Россия в современном мире

На модерации Отложенный

Мы живём сейчас в судьбоносное время, которое уверенно можно назвать рубежным. Сегодня идёт битва не только за Россию, но и за модель жизнеустройства всех государств и их народов на нашей Земле. 

Выступление В. Путина в 2007 году на Мюнхенской конференции по безопасности, на которой он подверг обоснованной критике концепцию однополярного мира с одним хозяином и одним сувереном — США, положило начало конфронтации Вашингтона с Россией и лично В. Путиным. Государственный переворот в Киеве и стремление США построить под боком у России нацистское русофобское государство на Украине — лишь один из примеров этой конфронтации. Но события не только на Украине, но и в Грузии, на Ближнем Востоке, в Северной Африке свидетельствуют, что ресурсы США и их пособников не безграничны. Стратегически американцы уже проигрывают противостояние с Россией, которую они публично объявили «мировым злом». А это означает, что близится завершающий этап военно-политического и финансово-экономического доминирования США и замена однополярного мира более справедливой многополярной моделью. 

Идеологию этой альтернативной многополярной модели можно кратко сформулировать как гарантированное невмешательство во внутренние дела других стран; опора на собственные политические и демократические традиции; полный отказ от экспорта революций; максимально возможная социальная справедливость; сохранение традиционных моральных и иных ценностей в суверенных государствах. 

В этих условиях нам предстоит дать ответ на непростые, но жизненно важные для нашего государства вопросы. Прежде всего, мы должны определиться с собственной ролью России в современном мире. Как известно, в отличие от американцев с их пёстрой культурой «плавильного котла», для которой характерен индивидуализм и практицизм, материальное обогащение любой ценой и успех в личной жизни, русские всегда чтили идею долга, справедливости, почитания святынь и подвижников Родины. Это миросозерцание у нас принято называть соборным. 

Только неисправимые утописты могут рассчитывать на то, что подсказки из-за океана могут в одночасье заменить богатую многовековую русскую культуру и русскую идентичность. Не удавалось этого сделать ни в прошлом, не удастся и сейчас. Разрушительные для России последствия отказа от собственной идентичности и даже от упоминания своей национальности в паспортах РФ, согласие с навязанной ей ролью сырьевого придатка Запада сейчас вынуждены признавать и сами доморощенные сторонники идеи однополярного мира. Сегодня перед нами во весь рост стоит задача вновь стать русскими, что по Ф. М. Достоевскому означает «перестать презирать народ свой». Любовь к своей Родине и её культуре — это не чья-то прихоть. Отсутствие такой потребности у космополитов вполне можно квалифицировать как явный признак шизофрении. Врачи-психологи распознают признаки шизофрении у пациентов именно с отсутствия у них чувства любви. 

Решение задачи реабилитации русского народа и его духовного наследия в практическом плане уже началось. В истекшем году завершена работа по внесению изменений в закон «Об охране памятников культурно-исторического наследия»; глава 4 Гражданского кодекса РФ дополнена тремя статьями о гражданско-правовом статусе религиозных организаций; приняты поправки в Земельный кодекс РФ, позволяющие религиозным организациям получать бесплатно в собственность и безвозмездно пользоваться земельными участками; внесены поправки в закон о свободе совести, в соответствии с которыми публичные богослужения могут совершаться без специального разрешения органов местного самоуправления; Госдумой принят в первом чтении законопроект, который позволит священнослужителям встречаться в тюрьмах с заключёнными и проводить там религиозные обряды. 

Большой резонанс в нашем обществе получили решения в ноябре прошлого года XVIII Всемирного Русского Народного Собора и выступление на нём Святейшего Патриарха Кирилла. Собор принял «Декларацию русской идентичности», которая обосновывает статус русского народа как важнейшего субъекта национальных отношений в РФ и ставит перед органами власти конкретные задачи по законодательному закреплению этого статуса, в том числе и в федеральных целевых программах. В Декларации чётко заявлено, что основой русской духовной культуры является православие. С высокой трибуны XVIII ВРНС Святейший Патриарх сказал и о неприемлемости негласного запрета на слово «русский» и призвал к единому пониманию нашей истории, при котором нельзя очернять или возвеличивать какой-либо период истории за счёт других. 

Предложенная Святейшим Патриархом формула национальной идеи — «вера, справедливость, солидарность, достоинство, державность» противостоит откровенному и безудержному преклонению перед Западом доморощенных пособников космополитизма в нашей стране. Эту формулу поддержал, по сути, в своем Послании Федеральному Собранию и В. Путин. В нём, в частности, говорится, что «христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые различные по крови племена» и что «именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда сознали себя единым народом». 

Важно здесь особо подчеркнуть плодотворность идеи церковно-государственного соработничества, которое всегда было характерно для русской цивилизации. Это ещё одно её отличие от традиций Запада с противостоянием там Церкви и государства, плоды которого мы видим сегодня на примере недавних терактов в Париже. По словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, «сегодня Церковь — это не только монастырские и приходские общины, епархиальные управления и центральные церковные учреждения.

