Кудрин предложил бизнесу поблажку
Ведомство пообещало умерить налоговые аппетиты на 230 млрд рублей
Ставка страховых взносов, которые должны с 2011 года выплачивать предприятия за своих работников, может быть повышена не до 34%, а до 32%. О готовности сделать такой щедрый жест в сторону бизнеса сообщил в четверг вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин. Правда, подарок может не получиться. В Минздравсоцразвития, которое было идеологом перехода от единого социального налога к страховым взносам и повышения ставки с 26 до 34%, говорят, что никаких переговоров об изменении параметров реформы не было.
"Сейчас прорабатывается предложение в 2011 году осуществить переход не к 34% базовой ставки страховых платежей в социальные фонды, а к 32%", - заявил Алексей Кудрин.
Министр финансов пояснил, что 2% будут сэкономлены за счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Сейчас закон устанавливает, что с 2011 года ставка отчислений в этот фонд составит 5,1%. Минфин предлагает не повышать эти отчисления, оставив их на текущем уровне 3,1%. "Выпадающая разница для ФОМС составит 230 млрд рублей", - заявил Алексей Кудрин.
Заявление министра финансов стало неожиданностью для Минздравсоцразвития. "С нами никаких переговоров о снижении отчислений в ФОМС проведено не было. Сейчас мы разрабатываем законопроект об обязательном медицинском страховании с учетом ранее принятых параметров", - говорит представитель Минздравсоцразвития Софья Малявина.
Бизнес не готов платить до окончания кризиса
С гораздо большим пиететом отнеслись к словам Кудрина представители бизнеса. Предприниматели требовали от правительства отложить повышение фискальной нагрузки на более благоприятное время с момента принятия решения о переходе на страховые взносы. По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, повышение ставки нужно было отложить как минимум до 2012 года.
"Это шаг в нужном направлении, мы не можем его не приветствовать", - заявил Александр Шохин. Однако, по его мнению, это недостаточная мера. "Было бы правильно распространить рассрочку по повышению нагрузки, как это сделано для ряда предприятий, на весь бизнес. Повышение до 34% должно состояться только после того, как показатели деятельности предприятий и экономика вернутся на докризисный уровень", - говорит глава РСПП. По его словам, компенсировать выпадающие доходы можно было бы за счет приватизации государственной собственности. В правительстве предложения Минфина пока не обсуждались.
Инновации дорого обойдутся
Помимо намерения повысить ставку взносов на 6% вместо 8% министр финансов предложил расширить список предприятий, которые в ближайшие годы будут пользоваться льготной ставкой по социальным страховым платежам, то есть уплачивать во внебюджетные фонды не 34%, а 14%, как сейчас.
"К таким предприятиям предлагаю отнести резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, малых инновационных компаний при вузах, прочих инновационных компаний", - сказал Алексей Кудрин, пояснив, что повышение взносов налагает особое бремя именно на инновационные компании. При этом министр финансов заявил, что пенсионные накопления работников таких компаний не пострадают, так как недополученные средства в пенсионную систему будет перечислять федеральный бюджет.
"Новые льготы в этой сфере будут составлять до 70-100 млрд рублей. Таким образом, эта нагрузка ляжет на федеральный бюджет", - заявил Алексей Кудрин. Таким образом, поддержка инновационных предприятий обойдется бюджету примерно в 310- 340 млрд рублей. Примерно столько в 2011 году составят дополнительные трансферты из бюджета в ФОМС и Пенсионный фонд.
Во что превратился ЕСН
Решение об отмене ЕСН было принято правительством в 2008 году. Тогда было решено, что с 2010 года ЕСН будет заменен страховыми взносами, а с 2011 года ставка взносов повысится до 34%. Таким образом, 2010 год будет переходным периодом, в течение которого сохранится действующая ставка взносов, то есть 20% в Пенсионный фонд, 2,9% в Фонд социального страхования и 3,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
С 2011 года ставка страховых взносов возрастет до 34%: в Пенсионный фонд будут направляться 26%, в Фонд социального страхования - 2,9% и в ФОМС - 5,1%.
Приобретет ли бизнес столько, сколько потеряет медицина?
Валерий Зубов, член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству (фракция "Справедливая Россия"), доктор экономических наук
Нет, не приобретет, и на это есть ровно две причины. Первая заключается в том, что мы говорим сейчас о налогах, о том, что платится "справа", на выходе, после реализации продукции. Однако у нас еще есть налоги "слева" - это те затраты, которых предприятия избежать не могут и платят, к примеру, в качестве тарифов на услуги естественных монополий. А эти средства с лихвой перекрывают те 2%, о которых мы говорим. То есть я хочу сказать, что сегодня у нас налогообложение бизнеса в первую очередь страдает не от тех прямых и написанных в строчках налогов на прибыль, на добавленную стоимость (НДС), от единого социального налога (ЕСН) и так далее, а от тех затрат, которые предприниматели обязаны нести в силу существования монополизированного сектора перевозок, тепло и электроснабжения, прямых покупок газа и тому подобного.
Михаил Орлов, руководитель комитета "ОПОРЫ России" по учету и налоговому администрированию
На самом деле я не уверен, что медицина от этого потеряет что-то еще, потому что с учетом самого революционного изменения системы страховых платежей Федеральный фонд обязательного медицинского страхования уже, я думаю, потеряет немало по сравнению с сегодняшним днем. Почему? Потому что зарплаты, очевидно, будут уходить в тень. Ну а что касается бизнеса, то очевидно, что 2% кардинально ситуацию для него тоже не решат. Вспомните, ведь снижение НДС на аналогичные 2% не произвело никакого впечатления, а это все-таки более значимый показатель.
Николай Герасименко, первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья (фракция "Единая Россия"), академик РАМН, доктор медицинских наук
Не знаю, насколько выиграет бизнес, но то, что здравоохранение потеряет, очевидно. Смотрите, в чем была проблема медицинской помощи и за что, как говорится, боролись. У нас не хватало ресурсов для того, чтобы полностью выполнить программу госгарантий. Поэтому речь и шла о возврате к страховым взносам, которые у нас уже были раньше и которые были заменены на ЕСН. Сейчас программа государственных гарантий выполняется примерно на 70% в финансовом выражении, то есть около 30% не хватает. На покрытие этой недостачи и были рассчитаны дополнительные средства.
Поэтому если сегодня за счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования действительно произойдет уменьшение поступлений, то по-прежнему будет ощущаться нехватка ресурсов. То есть, по-простому говоря, люди снова вынуждены будут платить, ничего в этом смысле не изменится. Да, понятно, что пенсионная ситуация очень напряженная, потому что на пенсию сегодня выходит послевоенное поколение.
Действительно, дефицит Пенсионного фонда - около 1 трлн рублей. Но даже он все равно не будет стопроцентно погашен за счет страховых тарифов, все равно потребуется добавление денег из бюджета. А потому делать что-то за счет медицинского страхования, мне кажется, не очень хорошо. Тем более чтоодна из главных наших проблем - это высокая смертность населения, и перед нами стояла задача улучшить вопросы оказания медицинской помощи. Однако, насколько я понимаю, то, о чем мы сейчас говорим, еще будет обсуждаться. Поэтому полагаю, что наш комитет будет отстаивать такую позицию, чтобы сохранить прежние параметры страхового тарифа на обязательное медицинское страхование.
Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель правления Института современного развития
Отвечу кратко и в форме шутки. Помните, был такой анекдот, где говорилось, что ложки нашлись, а осадок остался? Так вот, теперь может получиться, что ложки пропадут, а осадок подсластят.
Комментарии