Кремль добивается новой волны насилия на Кавказе
Это была ужасная шутка, назвать столицу Чечни, находящейся на Северном Кавказе, в честь Ивана Грозного — Грозный. До сих пор это место остаётся зловещим, без специального пропуска туда не попасть. Когда я был там, а это было не так давно, мне гарантировали, что нет никакой опасности, и жизнь идёт своим ходом. Но то, что через каждые 5 метров стояли вооружённые «Калашниковыми» люди в чёрном, опровергало все эти красивые слова. Рамзан Кадыров, глава Чечни, держит страну под кнутом. Ко всем выражениям благодарности Путину подмешиваются и указания на то, что без больших денег у молодых людей могут появиться нехорошие мысли.
Новая мечеть, якобы самая большая в Европе, построенная там, где когда-то стоял Ленин, учитель народа — затмила собой православную церквушку. Всё выглядит так, будто деньги из Москвы — это просто дань за «крышу».
У Чечни беспокойные соседи, с неопределённой властью над людьми и страной. У присланных Москвой госслужащих и солдат в Дагестане и Ингушетии очень опасная жизнь. Границы царско-российского наследия — это всего лишь выдуманные линии. Прошло не так много времени с того момента, как один из региональных глав сепаратистов провозгласил себя главой Северного Кавказа и планировал создать там исламское государство. Он созвал Меджлис аль-Шура, собрание совета, и перестал обращать внимание на Москву.
Однако Кремль добивается новой волны насилия. Для президента Медведева, который прекрасно помнит, как поднялся Путин на чеченской войне, речь идёт о режиме управления русским югом в будущем. На этот раз он пытается добраться до источника беспокойства с помощью торговли и перемен. Несколько недель назад он назначил бизнесмена Александра Хлопонина, добившегося успеха в сибирском Красноярске, полномочным представителем Президента в новообразованном Северо-Кавказском федеральном округе. В то же время Москва усиливает работу спецслужб, которые могут действовать вне закона, и тем самым создаёт «вертикаль власти» на южном направлении.
Русские в недоумении, и не только из-за терроризма (количество террористических актов в южных провинциях выросло с 124 в 2007 году до 460 в 2009 году), но и из-за демографического неравенства этнических русских и мусульман. После того как великий Советский Союз проиграл войну в Афганистане, мусульмане больше не прогибаются ни перед кем. Но самый заметный теракт был совершён вовсе не в беспокойных южных провинциях, он был нацелен на «Невский экспресс», следующий по пути из Москвы в Санкт-Петербург. Тогда было ранено и погибло более 100 человек.
Политика Кавказа больше не ориентируется на Москву.
Комментарии