Это огромное количество сообществ — благотворительных, общественных, правозащитных, информационных, научных, творческих, волонтерских, молодежных, женских, детских, родительских, педагогических, военно-патриотических, спортивных и так далее. Они являются неотъемлемой частью общественной палитры, взаимодействуют со всем многообразием аналогичных сообществ, созданных инаковерующими и неверующими людьми». 

РПЦ и соработающая с ней вся общественная палитра представляют собой в наши дни авторитетный и общественно значимый форум России. Об этом со всей очевидностью свидетельствует, в частности, большой общественный интерес к работе XVIII Собора. Незадолго до этого события Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул на встрече с членами Президиума ВРНС и представителями его региональных органов, что Собору нужно развиваться в дальнейшем как интеллектуальному центру. Он должен предлагать идеи для широкой общественной дискуссии, беря эти идеи из широкой общественной среды. 

Основа для решения этой важной задачи, как мне представляется, уже заложена, но мы явно запаздываем с продвижением наших идей в общественное сознание. Так, например, идеи, которые были сформулированы в принятой на XVIII Соборе «Декларации русской идентичности», уже получили своё первоначальное оформление ещё десять лет назад. ВРНС всегда придерживался традиционного для русских философов и историков понимания национальной идеи России как упрочения её государственности, сбережения территории, благополучия и процветания всех её народов при сплачивающей роли русской нации. 

Но даже после того, как В. Путин в своей предвыборной программе заявил о государствообразующей роли русского народа, которую надо укреплять, а не разрушать, «если мы хотим сохранить Россию как государство» (В. Путин. «Россия: национальный вопрос», 23.01.2012 г.), прошло почти три года до принятия Собором «Декларации русской идентичности». Вряд ли достаточной была и наша пропагандистская работа, в том числе на сайте ВРНС, по дискредитации теорий «плавильного котла» и «мультикультурализма». 

В своём выступлении на XVIII ВРНС Зам. Главы Собора протоиерей Всеволод Чаплин поставил в повестку дня для дальнейшей проработки конкретные задачи по нашему участию в определении молодёжной и образовательной политики. При этом он особо подчеркнул, что «вопросы экономики и экономической политики также надо обсуждать в большей степени на площадке ВРНС... Нам очень важно сформулировать наш ответ, не боясь оспорить никакие якобы бесспорные с точки зрения некоторых людей «аксиомы» экономической политики». 

Его заявление после Собора по проблеме ставок финансовых кредитов являются для нас примером и ориентиром в нашей дальнейшей работе по экономической проблематике, которая, действительно, выходит сейчас на передний край идеологической и информационной борьбы в России. Механизмы прежней экономической модели исчерпали себя. Становится всё более очевидным и то, что задача эффективного противостояния американской идее однополярного мира невыполнима при сохранении мощных политических, финансово-экономических и информационных рычагов воздействия на Россию «изнутри». 

Общественные опросы показывают, что более 70% россиян, т. е. подавляющее большинство, склоняется к выбору мобилизационной модели экономики, примерно пятая их часть всё ещё считает правильной либеральную модель, а 5% полагает, что сейчас не время её менять. Но все без исключения — и идеологи либерализма, и сторонники мобилизационной модели — однозначно признают назревшую необходимость вернуть доверие бизнеса и общества в целом к экономике и властям страны. 

О социальной справедливости можно говорить сколько угодно, но пока основная масса денег сосредоточена в частных руках, никакая социальная справедливость невозможна в принципе. Если мы действительно хотим участвовать в определении российской экономической политики, то нам нельзя запаздывать с определением нашей позиции к аксиомам идеологов либерализма 90-х годов и к предложениям сторонников мобилизационной модели экономики. 

Поскольку аксиомы либерализма хорошо известны, в том числе и по конкретным результатам их претворения в жизнь в нашей стране, напомню лишь о некоторых альтернативных идеях мобилизационной экономики: 
— необходимо национализировать крупную частную собственность, происхождение которой имеет в глазах общества нелегитимный характер; 
— в руках государства должен быть сосредоточен основной массив экономики и финансов; 
— общенародная собственность на природные ресурсы, промышленность, транспорт, энергетику, связь, внешнеэкономическую деятельность, банковскую систему; 
— запрет на свободное движение капиталов через границу и мораторий на выплаты по зарубежным долгам российских компаний и банков; 
— ратификация 20-й статьи Конвенции ООН о борьбе с коррупцией («Незаконное обогащение»); 
— идеологией системных социальных преобразований должна стать социально-консервативная парадигма, которая содержит в себе идеи социальной справедливости, патриотизма, цивилизационной идентичности; 
— лишение идеологии либерализма монополии в информационной политике и надёжный заслон попыткам её сторонников взять под свой контроль социальные протесты населения. 

Отвечать на эти и другие трудные вопросы нам всё же придётся. При этом очевидно, что любые попытки решать судьбу России по чужим фасонам и моделям и без участия самого народа в определении своей судьбы заранее обречены на бесславный провал.