Почему для мира Крым важнее Донбасса
Мы привыкли думать, что Донбасс приоритетнее Крыма. Что единственная цель мировых лидеров — это прекращение огня в регионе. И что на статус Крыма вообще все могут закрыть глаза, если в обмен Москва согласится пойти на попятный.
Так вот — это полная ерунда.
Да, в краткосрочной перспективе Донбасс вытеснил Крым на периферию внимания. Это естественно. На востоке Украины каждый день рвутся снаряды и гибнут люди. Но в долгосрочной перспективе судьба Крыма для Брюсселя и Вашингтона важнее.
Международное право технологично и цинично. По этой причине рассуждать о нем тоже необходимо без эмоций. Истории о том, как одни государства создают управляемые конфликты на территории других — не редкость.
Если покрутить глобус, то на любом континенте можно найти пятна рукотворных конфликтов. Обычно это случается по тем же самым причинам, из-за которых произошел Донбасс, а именно — из страха выпустить соседнюю страну из зоны своего влияния.
Югославский путь
Донбасс в этом смысле мало отличается от истории, например, боснийского конфликта.
Просто в роли Владимира Путина там был Слободан Милошевич, в роли Захарченко и Плотницкого — Радко Младич и Радаван Караджич, в роли России — Сербия, а в роли «ЛДНР» — Республика Сербская.
В 1991-м году единая Югославия перестала существовать. Сначала отделились Словения и Хорватия, затем настал черед Боснии и Герцеговины.
Население республики делилось на три группы — мусульмане-боснийцы (44%), православные сербы (33%) и католики хорваты (17%). Боснийским сербам помогал Белград — при его поддержке они провозгласили Республику Сербскую.
Начался период активных боевых действий. Через границу режим Милошевича поставлял оружие и боеприпасы. За 3,5 года в результате конфликта погибло до ста тысяч человек.
В той войне было все.
И многолетняя осада Сараево, и этнические чистки — как в Сребренице, где вырезали восемь тысяч безоружных боснийцев, и концентрационные лагеря — как, например, боснийский Челебичи. Закончить эту крупнейшую европейскую послевоенную бойню удалось только в 1995-м году в Дейтоне, подписав одноименные соглашения.
На фоне войны в Боснии и Герцеговине война на Донбассе не является чем-то принципиально новым. Более того — как бы цинично это не прозвучало, но она не является и чем-то экстраординарным с точки зрения количества жертв.
Это очередное использование старого сценария по экспорту войны — с опорой на ирредентизм (политика государства, партии или политического движения по объединению народа, нации и этноса в рамках единого государства — УП). И для западной дипломатии в этом конфликте нет ничего уникального — мир сталкивался с подобными историями и примерно понимает, как с ними обходиться.
И именно поэтому в долгосрочной перспективе Крым приоритетнее Донбасса.
В случае с Крымом никаких аналогий в послевоенном мире не существует. И история с полуостровом — несмотря на то, что там не убивают людей — несет в себе куда большую угрозу миру, чем Донбасс.
Азбука плохих примеров
В послевоенном мире есть разные границы допустимого.
Например, существует негласный консенсус о том, что на политической контурной карте можно проводить новые границы: взять из состава какого-то государства территорию и сделать из нее «непризнанное государство». Пример Южной Осетии и Абхазии, получивших признание от Москвы в 2008 году, тому доказательство: Россия сделала это без серьезных для себя последствий.
Но одновременно считается абсолютно недопустимым стирать с политической карты уже существующие границы. И не случайно аннексия — одно из наиболее тяжелых нарушений международного права.
С точки зрения словаря, аннексия — это присоединение одним государством части территории другого государства в одностороннем порядке. Фактически, речь идет о том, что совершила Москва прошлой весной в отношении Крыма. Если бы в марте 2014 года Россия решила сделать из Крыма «независимое государство», то, возможно, мы бы сегодня не наблюдали санкций во всей их беспристрастной инструментальности.
Именно в этом принципиальная разница между историями Косово и Крымом.
