Румыния и Молдова: выбор после выборов

На модерации Отложенный

После того, как из-за конфликта на Украине обострились отношения между Западом и Россией, любые выборы в бывших советских республиках и в соседних с ними государствах считаются судьбоносными, а политические силы делят на пророссийские и проевропейские. 

Молдова, несомненно, входит в сферу геополитических интересов России и Румынии. Также, от ситуации в этой стране и от расстановки политических сил, находящихся у власти, во многом зависит судьба Приднестровья и ситуация в южных областях Украины.

Таким образом, несколько неожиданные результаты ноябрьских парламентских выборов в  Молдове и президентских в Румынии, несомненно будут иметь значительное влияние на геополитическую  ситуацию в  регионе и на развитие отношений в политическом шестиугольнике Россия-Украина-Приднестровье-Молдова-Румыния-Европейский Союз.

Итоги выборов в Молдове фактически отразили реальный политический расклад в республике и фактически обозначили раскол среди населения. Формально, на выборах победили проевропейские силы. Но почему-то не покидает ощущение, что эта победа какая-то уж совсем вымученная, практически, на грани. За пророссийские партии социалистов и коммунистов наиболее активно голосовали на севере Молдовы в муниципии Бэлць, где живёт много русских и украинцев, в Гагаузской автономии и в Кишинёве, где также высок процент русскоязычного населения.  Высокий результат, который получила на выборах пророссийская Партия социалистов (более 21%)  обусловлен также активной российской пропагандой и тем, что накануне выборов с предвыборной дистанции была снята другая пророссийская политсила – Patria («Родина»). Несмотря на ряд внешнеполитических успехов – подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и введение безвизового режима с Евросоюзом, ситуация в стране остается непростой. Отсутствие реформ, сложная ситуация в экономике и социальной сфере, коррупционные скандалы с вовлечением в них местных олигархов, cработали против проевропейских политиков. В целом, в ходе прошедших выборов избиратели ориентировались не на программы реформ, а на геополитический вектор.

Проевропейским силам, которые будут иметь в парламенте Молдовы всего  55 голосов из 101, предстоит отстаивать в политической борьбе европейский вектор развития. Если новоизбранная проевропейская власть снова не выполнит свои обещания, то  следующие выборы будут также геополитическими и развернут страну к России и Таможенному Союзу.

Следует отметить, что в нынешних геополитических раскладах  элементом сдерживания  проевропейских сил Молдовы является Приднестровье. В современных условиях расположение Приднестровья  имеет для России важнейшее значение для отстаивания ее геостратегических интересов в Восточной Европе, на Украине и в Придунайском регионе,  поскольку до Одессы  рукой подать, до устья Дуная опять-таки близко, до перекопского перешейка недалеко, а от северной оконечности Приднестровья легко добраться до Черновцов, Тернополя, Винницы, не говоря уже о Кишинёве, Яссах.

Несомненно, что непризнанную республику и пророссийски настроенные слои населения в ряде других регионов Молдовы Россия, имеющая опыт дестабилизации ситуации на Украине,  может использовать в своих целях  для раскалывания страны на части. При этом необходимо учитывать, что в Приднестровье находится боеспособный контингент российских войск, а бывшие сотрудники МГБ ПМР принимали активное руководящее участие в аннексии Крыма и создании ДНР и ЛНР на Донбассе. И основания для таких прогнозов существуют. Так, в частности, согласно заявлению президента ПМР Евгения Шевчука, сделанному в ноябре с намеком на крымский сценарий, Тирасполь может самостоятельно определить свою судьбу с помощью референдума.

Дестабилизация в Молдове неминуемо создаст угрозу ситуации в Одесской области Украины. Поэтому Киев объективно заинтересован в сохранении стабильности в Молдове.

Значительное влияние на стабильность в регионе оказывает позиция Румынии.  В феврале этого года находящийся с визитом в Бухаресте лидер группы социалистов в Европарламенте Ханнес Свобода заявил, что «Республика Молдова в настоящий момент сталкивается с двумя угрозами: Россией и президентом (Румынии) Траяном Бэсеску». Лидер ПМР Евгений Шевчук также указывал, что планы Траяна Бэсеку по присоединению Молдовы, являются одним из факторов формирования Приднестровского конфликта.

Румынское руководство,  вплоть до избрания новым президентом Клауса Йоханниса,  озвучивало планы  присоединения Молдовы. В Бухаресте не делали секрета, что путь в Евросоюз для Молдавии лежит через объединение с Румынией. Траян Бэсеску аншлюс Молдавии даже назвал национальной идеей. А премьер Виктор Понта, надеясь быть избранным в президенты страны, даже обозначил и дату, когда это должно произойти,— 2018 год. Однако по результатам выборов президентом Румынии  стал либерал  Клаус Йоханнис, который де-факто вступит в должность 22-го декабря.

