Становится понятно, где и как СБУ будет вербовать в России агентов

На модерации Отложенный

Спецслужбы Украины, Британии и США нащупывают слабые места в нашей обороне

Будет ли Служба безопасности Украины (СБУ) пробовать устраивать теракты в России? Конечно, будет. А с чего ей отказываться? Тем более что ряд терактов, они уже провели. Один Крымский мост чего стоит.

Что нужно для организации теракта? Три вещи — резидентура на территории противника, техническое оснащение теракта и деньги. Деньги у них есть. Если не хватит — кураторы дадут, сколько надо. Тем более что они и «заказывают музыку». Со взрывчаткой все намного сложнее. Для организации взрыва на Крымском мосту украинский ГУР (Главное управление разведки) проявил чудеса креатива. Операция готовилась несколько месяцев. Она была тщательно продумана и исполнена.

Несколько тонн взрывчатки завезли в рамках зерновой сделки сначала в Грузию (через Батумский порт), оттуда в Армению (чтобы сделать «отводняк»), оттуда снова в Грузию, потом в Осетию — через КПП Верхний Ларс, а уже оттуда — в Армавир. И уже из Армавира — в Крым. Причем водителя-азербайджанца использовали втемную. Он ничего не знал.

Над акцией явно трудились лучшие умы самых престижных департаментов ЦРУ или МI-6. А может, это было плодом совместного творчества. «Good job» — «хорошая работа» — как сдержанно говорят сами разведчики.

«Закавказский коридор»

Эта операция наглядно продемонстрировала, что у СБУ и ГУР (или у их кураторов) есть хорошо разветвленная сеть резидентуры практически во всех странах Восточной Европы. А также в Турции, Грузии и Армении. А так как Грузия уже давно уплыла в клуб недружественных России стран, а Армения идет в кильватере и дышит ей в спину, то сеть резидентов в этих регионах будет только расширяться. Никол Пашинянне только зачистил свой Генштаб от проросийски настроенных генералов — питомцев еще советской военной школы, но и вынес из Службы внешней разведки всех выпускников школ и академий КГБ. Вместо них Генштаб страны и органы госбезопасности оккупировали выпускники американских и английских военных училищ и университетов.

То же самое много лет назад произошло и в Грузии. В Турции же украинские разведчики и военные атташе вообще чувствуют себя как дома, «легендируясь» под сотрудников посольства или заезжих бизнесменов. Поэтому «закавказский канал» украинской разведки по-прежнему остается одним из самых опасных для России.

Мало того. В России тоже проживает несколько миллионов грузин и армян. В Ростове, Краснодарском и Адыгее целые села и районы являются моноэтническими — с доминантной армянской и грузинской компонентой. У многих граждан России — этнических армян и грузин — в Армении и Грузии есть ближние и дальние родственники. И их вполне можно использовать втемную — как того же азербайджанца, который подорвался на Крымском мосту…

А можно и не совсем втемную — например, ту же западно-ориентированную закавказскую молодежь. Особенно ту, которая отучилась по тем и иным грантам на Западе, а потом вернулась в Россию.

Совершенно очевидно, что со многими из них (если не со всеми) работали и местные службы безопасности, и украинские, работающие под их «крышей». И кое-кого наверняка завербовали.

В той же Франции — очень влиятельная армянская диаспора, и она вполне может принять в свои теплые объятья какого-нибудь вчерашнего студента из Армении, отучившегося в университете Бордо, Ла-Рошели или Южной Бретани. А то и в Королевской военно-инженерной школе в Мезьере или в Школе прикладной артиллерии в Фонтенбло. Условие — организация подготовки теракта на территории России. Взорвешь школу, высотку или какой-нибудь газопровод в России, бежишь в Армению, прячешься там в посольстве Англии, Америки или Франции. А оттуда прямиков — в ставшее родным и близким Фонтенбло, к местным «офранцуженным» армянам.

«С Балтики выдачи нет»

Вторым не менее опасным каналом стал «балтийский канал» ­- из Литвы, Эстонии и Латвии. Во всех трех прибалтийских республиках украинские спецы чувствуют себя легко, вольготно и в полной безопасности. И в этих странах на базе частей НАТО идет подготовка и транзит украинских террористов.

