает в адрес России неприемлемые условия сделки, прощупывая для себя "окна возможностей". Есть между Анкарой и Москвой также серьёзные противоречия по сирийскому вопросу: Турция выступает против Башара Асада, в то время как Россия оказывает ему всестороннюю поддержку. Хотя отношение к "третьей силе", в роли которой сегодня на Ближнем Востоке, с подачи США, оказалось "Исламское государство", у обоих государств, мягко говоря, негативное. Добавляло проблем как поражение Партии справедливости и развития Реджепа Эрдогана на парламентских выборах в Турции, так и признание Путиным геноцида армян 1915 года, что вызвало достаточно жесткую реакцию и в Анкаре, и в Баку, вовлеченным с Арменией в карабахский конфликт. Не стоит забывать в данной связи также о проектах "Великого Турана" и "Новой Османской империи", имеющих множество сторонников в тюркоязычных государствах и регионах.
Приезд Путина в Баку, куда по неясной причине (утверждают, что из-за банального запоя) так и не доехал "президент Украины" Петр Порошенко, призван был сгладить все эти сложности и вернуть России статус третейского арбитра не только на Кавказе, но и на всем Большом Ближнем Востоке, прежде всего - в турецко-иранских отношениях. И здесь угроза для Эрдогана со стороны прозападной оппозиции, ведущие представители которой были массово приглашены на заседание Бильдербергского клуба в австрийских Альпах, видимо, сыграла не меньшую роль, чем понятная угроза активизации крымских татар в случае прихода к власти в Анкаре сил, противостоящих действующему президенту Турции.
Видимо, не стоит забывать и значение "турецкого фактора" в Германии, где на постоянной основе проживают свыше трех миллионов турок и "граждан турецкого происхождения", а также около двух миллионов турецких "гастарбайтеров".
Конечно, "Восток - дело тонкое", и считать достигнутый в Баку между лидерами двух стран консенсус сколько-нибудь устойчивым нет никаких оснований, но вполне вероятную угрозу присоединения Турции к антироссийскому блоку Запада "здесь и сейчас" Путин, похоже, снял.
То же самое касается и Ильхама Гейдар оглы Алиева, де-факто присоединившегося к совместным с Россией энергетическим проектам, включая не только "Турецкий поток", но и строительство в Турции АЭС "Аккую" стоимостью 20 млрд. долл., что "выключает" намеченное было расширение мощностей трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Кстати, Турция намерена активно развивать атомную энергетику, и параллельно с российским проектом в Аккую подписано соглашение о строительстве АЭС в провинции Синоп по японским технологиям стоимостью 22 млрд. долл., и это не конкурирующие, а взаимодополняющие проекты, которые позволят Турции дополнительно производить к 2023 году около 75 гигаватт-часов электроэнергии ежегодно (в 2014 году Турция произвела 239 Гвт/ч).
Учитывая немалую заинтересованность в "турецком факторе" также со стороны Китая, для которого важна позиция Анкары не только в проекте "Нового Шелкового Пути", но и в Синьцзян-Уйгурском регионе (исторически - Восточный Туркестан), можно сказать, что в Баку Путин представлял интересы не только России, но и такого нового глобального "центра силы", как китайско-российский стратегический союз, оформленный им и председателем КНР Си Цзиньпином в дни празднования 70-летия Победы в Москве.
Судя по всему, в "зону прямой ответственности" России в данном тандеме входит Европа и "Большой Ближний Восток", в то время как Китай "берет на себя" оформление взаимоотношений с США, Латинской Америкой, Африкой и остальной Азией (помимо Ирана, ЮАР и Индии, где стороны, похоже, договорились о взаимной "свободе рук" и праве на особые отношения с Тегераном, Преторией и Дели, в том числе - в рамках таких межгосударственных структур, как БРИКС и ШОС).
Если так, то путинский визит в Азербайджан, как и предыдущий визит в Италию, является не единичным дипломатическим успехом, а свидетельством настоящего геостратегического "прорыва" фронта американской гегемонии практически по всем направлениям. Продолжение следует?
Комментарии
Вывод сделан шикарный!
Только успевай уворачиваться от судебных приставов по странам Европы...
Вторая древнейшая всегда рада угодить заказчику.
Без сопливых разберёмся.
Вспомнилось: олимпиада в Сочи - 65 млрд USD!