Размышления о реформе МВД
ВШП не могла пройти мимо такой важной и общественно-резонанной темы как реформа МВД. Основа этих предложений одна. В современном динамически развивающемся мире нет места жестким структурам и пирамидальным управленческим схемам.
Предложенная система переводит МВД в разряд современных инновационных сетевых проектов, за которыми будущее, как показал тот же Интернет. Именно подобная модернизация в перспективе даст эффективное решение проблем милиции, потому, что просто исключит возможность их возникновения.
1. Принятая риторика. Принятой на настоящий момент в околокремлевских кругах является слово «модернизация». Именно так в своих указах к реформе МВД относится и президент. Еще несколько слов также представляются важными: «освободить от неспецифических функций» и «повышение эффективности».
2. Цель реформы. Кроме решения «кадровых вопросов» основной целью реформы «внутренних дел» должно стать повышение эффективности работы милиции в целях обеспечения реальной безопасности всех граждан Российской Федерации при полном соблюдении их конституционных прав.
Поэтому в ее ходе должно уделяться особое внимание Милиции общественной безопасности, Криминальной милиции, ГИБДД и т.н. «Электронной милиции» - т.е. Управлению «К».
Отдельное внимание требует такая новая составляющая как Управление по обеспечению лиц государственной защитой. Также отдельно необходимо рассматривать Следственный комитет и Внутренние войска.
3. Кто должен проводить реформу. Реформу МВД нельзя доверять самой системе. Все предложения Нургалиева и Ко будут сводиться к «перемене мест слагаемых», никак не изменяя общий тренд раздувания штатов, снижения профессионализма, палочную систему, коррупцию и взяточничество. Перестроить МВД можно только извне. Для этого у президента есть соответствующий орган – Государственный совет, который может подготовить окончательные предложения по этой теме с учетом всех имеющихся точек зрения.
4. Про либеральные предложения. Предложения либералов (Инсор, Юргенс) не подходят к российским реалиям, потому что являются «калькой» с американской системы безопасности, основанной на местной полиции, национальной гвардии и ФБР, не переносимых на российскую почву.
5. Про принципы модернизации. Принципиально важно, что при модернизации органов внутренних дел необходимо в первую голову учитывать функциональную составляющую – т.е. четко разделить действующие и обеспечивающие подразделения, а также выделить в УК и УПК группу «федеральных преступлений».
6. Про новую структуру. МВД должно превратиться из единого «монстра» в компактную и динамически изменяющуюся в связи с изменением обстановки и угроз СИСТЕМУ ОРГАНОВ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ, основой которой должны стать Федеральные службы, координацией действий которых как раз и займется Министерство внутренних дел.
Первый шаг уже сделан – выделена и активно действует ФМС. На очереди главные составляющие этого сообщества: Федеральная служба криминальной полиции (Именно полиции, у милиции останутся только функции общественной безопасности на муниципальном уровне), Федеральная служба по экономическим преступлениям, Федеральная служба дорожной безопасности, Федеральный следственный комитет, Федеральный жандармский корпус на базе ВВ (Вариант – Национальная гвардия – не отражает всей специфики), Федеральная служба по компьютерным преступлениям, Федеральная служба защита свидетелей и т.д.
Все «обслуживающие» подразделения нынешнего МВД должны войти в аппарат обновленного Министерства, в котором необходимо резко сократить количество генеральских должностей. Функции контроля – нынешнее Управление собственной безопасности также должно стать частью аппарата и должно включить в себя функции контроля управленческих решений министерства. Единственное «силовое» подразделение, которое должно остаться в подчинении Министерства – это отдельная группа элитного спецназа для выполнения задач особой важности.
Таким образом, получается, что само Министерство несет в себе функции координации, контроля и обеспечения. Этому послужит и включение в него Информационно-аналитического центра.
7. Про передачу силовых функций. Все остальные силовые составляющие МВД – группы с разнообразными названиями, ОМОН, СОБР и пр. должны входить как особые подразделения в Жандармский корпус (или его аналог). При этом группы должны быть отделены от войсковых частей и иметь отдельные региональные центры подготовки. Тема создания Жандармского корпуса требует особой проработки.
8. Про разделение на милицию и полицию. Принципиально важно то, что Милиция общественной безопасности как федеральная служба НЕ ВОЗНИКАЕТ. Эта часть работы должна быть передана на уровень муниципальных образований. Однако ее финансирование должно осуществляться пропорционально от центра и от соответствующего субъекта федерации, а также частично из денег МО.
Такой баланс не позволит местным «руководителям» командовать этими подразделениями в собственных интересах, что обеспечит их дополнительную защиту. Эти подразделения продолжают носить понятное всем название «МИЛИЦИЯ» и осуществлять функции участкового надзора, разрешительные и контрольные функции в отношении юридических лиц.
9. Про расследование преступлений. Очень важно, что Федеральная служба криминальной милиции, компьютерных и экономических преступлений имеют свои региональные представительства, которые и занимаются расследованием преступлений федерального уровня в регионах с привлечением сотрудников Федерального следственного комитета. Все преступления бытового характера и отнесенные к компетенции местных органов расследуются собственными силами.
10. Про технологию реформ. Все сказанное требует полной переработки нормативной правовой базы и всех подзаконных актов нынешнего МВД. Поэтому работа по созданию нового Министерства должна вестись параллельно. Оно должно возникнуть рядом с бывшим МВД и полностью обеспечиваться иными законодательными актами. Кадрами оно тоже должно наполняться по мере готовности. Так, постепенно, старое министерство попросту отомрет, а все, относящиеся к нему законодательные и нормативные акты будут отменены.
Комментарии
2. На местном уровне участковые и следователи УР малообразованные, мало разбирающиеся в нормах закона. Они даже не могут грамотно писать рапорты, не говоря уже о постановлениях с одним принятым решением. А про их пьянство лучше молчать.
3. Участковые даже не могут отличать крупу от каши. Это не смешно. Этот рапорт был представлен в суд. Поэтому они вступают в сговор с судьей и дело блокируют, вынося неправосудное решение. И этот участковый давал интервью газетчикам.
4. Милиция должна входить в группу по расследованию под руководством грамотного следователя другого органа, прокуратуры или иного органа, который будет выносить постановление только на основании проведенного расследования, на основании подлинных документов.
5. Милиция должна наводить порядок, а не заниматься функциями, не свойственные ей. Тогда и меньше будет им заказов на заказные убийства.
6. Функции Управления собственной безопасности передать контролирующему органу, не входящему в МВД.
7. Судей и прокуроров также надо сократить, которые занимаются только фальсификацией материалов по делу.
1. Следствие функция не полицейская и поэтому настоятельно необходимо изъять его не только из ведения МВД, но и наркополиции, ФСБ и прокуратуры, объединив в федеральный следственный орган (комитет, Бюро или служба, неважно) в структуре министерства юстиции.
2. ГИБДД так же не место в структуре МВД. Его функции следует передать транспортной инспекции Минтранса (безопасность на дорогах задача комплексная, наказаниями и поборами с водителей нерешаемая в принципе).
3. Автор упустил проблему ведомственных экспертных служб. Они все должны быть ликвидированы в системе МВД. Только независимые эксперты не будут подвержены искушению подогнать свои выводы под пожелания держиморд в погонах.