Парламентаризм по-русски: может, оно и к лучшему

«Правительство само для себя пишет законы, само их «проводит» через парламент и само исполняет», - так оценил роль Федерального Собрания Сергей Миронов ещё в далёком 2006-м году. Наверняка мог бы повторить это и сейчас. С тех пор мало что изменилось в парламенте – он по-прежнему выполняет роль «каучукового штемпеля» на документах, подготовленных в администрации президента или в правительстве.

Оттого деятельностью законодателей мало интересуются. Исследования, проводимые сегодня в разных фокус-группах, показывают, что авторитет Госдумы низок, граждане хотят её радикального обновления, хотят видеть в ней новые партии, но при этом не знают, какие именно.
Часто говорят о «партии порядочных людей» или о «партии здравого смысла»...

Сторонники социализма, недовольные действиями КПРФ, ждут новую партию коммунистической или социал-демократической направленности. Однако токовых пока не видно.

Пессимисты предполагают, что почти со стопроцентной вероятностью по спискам в Госдуму снова пройдут только те четыре партии, что уже сейчас там находятся. Предполагается, что в одномандатных округах ставка будет сделана на выдвиженцев Общероссийского народного фронта (которые, как правило, члены ЕР). Прогнозируют жёсткий административный контроль, а потому Госдума продолжит быть «каучуковым штемпелем».

Оптимисты всё же надеются, что право граждан избирать своих представителей в высший законодательный орган будет соблюдено достаточно полно. Иначе нет смысла интересоваться выборами. Авось всё же есть силы, заинтересованные в сильном парламенте и монопольное положение «Единой России» в будущей Госдуме не гарантировано.

Но вдруг пошли разговоры о досрочных парламентских выборах в сентябре 2016 года.
Зачем это нужно? Да затем, что «партия власти» не обязательно сможет показать высокий результат. Потому нужны условия, когда легче подготовить его. В начале осени явка избирателей будет ниже, чем в декабре, а в условиях безразличия к выборам «Единая Россия» имеет шанс вновь обеспечить себе две трети мест в Госдуме.

Есть ещё важный нюанс. Партии, имеющие депутата хотя бы в одном из региональных парламентов, могут участвовать в думских выборах, не собирая подписи избирателей (200 тысяч по стране).

При переносе даты голосования у партий остаётся для завоевания лишь одна попытка – в сентябре нынешнего года.

«Единая Россия» должна победить, но не оттого, что она сильная, а потому что её соперники очень слабы. И вся думская оппозиция с удовольствием «работает» «каучуковым штемпелем»: зарплата как у министров, много всяких льгот и никакой реальной ответственности
В недавно опубликованном рейтинге околокремлёвский фонд ИСЭПИ первые четыре места отдал думским партиям во главе с ЕР. Похоже, это часть подготовки общественного мнения к тому, чтобы никто не надеялся по-пустому и смирился с тем, что не будет никаких перемен.

Нам ясно показывают: да больше и не за кого голосовать-то. Вот, смотрите: на пятом месте в рейтинге «Яблоко», но даже в Москве на выборах мэра её лидер Митрохин набрал всего 3,5%.
На шестом месте «Коммунисты России»; неужто они лучше КПРФ? Действительно, хрен редьки не слаще.

Вот и «Партию дела» на седьмое место поставили. Она якобы активно развивается, вбирая в руководство Крупнова, Черногорова, Делягина; проводит Московский экономический форум (МЭФ), где собирает оппозиционных власти экспертов. Но при этом, - вот парадокс, - котируется ниже «Яблока».

РПР-ПАРНАС в рейтинге ИСЭПИ на девятом месте. Для этой партии характерны скандалы и склоки, её лидер Касьянов вообще не популярен. Но партия вместе с Навальным создаёт для выборов «Демократическую коалицию», - если, конечно, лидеры не передерутся...

Пока не видно интереса к думским выборам. Как раз по причине их предсказуемости. Но это выгодно всем – и исполнительной, и законодательной власти. При слабом влиянии общества легче добиться поставленных целей.

Потому задача всех партий, которые не на словах, а на деле хотят пройти в Госдуму, привлекать максимальное внимание к предстоящим выборам и доказывать делами, что они не мнимая, а реальная сила.

Но это, как говорится, дело мечтательное…