Франкфурт – не Майдан и не Афины
На модерации
Отложенный
Открытие новой штаб-квартиры Европейского центробанка (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне стало поводом для массовых беспорядков.
В среду, 18 марта, деловой центр финансовой столицы Германии – Франкфурта-на-Майне – весьма напоминал киевский Майдан зимы 2014 года. Боевики в чёрном, забрасывающие полицейских «коктейлями Молотова» и тротуарной плиткой. Чадящие автопокрышки, пылающие машины и мусорные контейнеры, разбитые витрины банков и представительств крупных фирм, сметённые остановки общественного транспорта, сбитые светофоры и рекламные щиты… И происходило всё это под лозунгами «Беспощадный капитализм убивает», «Смерть капитализму» и «ЕЦБ – монетарный фашист».
Таким способом тысячи сторонников леворадикального антиглобалистского движения Blockupy выразили своё отношение к финансовой политике ЕЦБ, омрачив церемонию открытия новой помпезной штаб-квартиры этого финансового института (на фоне обнищания многих европейских стран, ЕЦБ, требующий от них жёсткой экономии, переехал из прежнего небоскрёба в два новых, которые обошлись в 1,3 млрд евро).
Однако председатель ЕЦБ Марио Драги (Mario Draghi), произнося свою речь по случаю новоселья возглавляемого им учреждения, отметил: «Есть такие, кто, как демонстранты за нашими дверями, считают, что Европа делает для них слишком мало. Эти люди хотят большей финансовой солидарности между народами. Но зона евро – это не политический союз».
Европейское движение Blockupy зародилось в апреле 2012 года именно во Франкфурте-на-Майне. Возникнув по образу и подобию американского движения Occupy Wall Street (англ. «Оккупируй Уолл-стрит»), оно было сразу подхвачено левыми радикалами многих стран Европы. По утверждению активистов Blockupy, на сегодняшний день в их альянс входят представители около 90 различных организаций – от умеренных социалистов, «зелёных», профсоюзов и студенческих ассоциаций до маоистов и автономов. Всех их объединяет ненависть к «беспощадному капитализму», и прежде всего, к так называемой «тройке» (Troika). Этим русским словом с недавних пор именуют трёх «китов» – МВФ, Еврокомиссию и ЕЦБ, которые, как убеждены в Blockupy, сообща навязывают Европе свои неолиберальные правила.
Уже не первый год «тройка» пропагандирует политику жёсткой экономии, главным «мотором» которой является Германия. Поэтому в 2012 году свою первую акцию Blockupy провело именно в финансовой столице ФРГ. Теперь, вернувшись к месту своего зарождения, движение продемонстрировало «городу и миру», что являет собой серьёзную и мощную силу.
За три последних года популярность Blockupy сильно выросла. Увеличилось число его сторонников во многих странах – прежде всего, в Италии, Испании и Греции.
Не спроста один из лидеров движения заявил: «То, что вы увидели, – это то, что во Франкфурт пришли, наконец, Афины. Это итог той финансовой политики, которую проводил ЕЦБ. Греческий пример для нас – сигнал надежды: в Европе ещё есть место, где осознают важность солидарности и демократии, а не соперничества и неолиберализма». Напомним, что с 2010 года правительство Греции по требованию „тройки“ неоднократно принимало крайне непопулярные в народе экономические меры, что привело к резкому обострению социальной напряжённости, сопровождалось общенациональными забастовками и массовыми беспорядками. На волне народных протестов в январе 2015 года в ходе досрочных парламентских выборов к власти в стране и пришла Коалиция радикальных левых (СИРИЗА), объявившая об отказе от программы жёсткой экономии.
Параллель между событиями во Франкфурте и прошлогодним киевским Майданом провела депутат Бундестага от партии «Левая» Хайке Хензель (Heike Hensel), о чём и написала в своём твиттере. Уже на следующее утро глава МВД ФРГ Томас де Мезьер (Thomas de Maizière) в заявлении для прессы категорически отверг такое сравнение, не объяснив, правда, почему.
Впрочем, несходства очевидны: в отличие от бойцов киевского «Беркута», немецкие стражи порядка жёстко реагировали на все нарушения общественного порядка, решительно пуская в ход водомёты, слезоточивый газ и дубинки. И хоть не сразу, но вспыхнувшие массовые беспорядки были ими пресечены. Так же «на баррикадах» не были замечены иностранные политические лидеры, поддерживающие протесты.
Итог следующий: в событиях 18 марта участвовало от 17 до 20 тыс. демонстрантов из 39 городов Европы. Им противостояли 10 тыс. полицейских и 47 пожарных расчётов. Сожжено 3 пожарные и 6 полицейских машин. Травмы разной степени тяжести получили около 300 человек, в том числе 94 полицейских. Задержано свыше 350 буянов, из них 26 арестованы.
Власти Германии всерьёз обеспокоены высоким уровнем насилия со стороны демонстрантов, их организованностью и скоординированностью действий. Отмечают и ещё одну особенность франкфуртских событий: наряду с ультралевыми, в них впервые участвовали и группы правых радикалов. Однако они не выступали единым строем – напротив, оказавшись лицом к лицу, они вступали в ожесточённые схватки.
В профсоюзе полиции (DPG) полагают, что акция Blockupy 18 марта явилась своего рода «генеральной репетицией» антиглобалистов перед июньским саммитом G7 в баварском Гармиш-Партенкирхене.
Как сообщается на официальном сайте Бундестага, в ближайшие дни теме событий во Франкфурте будет посвящено отдельное пленарное заседание.
Комментарии