Косово никто не присоединял к Албании. Ему дали ту самую независимость, о которой можно писать в кавычках, а можно и без них. В 2008 году никто не стер с политической карты мира старую границу — на нее лишь нанесли новую. А это, с точки зрения современной дипломатии, куда меньшая проблема, чем то, что произошло с Крымом.
Потому что любая аннексия вызывает у всего западного полушария ассоциацию с тем, что произошло в 1938-м году.
В октябре того года Германия аннексировала Судетскую область Чехословакии, которая была на 90% населена этническими немцами (в абсолютных цифрах — 2,8 миллиона человек). В самом регионе проводником германских интересов выступила Судетско-немецкая партия во главе с Конрадом Генлейном.
До аннексии она продвигала идею о том, что немецкое население в области находится под гнетом славянского большинства Чехословакии — причем, ни представительство судетских немцев в Национальном собрании, ни образование на родном языке не изменило их риторики.
Англия и Франция согласились на немецкие притязания, не решившись вступать в войну. После подписания Мюнхенских соглашений, фиксировавших раздел Чехословакии, Чемберлен прилетел в Лондон и прямо на трапе самолета заявил о том, что «привез мир нашему поколению».
Уинстон Черчилль тогда сказал о том, что «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну». Меньше чем через год началась Вторая мировая война.
Вся эта историческая аналогия слишком явная, чтобы от нее можно было отмахнуться. Запад уже один раз попытался не замечать чьих-то территориальных притязаний и платил за это довольно высокую цену. Именно поэтому после Второй мировой войны аннексия считается одним из наиболее тяжелых нарушений международного права. И поэтому подобные прецеденты можно пересчитать по пальцам.
Ящики Пандоры. Полный список
В декабре 1961 года индийская армия оккупировала португальскую колонию Гоа — после чего она была объявлена «союзной территорией».
Сама Португалия признала суверенитет Индии над Гоа только после 1974 года. А в 1975 году индийские войска оккупировали соседний Сикким. Там был проведен референдум, на котором при явке в 59% — абсолютное большинство высказалось за присоединение этой некогда абсолютной монархии к Индии.
Следующая история произошла в португальской колонии Восточный Тимор, после того, как в метрополии рухнул авторитарный режим.
28 ноября 1975 года была оглашена декларация независимости Восточного Тимора. Но девять дней спустя в страну вторглись части индонезийской армии, и Восточный Тимор был объявлен 27-й провинцией Индонезии. За время 27-летней оккупации были убиты от 100 до 250 тыс. человек (при общем населении во время вторжения около 600 тыс. человек), почти столько же стали беженцами.
В 1999 году под давлением ООН в Восточном Тиморе был проведен референдум по вопросу самоопределения. В результате 78,5 % населения высказались за независимость. Это привело к новой вспышке насилия, потребовавшей введения международного миротворческого
контингента. 20 мая 2002 года бывшая португальская колония официально была объявлена независимым государством.
Третья история связана с Израилем.
В 1967 году во время Шестидневной войны израильская армия после ожесточенных боев отбила у Сирии Голанские высоты. В 1981 году Кнессет в одностороннем порядке провозгласил суверенитет страны над этой территорией.
ООН не признала аннексию. Впрочем, как не признала и другую аннексию Израиля — когда в ходе той же Шестидневной войны был оккупирован Восточный Иерусалим.
Эта территория до сих пор остается одной из главных тем израильско-палестинского противостояния.
Четвертая история относится к 1982-му году, когда Аргентина попыталась военным путем установить контроль над некогда принадлежавшими им Фолклендскими островами. Великобритания отправила к островам военно-морской флот и спецназ — и после серии боев одержала победу над аргентинскими частями.
Пятая история относится уже к августу 1990-го года, когда Ирак попытался аннексировать соседний Кувейт. 2 августа эмират был оккупирован, 7 августа марионеточное правительство провозгласило независимость «республики Кувейт» и попросилось в состав Ирака. 28 августа Кувейт был объявлен 19-й провинцией Ирака под названием «Аль-Саддамия». Финалом истории стала антииракская коалиция, «Буря в пустыне» и освобождение страны.
Кто-то скажет, что целых пять прецедентов в послевоенной истории — это много. Хотя на самом деле этот список мог быть куда длиннее — нам сложно оценить число неслучившихся аннексий. Которые не случились именно потому, что каждый случай воспринимался как дипломатическое землетрясение с высокой магнитудой.
