Турция в тени терроризма
Череда преступлений в Турции — попытка посеять хаос перед национальными выборами?
Активная предвыборная борьба, развернувшаяся в Турции, причем борьба буквальная, с одной стороны, отметает все разговоры о том, что Реджеп Эрдоган уничтожил оппозицию и всякую политическую конкуренцию в стране, с другой, приводит государство в состояние турбулентности.
Череда преступлений
На днях в Турции произошли инциденты, которые требуют тщательного анализа на предмет взаимосвязи между собой.
Во-первых, 1 апреля полиция задержала вооруженного человека, ворвавшегося в стамбульский офис правящей «Партии справедливости и развития».
По имеющимся данным, нарушитель выгнал всех сотрудников из офиса и закрылся в нем. После этого он разбил окна и вывесил красный флаг с изображением турецких звезды, полумесяца и ятагана.
Через некоторое время сотрудники полиции провели захват и арестовали злоумышленника.
Вскоре в Стамбуле произошел не менее трагический инцидент, когда вооруженная группа людей устроила стрельбу в здании суда и взяла в заложники прокурора. Прокурор был ранен, и впоследствии скончался.
В руки радикалов попал Мехмет Селим Кираз, расследовавший смерть 15-летнего Беркина Эльвана.
Молодой человек погиб после избиения полицейскими во время волнений в парке Гези в 2013 году, и его убийство сразу же приобрело политический окрас.
В начале этого года турецкая полиция задержала неизвестного мужчину, который бросил гранаты и открыл огонь из огнестрельного оружия около офиса президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Тогда имя Беркина Эльвана прозвучало с уст террориста. «Мы отомстим за Беркина Эльвана!», – кричал он.
Надо сказать, в тех же протестных акциях в Гези был убит и отец Беркина. Позднее тогда еще премьер Эрдоган говорил, оправдывая полицейских, что они не могли понять, что это был пожилой человек, так как его лицо было закрыто маской.
После смерти Беркина по всей Турции были протесты. Протестующие обвиняли полицию в чрезмерном использовании силы, некоторые обвиняли самого Эрдогана в том, что случилось.
Впрочем, вернемся к убийству прокурора.
Люди, взявшие в заложники прокурора, потребовали наказать полицейских, виновных в убийстве подростка. Захватчики заявили, что они представляют крайне левую группировку марксистского толка «Революционный народно-освободительный фронт».
Спецназ штурмом освободил захваченного в Стамбуле прокурора, однако позже, как уже говорилось, он скончался в больнице от полученных ран. Оба боевика погибли в результате штурма.
Но на этом странные атаки не кончились.
1 апреля турецкая полиция застрелила вооруженную женщину и задержала мужчину, когда они пытались напасть на полицейский участок в Стамбуле. СМИ показали убитую рыжеволосую девушку, которая лежала на земле с винтовкой, пистолетом и двумя гранатами рядом.
Реакция на нападения
Премьер-министра Ахмед Давутоглу, комментируя нападения предупредил, что вероятен риск «провокаций» и попыток посеять хаос перед национальными выборами в июне.
В свою очередь турецкий президент Эрдоган заявил, что нападение на местный офис партии власти в Стамбуле — это попытка подорвать мирные договоренности с курдскими вооруженными отрядами.
Весьма эмоционально отреагировал на убийство прокурора и министр юстиции страны Кенан Ипек, который подчеркнул, что террористы подняли ружье на нацию. По его словам, это было нападение не на прокурора, а на судебную систему.
Интересной была и реакция Кемаля Кылычдароглу, лидера главной оппозиционной «Республиканской народной партии». В своем твиттере он написал: «Когда спецслужбы страны занимаются тем, чем они не должны заниматься, офисы прокуроров подвергаются атакам».
Что именно хотел сказать Кылычдароглу, не очень понятно. То ли спецслужбы так надоели гражданам, что они нападают на прокуратуру, то ли этим он хотел обвинить спецслужбы в бездействии. Но почему тогда целью террористов не стало здание MIT?
Как и в предыдущих случаях, крайне левая марксистская DHKP-C на своем сайте написала, что убийство прокурора было местью за гибель Беркина Эльвана.
По сведениям СМИ, симпатизирующие DHKP-C дважды сталкивались с полицией в двух пригородах Стамбула. Отдел по борьбе с терроризмом провел рейды по домам подозреваемых и задержал более чем двух десятков человек в трех городах.
Кроме того, полиция задержала 36 студентов в Стамбульском университете — после того как молодые люди разместили на стене факультета права постер с изображением одного из террористов, захвативших прокурора.
Что это было?
Как отмечают турецкие СМИ, прокурор Кираз, отец двоих детей и муж судьи, которая работает в том же здании, выявил троих офицеров полиции, связанных с убийством Эльвана. Сообщается, что Кираз был близок к завершению своего расследования.
Сабир Аскароглу, эксперт научного центра «Турция в XXI в» считает, что все события, происходящие в Турции, в том числе нападение на прокурора, на офис правящей партии, отключение электричества — это результат борьбы за власть в стране.
Однако это сложно назвать нормальной политической борьбой. По мнению эксперта, есть теневые игроки, которые обладают определенным потенциалом и они этот потенциал используют для подрыва системы.
DHKP-C – группа известная организацией политических убийств, проведением террористических актов с участием смертников, в том числе нападением на посольство США.
Турецкая полиция неоднократно становилась целью этой группы. В США, ЕС и Турции DHKP-C считается террористической организацией.
Комментарии