Новоизбранный президент не воспринимается в румынском обществе как преемник президента Траяна Бэсеску, который в истории Румынии останется как глава государства, дважды подвергавшийся процедуре импичмента.

Впервые это произошло в 2007 г., когда Консервативная партия, Социал-демократическая партия и партия «Романия Маре» («Великая Румыния») обвинили Бэсеску в превышении полномочий. Во второй раз процедура импичмента была инициирована в 2012 г. правящим Социал-либеральным союзом, обвинившим президента в нарушении конституции и создании препятствий для работы правительства. Это решение стало следствием конфликта между Бэсеску и Понтой, возглавившим правительство после победы на парламентских выборах 2012 г.

Но оба раза Траяну Бэсеску удавалось выйти «сухим» из воды, чтобы потом с новыми силами продолжить борьбу со своими политическими оппонентами.

В победе Йоханниса  свою роль сыграл запрос румынского общества на борьбу с коррупцией, которая для Румынии — настоящий бич: страна имеет репутацию одной из наиболее коррумпированных в Евросоюзе. Уровень коррупции в этой стране в четыре раза превосходит среднеевропейский показатель. Например, за месяц до выборов Национальное антикоррупционное управление Румынии (DNA) заподозрило нескольких бывших министров из разных партий в том, что с 2000 по 2005 годы они получали взятки от таких IT-концернов, как Microsoft и Fujitsu Siemens Computers. Общая сумма взяток оценена примерно в 50 млн. евро. В мае этого года сам Бэесеку обвинил премьера Румынии в отмывании денежных средств. По словам  президента сума в 3,1 млрд. евро, которые Евросоюз выделил на развитие экономики Румынии, осела в карманах соратников В.Понти.

На сегодняшний день недостаточная борьба с этим явлением в высших эшелонах власти является одной из причин, по которой Румыния до сих пор не вошла в Шенгенскую зону.

Клаус Йоханнис — тоже не ангел. Его, в свое время,  обвиняли в аферах с недвижимостью. Но за Йоханниса, судя по всему, румыны голосовали потому, что в его шкафу значительно меньше коррупционных «скелетов», чем у других румынских политиков. А ведь от президента во многом зависит и эффективность борьбы с коррупцией: именно глава государства отвечает за назначения на ключевые должности в прокуратуре. В общем, не случайно Йоханнис уже объявил в своей стране войну коррупции.

В ходе своей предвыборной кампании новоизбранный президент говорил, что одним из его приоритетов будет поддержка европейской направленности Молдовы. Поэтому он не будет лишний раз накалять отношения между двумя странами и ставить коллег из Кишинева в неприятное положение, выступая с громкими политическими заявлениями и проектами популистского характера, как это любил делать Траян Бэсеску, Клаус Йоханнис занял более умеренную позицию. «Если граждане Молдовы захотят объединения с Румынией, никто не сможет их остановить. Но если они не захотят этого, то никто их не обяжет», - объявил он.

Что касается Украины, то Бухарест проводил, по сути, конфронтационную политику в отношении этой страны. Такому подходу способствовали проблемы в двусторонних отношениях: вопрос нацменьшинств, строительство канала «Дунай — Черное море», делимитация континентального шельфа и исключительных экономических зон, включая долгий спор вокруг острова Змеиный, выдача румынских паспортов украинским гражданам в Черновицкой области, Одесской и Закарпатской областях.

Кроме того, весна 2014 года придала второе дыхание политике Румынии по укреплению своих позиций на территориях, которые в Бухаресте  считают либо исконно румынскими, либо такими, которые должны находиться в сфере  влияния. Противостояние Москвы и нынешнего Киева, вошедшее в активную фазу с 1 марта, создало для правительства бывшего президента Траяна Бэсеску  благоприятные условия по энергичному укреплению своих позиций на «утраченных землях».

Румыния демонстрировала заинтересованность в эскалации российско-украинского противостояния, чтобы исключить в обозримом будущем скоординированную точку зрения России и Украины по противодействию геополитическим планам Бухареста. В геополитическом плане, Румыния также заинтересована в том, чтобы ослабить Россию путём сталкивания её с Западом и, тем самым, не дать Кремлю эффективно отстаивать свои интересы в Молдове и помогать Приднестровью.  В интересах Румынии ослабить и Украину, чтобы в будущем Бухаресту легче было закрепляться в Южной Бессарабии, Северной Буковине, острове Майкан на Дунае. Также Румыния не против навечно застраховаться от возможности возвращения Украиной утраченного ею в 2009 году газоносного шельфа у Черноморского острова Змеиный.

Однако, с приходом к власти Клауса Йоханниса ситуация может поменяться, ведь новоизбранный президент заверил своего коллегу в Киеве о желании строить добрососедские отношения и выразил поддержку Украине в ее евроинтеграционных намерениях.

Как будут развиваться события, покажет время.  Однако хотелось бы верить, что политики смогут удержать ситуацию в регионе в стабильном состоянии.