Крым стал шестым прецедентом в мировой послевоенной истории — и первой аннексией, случившейся в Европе. При этом здесь не получится сделать скидку на распад колониальной системы (как в случае с Гоа или Восточным Тимором), ни на опыт Израиля (которому всегда на международной арене можно чуть больше, чем всем остальным).
Полуостров стал той историей, которая рушит всю архитектуру «дозволенного» и «запретного». Если закрыть на него глаза, то получается, что всем можно все.
Что силовой передел границ является допустимым, что международное право ничего не стоит, а настроения населения сами по себе являются достаточным фактором для односторонней перекройки политической карты мира. В мире немало замороженных конфликтов — и если допустить силовой пересмотр границ в случае Крыма, то все они вполне могут стать горячими.
Один раз мир уже позволил себе закрыть на это глаза — и заплатил слишком высокую цену.
Комментарии
По факту же они хотят быть во всех морях
-----------------------------------------------------------------
Обратных примеров как- то не припомню. Прав тот, кто сильнее. Иногда тот кто сильнее, изображает из себя более правого, но это не обязательно.
Потому что крым вова отжимал , чтоб выбить европу из "колеи" и не слететь с трона как янукович , а Донбасс для вовы трата денег из казны , вооружений , живой силы , благо формы всякой на складах завались - толиковы дружки подсуетились , наполнили гнильем склады по цене самых дорогих мировых брендов...
Всегда бы так.
Но направление у нас всех(православных христиан) верное.
А с другой стороны: Турция,Болгария,Румыния. Ничего полезноископаемого,кроме помидоров и чеснока на территториях Украины, России и Грузии, примыкающих к Чёрному морю - нет. На что разевать рот ?
Американцы шли в Турцию, по приглашению. Напомню - в НЕЙТРАЛЬНЫХ водах.
Какого хрена им делать на выеденом насквозь Крыму. И не "дави" мозги мне о "геоп-политической значимости" Крыма. Его "геополитизм" - как важность деревенской огородной сральни для виллы на Рублёвке.
Разница лишь в том, что ПУэ-Рико НИКОГДА НЕ БЫЛО сатанинским. А Крым БЫЛ, ЕСТЬ и навсегда будет РОССИЙСКИМ!
Но кто такой Немцов? Это была просто шавка, на которую в России не кто не обращал внимания. Сейчас на сцену выползают новые фигуры: бывший чемпиолн мира по шахматам. Хотит быть в России типа Кличко. Подтявкивают какие то вроде интелегентики.
ПОТОМУ что жидва нацелилась в Крыму сделать себе израиловку 2.0 !!!
Уже всё приготовили- даже домики и квартирки отстроили.
Рабов пересчитали
землю поделили
а тут такой облом!
упс!!!
не падают бомбы сейчас, то это не значит, что они никогда не будут падать.
А хорошим индикатором Крымы являются брызги либеральной общественности.
Вы же знаете, что Америка согласна только на мертвую Россию,
т. е. чтоб России не было вовсе.
В современном мире дозволено всё, но не всем. Или всем, но не всё. Как больше нравится. Границы дозволенного оказываются разными для различных государств. США и НАТО насильно осчастливили Ливию свободой и демократией, фактически организовали зверское убийство лидера этой страны, беззастенчиво грабят ее нефтяные запасы с помощью транснациональных корпораций. Десятки тысяч убитых, сотни тысяч беженцев, расцвет исламского радикализма и его активный экспорт. Но ведь никто никого не аннексировал? Значит все в рамках!
И кстати, об устоявшемся послевоенном порядке. А не была ли передача Крыма Украине нарушением этого самого порядка?
В Германии даже референдума не было, а в Крыму - был.
Если воссоединение Германии - свинство, тогда -да.
- ?????
Однако за гуманитарные бомбардировки Югославии и обедненный уран наказания пока не было.
Очень хотелось бы думать, что это "пока" - временно и преступники понесут наказание.