Именно через «эстонский» коридор ушла от преследования соучастница убийства Бориса Немцова, штатная «медовая ловушка» СБУ 23-летня модель Анна Дурицкая. По нему же успела уйти на Запад убийца дочери философа Александра Дугина — офицер СБУ Наталья Вовк.

В Прибалтике любой украинский террорист под кураторством спецслужб может и внешность поменять, и получить на руки паспорт гражданина любой страны Евросоюза. И совершенно легально переместиться в Россию. Но в одиночку он сделать здесь ничего не сможет. И Дурицкую, и Вовк в Москве ждал свой резидент. А может, и не один. Но выйти на него у наших разведчиков не получилось ни в том, ни в другом случае. Оба раза действовал очень опытный и искусный шпион. Наверняка имел дипломатический иммунитет и работал под крышей какого-то посольства. И совсем не факт, что украинского.

Кого вербует СБУ?

В России проживает многомиллионная украинская диаспора. Этнические украинцы проживают на всей территории страны — от Калининграда до Владивостока. Только в Москве и Санкт-Петербурге их насчитывается несколько сот тысяч. Теоретически все из них могут стать объектами вербовки со стороны украинских спецслужб. Но только теоретически. Пока новейшая история не зафиксировала ни одного факта удачной вербовки «русского украинца» со стороны СБУ или ГУР. Хотя попытки такие наверняка были. Но успехом так и не увенчались. Это неудивительно.

Во-первых, «русские украинцы» в массе своей крайне отрицательно относятся к украинской хунте.

Во-вторых, многие и них выросли среди русских и ментально чувствуют и осознают себя русскими. В некоторых частях российской армии, воюющей на Украине, «русские украинцы» из Сибири, Поволжья и Урала составляют до трети личного состава.

В-третьих, многие из них женились на русских девушках. Фактически породнились с ними.

В-четвертых — если отбросить морально-нравственный аспект и сосредоточиться на категории прибыли — что им может предложить разведка Киева взамен совершенных теракта? Вид на жительство в Украине — где нет тепла и света? Или эмиграцию в Европу, которая медленно, но верно соскальзывает в пропасть затяжного экономического коллапса? Дякую, нэ треба. Ажчушчения не те. Ижте сами на здоровья.

Объективности ради надо признать, что и сами агенты СБУ побаиваются связываться с «русскими украинцами». В глубине души они считают их «москалями» и «кацапами», носящими украинские фамилии. Связываться с ними — себе дороже. Не успеешь глазом моргнуть, как на Лубянке в браслетах окажешься. А оно им надо?

А вот с потоками беженцев с Украины потенциальные диверсанты и шпионы в Россию зайти могли вполне. И с миллионным потоком приехавших в Крым отдыхающих — тоже. Что они и сделали. Налеты дронов и коптеров на Севастополь говорят о том, что в Крыму действует глубоко законспирированная ячейка шпионов. И добраться до этой братии у местных спецслужб пока не получилось. Что ж, будем ждать результата.

И последнее ноу-хау СБУ — использование в качестве диверсантов украинских уголовников. Недавно очередная такая группа была обезврежена в Мелитополе. Запорожье — как, впрочем, и вся Центральная и Юго-Восточная Украины — очень сложный регион.

Здесь в сознании местных жителей идет самая настоящая незримая Гражданская война. Линия мировоззренческого водораздела пролегает порой между самыми близкими людьми — детьми и родителями, братьями и сестрами. Из-за этого рушатся и раскалываются семьи, тысячи людей теряют своих близких друзей, которые в одночасье становятся непримиримыми врагами. Все как сто лет назад — в Гражданскую войну: брат на брата, сын на отца. Политические пристрастия оказываются порой сильнее зова родной крови. Где свои, где чужие -­ сам черт иногда не разберет…

И в этом круговороте страстей и мнений диверсантам работать — одно удовольствие. Так что сидеть без дела нашим спецслужба в ближайшее время не придется.

Игорь Моисеев