Более того, воспеваемое т.н. "западом" "воссоединение Германии" прошло в режиме аннексии абсолютно без учета мнения населения аннексирумых территорий, что является грубейшим нарушением всех норм международного права и прав человека. Людей просто перевели как скот, как рабов, из одной юрисдикции в другую, наплевав на демократические принципы.
За это преступление тоже, и надеюсь, пока, никто наказания не понёс.
Это к вопросу о преступлениях и наказаниях.
Что касается Крыма, в данном контексте о нём и речи идти не может, ибо ни состава ни события преступления попросту нет.
А имеет место быть совершенно нахальная, наглая и абсолютно немотивированная агрессия Pax Americana в отношении стран б. СССР, в частности - Украины и России.
- заокеанские эротические фантазии.
"вы думаете,что все были бы за присоединение"
- Думаю, да. По крайней мере, недовольства сим фактом не наблюдается.
- Ну вот честно, с чего? Ваш круг общения? Банально.
"Имеются данные из соцсетей" - прмитивно и по-псачьи.
Я Вас уверяю, Вы ошибаетесь! Самый верный способ проверить это - обратить внимание на народное творчество. Во все времена, чем бы ни был недоволен наш терпеливый и очень занятой народ, в первую очередь недовольство проявлялось в виде анекдотов.
А теперь проанализируйте свежие анекдоты.
Много негативных?
- Я повторю: Самый верный способ проверить это - обратить внимание на народное творчество. Во все времена, чем бы ни был недоволен наш терпеливый и очень занятой народ, в первую очередь недовольство проявлялось в виде анекдотов.
Это такая форма самовыражения. Она работает в нашем народе издревле. Сочиняли про барина, про царя, про Ленина, про Сталина, про Брежнева, про политбюро, про перестройку, про гласность, про Горбачева.... и т.д.
Анекдот про Крым слыхали?
Керри потребовал у Лаврова, чтоб Россия вернула Крым.
"Так ведь уже вернули" - ответил Лавров.
Вот Вам и суть отношения к проблеме.
"много недовольных"
- Только ведь недовольство-то чем?
Санкциями, очередной агрессией запада против России, растущими ценами, погодой...
Чем угодно, но не по поводу на Крыма. Не слышал ни одного "на работе,на остановках,в автобусе ,на улице,в магазинах", кто был бы не доволен воссоединением. Ну ни одного!
Только горстка бездельников в либеральных СМИ поддакивает западу, да и то не все.
Так ведь и ...
Такое ощущение, что Вы переписываете чужой текст не читая..
Во-первых: "там немцы с обеих сторон были и то что они воссоединились это нормально,а в Крыму хохлы,есть там конечно русские"
- Вы имеете в виду этнический состав, когда говорите "там и там немцы"?
В России украинцы, в Крыму украинцы. В России русские, в Крыму русские.
Этническая ситуация мало чем отличается по большому счету..
Какое еще оттяпывание??????
- В отличие от гипотетической ситуации с Брайтон Бич, Крым, будучи автономной республикой со своей, к стати, Конституцией, Парламентом, Главой и проч., вошел в состав России как независимое государственное образование, а никак не как часть Украины.
Вот пусть Брайтон Бич проведет референдум о создании республики(в отличие от Крыма, ББ таковой не является), о суверенитете, пройдет весь путь становления республики, создаст все необходимые органы управления и уж тогда, после ВСЕХ, предусмотренных правовых процедур, на правах независимого субъекта международного права, пусть просится хоть в Россию, хоть в Мексику, хоть в Украину.
Да хоть на Луну!
Лучше думать о источнике позитива - скоро лето, пора отпусков, пляжи российского Крыма ждут туристов.
Каждый решает сам.
Ну да ведь никто и не навязывает, каждый решает сам.
Можете отправиться на Мальдивы, если не против чтоб вас там американские террористы похитили.
ООН не признала аннексию. Впрочем, как не признала и другую аннексию Израиля — когда был оккупирован Восточный Иерусалим. Эта территория до сих пор остается одной из главных тем израильско-палестинского противостояния.
А если бы ООН признал, так уже давно там бы был мир.
Точно так же и с Крымом. Признают Крым за Россией: и ООН и США и "весь "цивилизованный" мир".